РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Философия молодого педагога

Мы переживаем смену веков и тысячелетий. Но каким бы ни было это «новое», невозможно идти вперед, не имея надежной опоры. Я убеждена в том, что эта опора есть самое важное и полезное в жизни – это собственный опыт. О каком собственном опыте может идти речь, спросите вы? Молодой учитель не только учит подрастающее поколение, но и учится вместе с ними, как это делаю я, учитель средней школы с трехлетним педагогическим стажем. В своей работе, я считаю, каждому человеку необходимо опираться на опыт достойных деятелей, так как «Не зная прошлого, невозможно понять настоящее и цели будущего».
Каждый педагог, а если учесть, что он в душе еще и философ, может рассказать об аспектах современной педагогики, где для него важны не оценки и даже не знания, а способность радостно работать и уверенно жить.
Находясь на взлетной полосе своего любимого ремесла и готовясь к долгому полету без пересадок, часто задаю себе вопрос: «Кто я в этой стезе?». Многие люди (не педагоги), порой, не понимая огромную объективную сложность учительского ремесла, имеют особое мнение о нашей профессии. Оно таково, что ею может заниматься любой человек, знакомый с тем или иным видом деятельности. Показывай и объясняй то, что сам умеешь делать, - и вся работа!
Такова и вузовская подготовка, где все сосредоточено только на том, чтобы сделать будущего учителя знатоком предмета и лишь слегка познакомить его с основами педагогики, психологии и методики преподавания. Нет и не будет в вузовской системе таких предметов, как «нахождение ключика к каждому человечку», «борьба с отчаянием», «обретение веры в себя», а главное – «любовь к детям». Нет готовых советов для каждой ситуации, нет рекомендаций и подсказок, которые помогали бы в начале сложного учительского пути, в частности мне.
Есть учитель, педагог, который думает о каждом своем ребенке, прокручивает в мыслях сотни раз нужные, на его взгляд, слова, размышляет о том, что предстоит сделать. Для каждого учителя его ученики самые лучшие. Я – не исключение из правила.
Между тем, каждый учитель – это, конечно, знаток, эрудит, рассказчик и эксперт – оценщик знаний в своем предмете, но это не все. Это далеко не все. Это только малая часть его профессиональных функций. Он психолог и контактер, он вдохновитель, мотиватор, социальный проектировщик, инженер и управленец, он сценарист, режиссер и актер. Наконец, он философ, проповедник и аналитик, как говорят теперь, в одном флаконе.
Однако все эти функции совместить на высоком профессиональном уровне невозможно, тем более, молодому специалисту. Поэтому учительская деятельность во многом «любительство», «ремесло», «мастерство», «самодеятельное искусство», а не строгий профессионализм во всех перечисленных областях.
Мне, как молодому «любителю», «ремесленнику», «мастеру» «специалисту», называйте как угодно, предстоит прожить собственный учительский опыт. Три, пять лет уйдет, чтобы узнать свои сильные и слабые стороны, понять, кто Я по преимуществу? Знаток-рассказчик-эрудит или контактер-психолог, или социальный инженер-организатор деятельности, или режиссер-сценарист-актер, или…?
Придет черед дорабатывать с помощью упорного труда те функции, которые изначально от природы не даны. Я впитываю как губка чужой опыт, рефлексирую свой, читаю профессиональные, философские книжки не по «заданию», а по осознанию необходимости и интереса к своей профессии.
Наконец, я чувствую, что все основные функции учительства у меня в руках.
Все ЭТО небезосновательно. Должен быть мощный стимул для профессионального роста. Для меня этот стимул – детская улыбка, радостный блеск пытливых глаз моих учеников и внутреннее чувство удовлетворения от своего «ремесла».
Каждый день я открываю своих учеников и саму себя заново, чувствую и переживаю вместе с ними, ищу выход из трудной ситуации и радуюсь их успехам. Спасибо хрупкому миру детства за уроки непосредственности и доброты, яркого гнева и мягкого поощрения, искренней радости и умения сопереживать, за вечную борьбу с самой собой, за потребность в самосовершенствовании, за открытия в себе!

Всего комментариев: 2
avatar
0
1

Умница, Анна Михайловна! За статью - пять с плюсом!!! А насчет того, что молодому педагогу приходится искать и открывать себя заново - так в этом-то и прелесть нашей профессии, ее интрига, ее непредсказуемость и неповторимость каждого нового дня! И искать себя, свое место и свой стиль будете до тех пор, пока работаете в школе... В добрый путь! applause
avatar
0
2

Спасибо за теплые слова поддержки!
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.