РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Метод интеллект-карт как способ формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Белозер Дарья Николаевна,
МБОУ «Школа №27»,
учитель начальных классов

Целью современного образования является развитие личности каждого ребенка. Задача НОО – развитие творческих способностей и стремления к самосовершенствованию, через сохранение здоровья, развитие эмоционально-чувственной сферы, социально-личностная адаптация каждого ребенка. Самостоятельное приобретение знаний школьниками, работа с информацией, анализ, синтез, сравнение и наблюдение все это поможет в различных жизненных ситуациях найти решения нестандартных проблем. Взаимодействие обучающихся в творческой деятельности друг с другом – это задача учителя. В результате коммуникации учитель передает учащимся необходимый объем знаний, а их задача - научиться.

Появление метода интеллект-карт неразрывно связано с именем британского психолога Тони Бьюзена, который, старался ответить на вопрос: «Как научить учиться?»

Интеллект-карты. Что это такое?

Реальные процессы мышления, отображенные на бумаге, определяющиеся тремя главными свойствами: наглядность, привлекательность и запоминаемость лежат в основе метода интеллект-карт. Благодаря наглядности, различные проблемы, можно окинуть одним взором; рассматривать интеллект-карту не только занимательно, но и приятно, если использовать яркие, красочные цвета для ее оформления; используя образы, символы и смайлы активизируется работа обоих полушарий мозга и как следствие учащиеся быстро все запоминают.

За основу построения интеллект-карты берется центральный образ или тема. Далее к ним добавляются ветви первого уровня, на которых записываются слова, раскрывающие основную идею. Аналогично, к ветвям первого уровня добавляются ветви второго, третьего, четвертого уровней со словами-ассоциациями. При построении рекомендовано использовать большое количество разных цветов, отображающих разнообразие тем. По возможности, можно добавить рисунки, смайлы, раскрывающие слова на ветвях. Этот так называемый мнемонический приём позволяет соединить пару – слово-образ. С помощью двухсторонних стрелок устанавливаются связи между понятиями, расположенными на разных ветвях. Визуальное выделение информационных блоков достигается за счёт введения цветных ореолов.

Поделюсь опытом по формированию УУД с помощью интеллект-карт.

Окружающий мир. 1 класс. «Россия – наша Родина»

За основу построения интеллект-карты берется центральный образ России, информацию о ней можно разделить на семь блоков и сгруппировать их по следующим признакам: символы, народы, природные зоны, животные, растения, красная книга и охрана природы. Это и есть главные ветви, отходящие от центрального образа. Затем обучающиеся добавляют к главным ветвям столько ответвлений, сколько необходимо для раскрытия смысла ключевых слов. Выполнение такой работы требует от детей серьёзных логических операций: сравнения, анализа, классификации, группировки, синтеза и наблюдения. Графические образы (картинки животных и растений), подходящие к словам, размещённым на ветвях интеллект-карт были заранее приготовлены. Интеллект-карта представила всю информацию о России в сжатом, компактном, удобном для восприятия и передачи виде.

Систематическое применение интеллект-карт позволяет формировать знания, умения и навыки; компетентности (информационную, коммуникативную, личностную, регулятивную); визуализировать процессы мышления; изучать личности учащихся; познавать себя и регулировать свою деятельность.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены