РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Письмо Президенту РФ

Уважаемый Господин Президент!
Мы, участники учительского сообщества, объединенного порталом ЗАВУЧ.ИНФО, изучили подписанный Вами документ, именуемый «Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» и хотим поделиться с Вами своим отношением к нему.

 Полагаем, что Вам, как юристу и руководителю с большим стажем, понятно, что эти слова — не пустой звук. И наверняка Вы понимаете, что подписанная Вами «Инициатива» не может претендовать на столь высокий статус, поскольку она:

а) не обсуждалась на национальном уровне всеми гражданами, хотя касается именно всех граждан;

б) не содержит и намека на стратегию, являя собой благие пожелания о хорошей жизни для отдельной категории граждан, и не более того.

 На наш взгляд, неопределенный статус данного документа, подготовленного Вам на подпись в режиме непубличного обсуждения в узком доверительном кругу чиновников и близких к ним лиц, делает его не только посмешищем со стороны общества, но и открывает возможность для бесконтрольного списывания бюджетных средств на цели, не являющиеся на самом деле тактически и стратегически важными для современной российской школы и для российского общества в целом.

 В этом документе нет ни слова честной фиксации существующего плачевного положения дел в Российском образовании, нет целей и стратегических задач, стоящих перед страной и ее системой образования, нет ни слова профессиональной оценки перспектив и возможных путей реализации этих задач, нет вообще ни одного профессионального слова.

Но есть в большом количестве правильные, на первый взгляд непосвященного человека, но ничем не обоснованные, слова о том, что «школа и учитель должны меняться», а так же выдернутые из общего контекста системы образования, «главные» направления, на которые будут направлены государственные ресурсы.

       Подписанный Вами документ, господин Президент, это — не более чем благое пожелание, поскольку в нем нет ни научного и системного подхода, ни хоть какой-то опоры на существующую действительность: на реально существующие школы и на их реальные проблемы.

Все, о чем написано в «Инициативе» можно было бы и принять, но не в нашей стране или уж, как минимум, не сейчас, поскольку решать надо иные проблемы, чем те, что описаны в ней.

 Не нужно строить новых школ когда в существующих обваливаются крыши — это ясно любому здравомыслящему человеку, но не чиновникам, которые готовили «Инициативу» Вам на подпись. У чиновников свои цели, не связанные никак с проблемами школы и образования в целом.

 Второй существенной проблемой данного документа является то, что он открывает дорогу для фактического создания в нашей стране системы образования по западной модели, где существует четко разграниченное «элитное» и «обычное» образование и где образование является платным.

 И хотя на всех уровнях нам говорят о том, что социальные гарантии нашего государства сохранятся, на практике мы видим обратное: медицина уже, по факту, перестала быть бесплатной, высшее образование — тоже, теперь осталось перевести на экономические рельсы среднюю школу.

 Именно этим двум целям и посвящена «Национальная инициатива «Наша новая школа»: разделению школы на «элитную» и «обычную» и узакониванию платной (экономической) основы среднего образования в России.

 При этом, обращаем Ваше внимание как Гаранта Конституции, что и первая и вторая цель «Инициативы» противоречат основному Закону страны! 

 Давайте не будем считать наивными жителей России — они четко поймут из предлагаемых в «Инициативе» приоритетных направлений, что бюджетные расходы, направляемые на поддержку «талантливой молодежи» будут потрачены на «правильную», с точки зрения отдельных лиц, талантливую молодежь, а в «новых школах», которые предлагается строить, будут учиться те, чьи родители смогут доказать «достойность» своих чад.

 Уже сегодня «олимпиадное движение», на которое Вы уповаете в «Инициативе» является притчей во языцех у профессионального сообщества по степени коррумпированности и непрозрачности.

 Более того: будучи единственным легитимным способом избежать необходимости проходить процедуру ЕГЭ, именно олимпиады станут уже в текущем году самой скандальной сферой образовательной деятельности, о чем можно судить по изменяющимся правилам их проведения, их регламентам и квотам.

Если в прошлом году у нас вдруг среди абитуриентов ВУЗов образовалось 30% инвалидов, в текущем году к ним, судя по всему, прибавится не меньшее число «победителей олимпиад» и «талантливых самородков», имеющих соответствующие справки.

Вы ратуете в тексте «Инициативы» за автономность школ и равнодоступность бюджетных денег для всех образовательных учреждений. По факту, это означает, что ликвидируется понятие «государственная школа», а с ним — и гарантии единого государственного образования. К этому же подталкивают и «новые образовательные стандарты», о которых Вы так же пишете в тексте «Инициативы».

 На практике, после реализации предлагаемых планов, нас ожидает следующее.

 Каждый регион будет сам определять программы обучения и распределять имеющиеся у него на эту статью средства. Не надо никому объяснять, что бюджеты Москвы и Нальчика существенно разнятся. А это значит, что для получения одинакового уровня образования родителям детей в Нальчике придется доплачивать.

 Учебные планы и учебники для них станут столь разнообразными, что переход из одной школы в другую даже в рамках одного города будет просто невозможен без трат на репетиторство.

 К тому, что в большинстве регионов родители платят всякий год за учебники, все уже как будто привыкли, но это, видимо, была лишь «разведка боем», теперь настало время основному наступлению.

 И вот уже вводится понятие «образовательная услуга», родителям рассказывают о том, что они — заказчики этой «услуги», директорам школ сообщается, что они должны стать «эффективными менеджерами», нацеленными на получение любыми способами вожделенного государственного заказа от чиновников и извлечение прибыли из родителей любыми способами.

 Нельзя не упомянуть и о том, каким станет «новый» учитель, исходя из концепции «Наша новая школа» и каким он уже становится с переходом на новую систему оплаты труда.

 Ввиду того, что доход учителя напрямую зависит от «эффективности» его учеников, он будет вынужден делать ставку на «талантливых» и добиваться их индивидуальных побед. Всем остальным придется довольствоваться остатками внимания, либо доплачивать. 

 Погоня за баллами и справками, собирание всевозможных «портфолио» из работ учеников, стремление к лояльности со стороны администрации — вот что станет целью работы учителя. Не знания, полученные всеми без исключения учениками класса, а успехи отдельных «талантливых детей», справки и отчеты!

 Отношения в учительском коллективе превратятся в рыночную конкурентную среду, где лучшее место под солнцем будет у тех, кто больше дружен с администрацией.

 Педагогические цели будут отодвинуты на второй план и во главу угла встанет «экономическая целесообразность». 

 Школа не будет тратить скудные бюджетные деньги на воспитательные программы, программы трудового обучения, внеклассную работу, если эти деньги не принесут родители или «спонсоры».

 Какой еще, кроме как платной, может быть школа в такой ситуации? И о каком равенстве образования для всех может идти речь в этой атмосфере?

 При этом слова о том, что родители, являясь «заказчиками образовательной услуги», смогут влиять на ее качество, по факту, изначально являются мифом, как является мифом качество современной российской «бесплатной» медицины.

 Спросить за качество «образовательной услуги» не с кого уже сейчас. Типичный разговор в ситуации «поиска правды» в самое ближайшее время будет выглядеть так: «Не нравится наша школа — идите в соседнюю, но будьте готовы к иным учебным программам и, соответственно, репетиторству, покупке учебников, формы и внесению «спонсорского взноса» при переводе». Дикий, бандитский по своим нравственным законам, капитализм по принципу «ты мне — я тебе», станет основой отношений в системе образования, где на самом деле должны царствовать принципы социального партнерства, уважения и профессионализма.

 Доказать что-то, добиться внимания к своему ребенку, выбрать оптимальную для него программу обучения, вообще что-либо решить, с реализацией предложенной Вами, господин Президент, «Инициативы», можно будет ТОЛЬКО через деньги или связи.

И никого не будет интересовать процесс обучения, важны будут справки, бумажки и сертификаты. Образование в традиционном понимании будут получать только дети тех родителей, у кого на это хватит собственного образования и денег.

 Именно поэтому мы утверждаем: в России строится система, поделенная на два основных типа образования: «элитное» и «остальное».

 Отдельно хочется отметить, что в Вами подписанной «Инициативе» нет ни слова о РЕАЛЬНЫХ проблемах в системе образования.

 Например, ничего не сказано о сельской школе, которая сегодня целенаправленно уничтожается. За последний год в стране закрыты тысячи сельских школ, что означает одно — смерть села и сельского хозяйства.

 С закрытием школ на селе мы теряем еще один стратегический восполняемый ресурс и все более превращаемся в «мировой сырьевой придаток», хотя Вы, господин Президент, все время говорите о том, что этого нельзя допустить. Но говоря это, Вы, одновременно, подписываете стратегию, в которой нет места для вложений в село. Как это понимать? Как проявление двойных стандартов в политике?

 Или еще одна проблема современного отечественного образования, на которое указывают родители: отсутствие целенаправленной работы с детьми, направленной на развитие личности в коллективе, общественного воспитания и повышения уровня нравственности.

В «Инициативе» этому не посвящено ни слова. Неужели это не является проблемой современной России?

Является, но Вы предлагаете (за рамками «Инициативы») решать эту проблему за счет привлечения в школу институтов веры. Решение не просто спорное, особенно для многоконфессиональной России, но и странное по форме его принятия.

Исключительно важное и деликатное дело — воспитание нравственного человека, по сути, предлагается отдать церкви (не стоит считать всех наивными) и это решение однозначно трактуется как единственно возможное и не требующее обсуждения.

 Можно и далее приводить примеры того, что является действительно важным и чего нет в Вами подписанной инициативе «Наша новая школа».

 Читая Ваш документ, у нас возник один-единственный вопрос: чья описанная в нем школа?? Она очевидно не наша.

 Мы бы и не волновались, если бы уже сейчас соответствовали предложенной роли «исполнителей образовательного заказа». Какая нам разница, от кого получать деньги — от государства или от родителей?

 Но нам, что называется, «за державу обидно», воспитание у нас такое.

 А главное — мы не считаем, что предлагаемой нам чиновниками перспективы «рыночной школы» заслуживают наши дети и их родители.

 Мы считаем, что социально ориентированное государство, которым является по Конституции Россия, ОБЯЗАНО обеспечить достойный уровень равнодоступного и высокого по качеству образования для всех своих граждан вне зависимости от места проживания.

 

Вы, как Гарант Конституции, с этим не согласны?

 

Мы полагаем, что появление предложенной Вами «Инициативы..» связано с действительно назревшей и актуальной необходимостью наводить порядок в системе образования. Согласны мы и с тем, что существующая модель образования в России требует корректировки и должна иметь план развития.


Однако, ни мы, ни даже Вы, не вправе навязывать обществу свои идеи и принимать поспешные решения в стратегически важных и касающихся всех граждан вопросах, не обеспечивая их соответствующим обсуждением и согласованием.

Вопрос стратегии Российского образования — это вопрос, который касается ВСЕХ граждан России и поэтому не может быть рассмотрен келейно.

Мы предлагаем Вам рассматривать подписанную Вами «Инициативу..» в качестве повода для начала работы над проектом Стратегии Российского образования — документа, которого у нас нет, но который должен стать Конституционным Законом, основные принципы которого, в свою очередь, должны быть утверждены на всенародном Референдуме.

Всего комментариев: 32
avatar
1 Игоревич • 10:03, 11.03.2010

Подпишусь под каждым словом!
Wladislav, скажите, являетесь ли Вы соавтором этой статьи (письма)? И правомерно ли (с точки зрения авторских прав) его нахождение на портале?
avatar
2 Wladislav • 10:43, 11.03.2010

Письмо составлялось коллегиально, в режиме онлайн конференции по Skype, инициаторам написания письма является Евгений Барановский, письмо опубликовано на ЗавучИнфо, текст письма включает и мои личные пожелания и предложения, высказанные при подготовке и обсуждении проекта. Так что , я думаю , ничего страшного не будет в том, если оно будет опубликовано на твоем портале. На авторство я не претендую. Но чем больше учителей будет знать о нем, тем больше пользы будет.
Ответ: Владислав, давайте на ВЫ! Договорились?
avatar
3 Ole4kaVasilevna • 20:16, 13.03.2010

Молодцы! Целиком и полностью подписываюсь под статьёй! Молчать и просто ждать, куда выплывем, - это преступление!
avatar
4 Ирина_Евгеньевна • 20:56, 19.03.2010

Письмо - это здорово! Но к письмам мало кто прислушивается. А митинги протеста и забастовки у нас как-то незаметно канули в лету... Слушаю новости и постоянно удивляюсь: на западе почти каждую неделю бастуют - то таксисты, то шахтеры, то диспетчеры... А у нас все прекрасно!!! Наш профсоюз в спячке? Или куплен с потрохами?
avatar
5 Игоревич • 22:27, 19.03.2010

Наверное, все-таки куплен. Всегда поражался. Куда идут те деньги, которые отчисляются у каждого учителя ежемесячно? Но содержание чиновников. 100% и их машин, домов и прочего.
avatar
6 Гера • 13:34, 20.03.2010

Вопрос куда идут деньги профсоюза я задала себе несколько лет назад, подумала и просто-напросто вышла из профсоюза, это делается очень быстро и легко: пишете заявление в свою бухгалтерию и выходите.. Профсоюз никогда не защищал учителя, я помню все забастовки 90-х годов..
Ответ: Не все так просто. У нас директор говорит так. Тот, кто не состоит в профсоюзе - у нас в школе не работает.
avatar
7 Ирина_Евгеньевна • 22:50, 20.03.2010

А что, не стоит ли нам попробовать всем учительским миром через интернет выразить недоверие руководству нашего профсоюза? Может, что и получится? Выйти из профсоюза - легко, но это не выход... Интересно, а есть сайт нашего профсоюза? И есть ли там форум?
avatar
8 iren66 • 20:28, 23.03.2010

Под статьей подпишусьполностью. Страшно представить ,что ждет учительство и учеников. Лично у нас повышают требования к воспитательной работе, а уже 3 месяц не выплачивают за классное руководство. скажите мелочь? Не знаю, но наверное это тожеговорит о том как к нам относятся. Голос профсоюза просто очень слаб. Выйти из него - не решение проблемы. Каждая область имеет "уездного князя и он все решает". И повезло тем, где решают в пользу просвящения.
avatar
9 Каритас • 21:59, 06.04.2010

Работаю в одной школе "русаком"более 35 лет. Есть с чем сравнить. Я не паникер, скорее, наоборот. Но школа гибнет, если не остановить всю ту вакханалию, в которой участвуют некомпетентные люди (которые сочиняют для нас "наши новые школы"). Поэтому подпишусь под каждым словом. Спасибо авторам, что поработали над посланием. Только вот будет ли оно услышано? sad
avatar
1
10 Рая • 21:46, 17.04.2010

В ЭТОЙ СТАТЬЕ ВСЕ МОИ НАБОЛЕВШИЕ МЫСЛИ! Спасибо авторам! У нас в стране опять та же ситуация: верхи уже не могут управлять по- старому... А что профсоюзы? - один профсоюзный "бог" заявил:" Учителя-это стадо баранов:что им скажут,то делают."А ведь он где-то прав!Где наши забастовки, митинги и т.п.?Они не дальше учительской.Я права?
avatar
11 Игоревич • 22:43, 17.04.2010

правы. потому, что учителя, к сожалению боятся потерять работу. идти им просто некуда. а жалко, что боятся.
avatar
12 Рая • 00:29, 18.04.2010

Да, мне тоже жаль. Не умеем мы защищать себя.Слушайте, а как Вы относитесь ко всяким конкурсам типа
"Лучший учитель" и т.п.?
avatar
13 allo • 22:06, 19.04.2010

Полностью согласна с коллегами!!! В год учителя нас не только унизили и унижают, но данная программа просто развал школ для обычных детей. Почему молчим? А насчет конкурсов.... настроение такое, что не до них, да и только учителя все это делают бесплатно.
avatar
14 KarMaN • 10:43, 20.04.2010

А как Вам новый эксперимент?
21 июля 2009 года на совещании с представителями религиозных конфессий Дмитрий Медведев сообщил о решении поддержать предложение о преподавании в школах основ религиозной культуры и светской этики...
Ученики и их родители смогут выбрать предмет изучения: основы православной культуры, ислама, иудаизма, буддизма...
Эти предметы будут преподавать только светские педагоги...
Эксперимент будет проводиться с 2010 года в течение трёх лет в 18 регионах России.
У меня нет слов... А У ВАС?
avatar
2
15 Рая • 22:53, 21.04.2010

У меня тоже нет слов! Очередная компанейшина!Все это напоминает пир во время чумы.
avatar
22 YuliaG • 20:35, 19.01.2011

Слышала это тоже на совещании. А во ФГОСе 2 поколения уже заложена духовно-нравственная культура, учебники к которой уже выпускают. И не все содержат то, что нужно.
avatar
16 Сергеев_ЕВ • 14:22, 30.07.2010

Точно! В этой самой инициативе одни декларации о намерениях, ничего более! Какой же это программный документ!
Quote
Школы как центры досуга будут открыты в будние и воскресные дни
...а мы после уроков будем табуретки колотить на продажу, да трусы в горошек шить. А что, надо же как-то 30 000 на школу в месяц зарабатывать... Мы на кого учились? На аниматоров? На тренеров? На самоделкиных?
Еще мне нравится вот это:
Quote
Отдельная задача - привлечение в школу учителей, не имеющих базового педагогического образования
и это:
Quote
Педагогические вузы должны быть постепенно преобразованы либо в крупные базовые центры подготовки учителей, либо в факультеты классических университетов
С базара учителей наберем, короче.
-------------------
Не знаю... Такое чувство, что Президент либо не видит, куда нас ведет, либо фамилия его Сусанин! А все наши протесты он просто не желает замечать!
avatar
17 Игоревич • 15:59, 30.07.2010

Поддерживаю на все 100!
avatar
23 YuliaG • 20:36, 19.01.2011

Полностью согласна!
avatar
28 bettik • 04:01, 21.06.2011

Вы шутите, а это, межу прочим, реалии нашей жизни...Набираем непедагогов по образованию, а потом они говорят, что лучше будут носками на перекрёстке торговать, чем выполнять всё, что полагается педагогу...
И все педагоги пытаются после работы реально заработать себе денег: кто вяжет на заказ, кто шьёт,кто с детьми нянчится-чтобы купить себе расходные материалы для преподавания...
avatar
18 • 03:53, 28.09.2010

Верунчик. Учителей нашей Родине не надо.
avatar
19 Сергеев_ЕВ • 10:19, 02.10.2010

Как там наш главный (в смысле не самый, но наш) сказал на НТВ-шниках: 120 000 учителей сократить надо? Да, видимо, действительно не нужны...
avatar
20 • 09:27, 04.10.2010

Полностью согласна со статьей! О каком развитии образования может идти речь, если у нас учитель начальных классов (в классе более 20 учеников) на 1 ставку получает зарплату 5 тысяч? ПЕРМСКИЙ КРАЙ, п.Октябрьский
avatar
24 YuliaG • 20:38, 19.01.2011

Я живу в Волгограде. С 1 категорией и 27 детьми в классе ставка 5350.
Было бы смешно, если бы не было так грустно!
avatar
21 • 01:25, 11.12.2010

Согласна под всеми! Учителя- самые бессловесные существа: или излишней интеллигентностью задавлены или глас начальства как домоклов меч над нами. Одна учительница написала президенту о зарплате, решила глаза ему (наивная) открыть, а он отписал на местную власть с этим разобраться. Так наши со словами "Уволить эту бабу" устроили персональную проверку. Вот она "Наша новая школа"...
avatar
27 bettik • 03:55, 21.06.2011

да, имеет место быть... У нас одна написала, что в школе нет надлежащего оборудования- так всё завезли в 3 месяца, а её вызвали куда надо и прочитали лекцию о её местоположении в иерархии должностей и должностных обязанностях...
avatar
25 Ермакова • 11:15, 29.05.2011

"За ДЕРЖАВУ ОБИДНО!"
avatar
26 bettik • 03:49, 21.06.2011

Хорошее письмо! Только, боюсь, в никуда. Единственное замечание, вы пишите о многих уже имеющихся фактах, как о предполагаемых-это чтоб пощадить правителей? Или вы о них доподлинно пока просто не знаете, т.е. не имеете реальных доказательств?
Например, про репетиторство и расхождение в программах: имеются школы, где некоторых детей специально "валят": занижают оценки, унижают, не допускают до участия в мероприятиях и т.д. ровно до тех пор, пока он не найдёт репетитора (того, которого ему подскажут)...
avatar
29 творец2951 • 21:49, 23.12.2011

У нас уже в школе многие учителя работают для того, чтобы набрать баллы. Педагогические цели уже отодвинуты на второй план. Завуч школы говорит: Ваша работа с детьми это мышиная возня. Показывайте Вашу работу. Будьте изворотливой.
avatar
30 первоклашка • 13:25, 29.04.2012

курс "Основы религиозной культуры..." нужен,но не за счёт сокращения уроков русского языка и математики
avatar
31 • 12:04, 17.11.2012

несмотря на то, что статья опубликована в марте 2010 года, она до сих пор актуальна , как никогда!
за полтора года школы начали оснащаться техникой, ввели ФГОСы в 1-2 классах, однако лучше не стало!
до сих пор не решены проблемы престижа учительской профессии и уважительного отношения к учительству со стороны государства( что стоят эти лукавые прибавки к зарплате!), до сих пор не угомонились СМИ, а бюрократизация, несмотря на высказывания Ливанова( уже нового министра) не только не уменьшилась, а только увеличилась!
avatar
32 • 22:39, 07.10.2013

Это бы письмо да Богу в уста! Что вы думаете?! Да это же идет целенаправленное разваливание системы образования в нашей стране. И все под одобрение президента. А сколько этому рукоплещат?!
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены