РАЗРАБОТКИ
|
Отцы и дети-размышление по поводуЯремовская Наталья Михайловна, Есть у учителей замечательная и ответственная возможность: наблюдать за своими учениками на протяжении многих лет, быть свидетелями становления их характера, а порой и судьбы. Сколько их, этих судеб проходит за годы работы… Сколько неразгаданных тайн, необъяснимых поступков…Иногда слишком необъяснимых… Время быстротечно. Век спешит за веком, события - разные по масштабу и значимости – летят одно за другим, сменяются поколение за поколениями. Но вечными остаются вопросы существования человечества: любви и ненависти, жизни и смерти, противостояния «отцов и детей», стремление доказать свое превосходство, свою правоту. Передо мной стопка тетрадок со школьными сочинениями учеников девятых - одиннадцатых классов. Сочинения на свободную тему, но объединяет их общая мысль: «Что же волнует молодых 21 века»? Молодежь не терпит фальши, поэтому, вызывая их на живой, откровенный разговор, надеялась на их открытость и искренность… Глядя на современных ребят, многие из нас, взрослых, делают выводы: «Нет, мы когда-то не такими были…», часто сетуют на равнодушие, бездушие молодых, на их стремление уйти от проблем, отгородиться от всего. А влекут лишь грохочущая музыка, стильная одежда, беспечное, бездельное времяпровождение, интерес к спиртному и даже наркотикам. Да, такое есть. Но это замечают и сами молодые: «Чего тревожиться, ведь тебе почти 16 лет и впереди – вся жизнь! Почему же иной раз охватывает тоска, страх перед будущим? Особенно тяжело становится, когда видишь, что окружают тебя вроде бы нормальные девчонки и парни, а довериться – некому! Не с кем поговорить! Да и о чем!? Поражает жестокость окружающих. Ко всему и ко всем! К родителям, которых не жалеют, к учителям, которых доводят до болезни, к тем, кто слабее их, постоянно унижая и оскорбляя… Многие живут тем, чтобы найти выпить, «побезобразничать» на дискотеке, а потом бурно и с каким-то «героизмом» обсуждать на следующий день свои проделки». Получается, что все «болезни» взрослых и общества в целом, «перекидываются» в первую очередь на детей, на молодых. Это и одиночество среди людей, и бесцельность, неумение найти себя, алкоголизм… Отношения между взрослыми и детьми подобны бумерангу: что заложено, то и вернется. В их поведении – наши ошибки, наша недобросовестность, безразличие друг к другу. Где мы учимся жизни? Где приобретаем важные качества? Несмотря на многочисленные источники информации - радио, телевидение, Интернет – учимся мы дома, в семье! И как же становится вдруг больно, обидно и очень горько, когда повзрослевший ребенок вдруг отдаляется от тебя, чаще уходит из дома, советуется с тобой не в первую очередь или вообще ничего не говорит. Охватывает паника, начинаешь искать причины. Нет, конечно, не в себе. Мы - то остались прежними. Это он стал другим. Чужим. Почему? Отчего? « Люди на селе живут одной заботой – дом, хозяйство, работа (если есть). Им некогда от усталости следить за молодежью. И та постепенно «отбивается « от рук, деградирует. Разве это не правда? Очень обидно сознавать, но именно мы, взрослые, в вечной погоне за благополучием, да и просто «выживая» в постоянных трудностях и стрессах, отмахиваясь и ссылаясь то на работу, то на усталость, «уходим» от них, отдаляемся, нас хватает на дежурные фразы: « Уроки сделал? Пообедал?» и т.п. А ведь просто наступают времена, когда дети, выросшие наши дети, начинают смотреть на нас и окружающее критически, ищут не столько достоинства, сколько недостатки. Да, это обидно и кажется нам несправедливым… Один древнегреческий философ предупреждал земледельца, возделывающего пашню: «Берегись, друг, если только пашню хочешь возделать, а душу пустынной оставить…» Пустынная, необработанная душа – не вечный ли укор нашей учительской и родительской совести? Сколько же нужно терпения, мудрости, понимания, чтобы разобраться, почему же не доверяют нам молодые? Возможно, все дело в том, что часто возникает у нас разлад между словом и делом, советуем, поучаем, преподнося прописные истины, а сами делаем все абсолютно наоборот. А ведь учить можно только тому, во что сам веришь, сам так живешь, только тогда. Не потому ли молодые уходят в неформальные группы, объявляя своим поведением, внешним видом, поступками несогласие с обманом, двойной моралью? Наше время неторопливым не назовешь. Порой мы – родители - искусственно завышаем свои возможности, возможности своей семьи. Изо всех сил стараемся не быть хуже соседей, коллег. И надо ли удивляться, что за нами тянутся наши дети? Всему свое время. Так просто и так мудро. Но именно мы, взрослые, стараемся опередить время, рождая у детей нетерпение, нежелание и неумение ждать, добиваться всего своим трудом. Именно это толкает на поиски «легкой» жизни, обходной тропочки, которая быстрее приведет к цели. Молодежь необычайно восприимчива к правдивости, искренности, не терпит фальши, очень ценят уважительное отношение к себе как личности, уважение их желаний, права на выбор. «Научиться уважать других можно, научившись уважать себя. Почему я так думаю? Чтобы оценить честность другого человека, надо самому быть честным; чтобы оценить чужой труд, надо самому знать, какой ценой зарабатывается копейка…» Перелистываю и закрываю последнюю страничку тетрадки, задумываюсь… Что же такого есть в современных ребятах, чего не было в нас? Нужно ли сравнивать? Мир изменчив. У молодых сегодня многое иное, нежели вчера: взгляды, убеждения, ценности. Они более рациональны в желаниях, практичнее нас, здраво оценивают реалии нашего времени, замечая нравственные пороки общества - безразличие, жестокость друг к другу, обман, критически относятся к себе и другим. Но все они – жители маленьких сел и больших городов – наши дети, это наши удачи и поражения, наша прожитая жизнь и наши несостоявшиеся мечты. Они не хуже нас и, может быть, не лучше нас – они просто другие.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В России предложили сократить срок обучения в школе Министр просвещения призвал запретить сайты с готовыми домашними заданиями Опубликованы проекты демонстрационных вариантов ОГЭ на 2025 год Глава Рособрнадзора предложил реформу школьных экзаменов после 9 класса В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Статей за текущий месяц нет.
|
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены