РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Анализ стихотворения М.И. Цветаевой "Я - страница твоему перу"

Исполнитель

Лепешкина Л.Е.,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Гимназия (английская)», г. Магадан

Я — страница твоему перу.
Всё приму. Я белая страница.
Я — хранитель твоему добру:
Возращу и возвращу сторицей.

Я — деревня, чёрная земля.
Ты мне — луч и дождевая влага.
Ты — Господь и Господин, а я —
Чернозём — и белая бумага!

М. Цветаева
10 июля 1918

 

Стихотворение М.И. Цветаевой «Я - страница твоему перу» было написано 10 июля 1918 года и входит в сборник «Психея». Психе́я, или Психе́ — в древнегреческой мифологии олицетворение души, дыхания; представлялась в образе бабочки или девушки с крыльями бабочки. Название сборника прямо указывает на то, что в центре внимания душевные переживания лирической героини, девушки, образ которой близок лирическому «я» самой поэтессы. В стихотворении «Я - страница твоему перу» основной является тема поэта и поэзии, в нём исследуется процесс творчества, это размышления и переживания поэта-художника.

Основную тему и идею позволяют выразить

На лексико-семантическом уровне выделяются 3 главных смысловых поля:

  1. Бог, Творец, Господин, Господь (Хранитель, добро, луч, Господин, Господь, перо).
  2. Земля, материя (возращу, деревня, земля, луч, влага).
  3. Поэт, творчество (Странница, перо, бумага).

Одно семантическое поле наслаивается на другое. Но это не простое наслаивание, это тесная связь основных смыслов стихотворения, помогающих выразить главную мысль стихотворения - поэт обладает Божественным даром, ниспосланным ему Творцом. Но он, поэт, обладатель этого дара, наделен функцией преобразовывать, изменять действительность.

Суть взаимоотношений Бога и Поэта передается через контекстуальные синонимы и антонимы, которые противопоставляются друг другу: Господь и Господин (контекстуальные синонимы) противопоставлены контекстуальным антонимам чернозем и бумага.

Поэт - выразитель воли Творца: «Я - страница твоему перу». Лексический повтор «белая» (страница, бумага) далеко не случаен: эпитет белый в традиционном понимании означает чистоту, непорочность, святость, чёрный - враждебность. В творчестве М.И. Цветаевой белый и чёрный цвет имеет иную функцию. Белый - пустой, бедный. Чёрный – насыщенный смыслом, избранный. У Цветаевой белая страница - свободная от чего-либо, чистая, пустая, на ней будет все, что пошлёт Творец.

В стихотворении есть еще контекстуальные синонимы чернозём и бумага. Чернозём - это что - то плодовитое, богатое, белая бумага - что-то пустое, бедное, простое. Они, по сути, являются лексическими антонимами. Это подтверждает мысль о сложности и противоречивости внутреннего мира поэта. Отсюда вывод: в душе поэта кипят страсти, но он в полном подчинении Господу. Поэтический дар - дар Божественный. Это подтверждается словами высокого стиля: хранитель (ассоциация с Ангелом - хранителем), Господь, Господин, добро.

Стихотворение построено на антитезе, но поэт и Создатель тесно взаимосвязаны. Поэт получает дар от Бога – добро, которое он взращивает и возвращает. Итак, мы доказали на лексико-семантическом уровне главную идею произведения: поэт-орудие Божьей воли, выразитель его идей. Только тот истинный поэт, кто наделен этим даром.

В стихотворении мало движения, оно статично. На эту мысль наталкивает анализ морфологии. В произведении 13 существительных, 10 местоимений, 4 прилагательных, З глагола и всего одно наречие.

Стихотворный размер, выбранный Цветаевой, играет немаловажную роль. Это пятистопный хорей с пиррихием.

Стихотворение имеет регулярную рифму - перекрёстную.

Перу-добру (точная, мужская)

Страница - сторицей (неточная, женская).

В первом катрене есть ещё внутренняя рифма: приму-твоему-возращу -возвращу.

В первом четверостишии 27 звонких согласных, из них 15 сонорных и 19 глухих. Во втором - 30 звонких, из них 15 сонорных и только 9 глухих.

Можно сделать вывод, что голос, согласный звук преобладает, он заполняет всё фонетическое пространство.

В первом четверостишье повторяются звуки [с], [т], [р]. Они ассоциируются со струей, строкой. Звук [р] придает тексту силу, мощь.

Во втором катрене повторяются звуки [жд], [д], [т]. Старославянское сочетание [жд] придает торжественность. Повторяющиеся звуки [в ] [ з ] [в ] [р ] создают ощущение круговорота, закольцованности.

Исследуя гласные, приходим к выводу: если речь идёт о поэте, используются открытые гласные. Поэт принимает дар Творца.

Как видим, фонетика стихотворения помогает также выразить главную мысль стихотворения. Проанализируем синтаксический уровень стихотворения. Он разнообразен: есть двусоставные, односоставные предложения. В первом двусоставном предложении нет активного деятеля, во втором сказуемое обозначает деятеля (хранитель). Сказуемое односоставного определённо-личного предложения ясно указывает на производителя действия: Приму. М.И. Цветаева пользуется излюбленным приёмом нанизывания однородных членов, где все однородные члены- составные именные сказуемые.

Я - деревня, земля.
Ты - луч и влага.
Ты - Господь и Господин, а я-
Чернозём и бумага.

Большую роль в данном стихотворении играет тире, излюбленный знак Марины Ивановны. Оно создает особую эмоциональную напряженность, акцентирует внимание на главном.

Как видим, стихотворение «Я — страница твоему перу» М.И. Цветаевой разнопланово и интересно. В нем, как в зеркале, отразились стилевые черты, которые ни с чьими другими не перепутаешь. Если бы мы даже не знали, что автор стихотворения Цветаева, мы бы, только однажды взглянув на него, тотчас догадались бы, что это она, Марина Ивановна.

Только она может в такой сжатой, сконцентрированной форме сказать многое, бесконечное многое, чего нельзя передать в двух простых четверостишьях. Цветаева – непостижимый мир, и нам еще только предстоит его открыть.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены