РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Роль социальных партнеров в развитии системы дополнительного образования

Роль социальных партнеров в становлении дополнительного образования на базе общеобразовательного учреждения

Ворожейкина Анастасия Анатольевна,
заместитель директора по
дополнительному образованию
Новолядинской средней школы
Тамбовского района Тамбовской области

«Таланты создавать нельзя, но можно создать культуру,
т.е. почву, на которой растут и процветают таланты»
(Г. Нейгауз).
Сегодня дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано и нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.
Поэтому одно из направлений образовательной политики нашей школы направлено на развитие системы дополнительного образования.
Дополнительное образование детей расширяет воспитательные возможности школы и ее культурное пространство, способствует самоопределению школьников в личностной, социокультурной, профессиональной областях, включению их в различные виды творческой деятельности, позитивному отношению к ценностям образования и культуры, развитию нравственных качеств и эмоциональной сферы школьников.
В нашей школе ведется работа по созданию целостного образовательного пространства, в котором базовое (общее) и дополнительное образование детей выступают как равноправные, взаимно дополняющие друг друга компоненты. Интеграция основного и дополнительного образования позволяет эффективно влиять на личностный рост каждого ребенка.
На базе школы создан Центр дополнительного образования детей, который является структурным подразделением школы.
Основной целью создания центра дополнительного образования детей в нашей школы является создание условий и механизма устойчивого развития системы дополнительного образования детей, обеспечение его современного качества, доступности и эффективности на основе сохранения лучших традиций внешкольного воспитания и дополнительного образования по различным направлениям образовательной деятельности.
Программа деятельности Центра разрабатывалась с учетом запросов детей, потребностей семьи, социума и включена в Программу развития школы. Для изучения потребностей общественности было проведено анкетирование.
Как показало проведенное исследование, 60% школьников испытывают потребность в активной творческой деятельности (из них 24% опрошенных пожелали заниматься в спортивных секциях, 21% в хореографическом объединении, 20% в театральной группе. 15% анкетируемых предпочли прикладное творчество, 13% студию изобразительного искусства и 7% хоровое объединение); 17% хотели бы участвовать в различных объединениях по интересам; 23 % респондентов отметили желание уже в школьные годы получить основы будущей профессии.
В отличие от детей взгляд родителей на виды дополнительного образования несколько иной. Основы будущей профессии желают дать своим детям 45% анкетируемых, и только 30% готовы развивать творческие способности детей.
Поэтому, учитывая социальный заказ, кадровый состав, материально-техническую базу, педагоги дополнительного образования разработали программы, которые реализуются по следующим направленностям:
• художественно-эстетическая
• туристско-краеведческая
• физкультурно-спортивная
• интеллектуально-познавательная
• социально-экономическая
• социально-педагогическая
Таким образом, основным предметом деятельности ЦДОД является реализация дополнительных образовательных программ для всех возрастных категорий обучающихся по направленностям с учетом сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями дополнительного образования детей.
Заложенные в дополнительном образовании возможности социализации реализуются не спонтанно, а благодаря целенаправленному педагогическому сопровождению.
Среди педагогов работающих в системе дополнительного образования 36 педагогов имеют высшее образование, 1 среднее специальное. Высшие категории имеют 9 педагогов, 13 соответствуют первой категории, 8 второй.
В результате в 2009-2010 учебном году системой дополнительного образования школы охвачено 560 детей, что составляет 92,4 %. В первой ступени занимается 220 воспитанников, что составляет 100%, во второй ступени – 299 (92,9%), в третьей ступени – 41 (64%). В Центре дополнительного образования на базе школы за счет субвенций занимается 378 воспитанников, что составляет 62,4 % всей школы.
В объединениях физкультурно-спортивной направленности занимается 78 воспитанников среднего и старшего возраста. В объединениях художественно-эстетической направленности занимается 418 воспитанников младшего, среднего и старшего школьного возраста. В объединении туристско-краеведческой направленности занимается 49 воспитанников среднего и старшего возраста. В рамках интеллектуально-познавательной направленности занимается 473 человека. В рамках социально-педагогической направленности занимается 27 воспитанников. Социально-экономическая охватывает 60 детей. Объединения научно-технической направленности включают 35 детей. В объединениях эколого-биологической направленности занимается 28 учеников. Культурологическая направленность включает 15 человек, естественно-научная – 27.

В рамках художественно-эстетической направленности реализуется дополнительная образовательная программа «Мир театра».
В этом объединении занимается 81 воспитанник, среди которых 81% составляют дети младшего школьного возраста. Наши воспитанники развивают и совершенствуют основные психические процессы: наблюдательность, фантазию, мышечную свободу, смелость публичного выступления. Приняли участие в региональном этапе Всероссийского фольклорного фестиваля «Псковские жемчужины» с театральной постановкой «Святочный вечер». В январе 2010 года Богданова Кристина, Макеева Алина заняли первые места в районном этапе конкурса одаренных детей «Звездочки Тамбовщины», Юзик Валентин, Герасимова Татьяна – призовые.
Программа «Детства звонкий голосок» также реализуется в рамках художественно-эстетической направленности. В хоровом объединении занимается 89 воспитанников младшего и среднего школьного возраста. Наши воспитанники формируют представление о культуре хорового исполнительства, получают знания в области истории возникновения хорового искусства. Сапухин Александр, Богданова Кристина приняли участие в региональном этапе Всероссийского конкурса юных вокалистов, районном конкурсе солдатской песни «Мелодии солдатского сердца», региональном этапе Международного фестиваля военно-патриотической песни «Наследники Победы», на муниципальном этапе конкурса одаренных детей «Звездочки Тамбовщины» заняли первые места.
В Центре дополнительного образования создано объединение «Каблучок», в рамках которого реализуются несколько программ.
Программа «Танцевальный серпантин» прививает ребенку необходимые двигательные навыки и умения чувствовать и ощущать музыкальный ритм.
Программа «Основы современной пластики» позволяет сформировать у воспитанников начальные навыки современного танца.
Программа «Спортивный бальный танец» позволяет освоить воспитанникам, как технику бального танца, так и правила этикета, что ведёт за собой развитие эмоциональной культуры личности, интеллекта.
В объединении «Каблучок» занимается 97 воспитанников, создано 3 танцевальных коллектива.
Коллектив «Серпантин» в октябре месяца стал лауреатом областного конкурса в поселке Знаменка «В вихре танца». В январе 2009 года руководитель этого коллектива Елена Николаевна Чиняева заняла I место в районном этапе областного конкурса «Сердце отдаю детям».
С 11января 2009 года 5 пар бального коллектива «Эль-Гранд» под руководством Марины Сергеевны Рублевой находятся на испытательном сроке в Тамбовской областной общественной организации Федерации спортивного бального танца.
Воспитанники коллектива приняли участие в VIII городском конкурсе хореографических коллективов «Тамбовские самоцветы», в областном турнире по спортивным танцам «Весенний калейдоскоп-2009» (г.Мичуринск), в открытом классификационном первенстве Тамбовской области по спортивным танцам среди танцоров класса «Начинающие» «Дебют 2009» (г.Тамбов), в открытом межрегиональном турнире «Вдохновение-10» (г.Тамбов). На муниципальном этапе конкурса одаренных детей «Звездочки Тамбовщины» Акимова Алена и Гренадерова Оксана заняли 1 места.
Руководитель коллектива «Эль-Гранд» Марина Сергеевна Рублева награждена дипломом за активную работу по развитию спортивных танцев на Территории Тамбовской области.

Коллективы «Домисолька», «Стиль», «Серпантин», «Эль-Гранд», «Арлекин» - это основные участники школьных концертных программ, посвященных календарным и тематическим праздникам.
В художественной студии «Волшебная палитра» занимается 103 воспитанников, среди которых 81% составляют дети младшего школьного возраста. Данный коллектив принял участие в оформлении школьных уголков, организовал несколько выставок. Младшие группы в основном работают в технике: карандаш, фломастер, акварель. В группах среднего возраста добавлены: гуашь, пастель. Данный коллектив принял участие в оформлении школьных уголков, организовал несколько выставок. Воспитанники приняли участие в региональном этапе XV Международного конкурса детских рисунков, смотр-конкурсе юных талантов России «Новые имена» заняли призовые места, в региональном этапе Всероссийского конкурса детского художественного творчества «Места, овеянные славой Пушкинского гения», на муниципальном этапе областного заочного конкурса рисунков «Новогодняя сказка», где заняли призовые места.

В рамках интеллектуально-познавательной направленности реализуется программа «Тайны журналистики», которая позволяет получить теоретические знания и реализовать свой потенциал в практической деятельности, формирует способность к рефлексии и самосовершенствованию. В данном объединении занимается 32 воспитанника. Журналистские материалы некоторые уже опубликованы в районной газете «Притамбовье» и школьное газете «Школьное перо». При этом Фролова Галина является внештатным корреспондентом газеты «Притамбовье» и имеет свою рубрику.
Воспитать патриотизм, любовь к Родине, ответственность за судьбу ближнего, общества и государства позволяет дополнительная образовательная программа «Духовное краеведение Тамбовщины». При этом используется этнокультурный региональный опыт как источник творческих идей, сюжетов. В данном объединении занимается 15 воспитанников младшего школьного возраста.
Руководитель группы Галина Дмитриевна приняла участие в региональном этапе Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Лучшая программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи».
Воспитанники группы приняли участие в интеллектуально-творческом конкурсе для младших школьников «Муравей», конкурсе рисунков «Красота божьего мира», областном конкурсе поделок «Дорогою добра и милосердия», областном смотре-конкрсе изделий декоративно-прикладного творчества «Православная культура Тамбовского края»
При проведении открытых занятий в объединении возникли свои традиции: видео-альбом «Наши добрые дела», кафе «Сладкое чудо», мини-театр «Кукляндия». Совместно с родителями, педагогами дополнительного образования были проведены православные праздники «Рождество», «Крещение», организован экскурсионный тур «Тамбов Православный. Трегуляй».
В рамках социально-педагогической направленности реализуется программа «Азбука эстетики». Данная программа является специализированной программой эстетического воспитания детей младшего школьного возраста, эффективно содействующей духовно-нравственному и интеллектуальному развитию, направленной на приобщение детей к лучшим традициям русского народного и классического искусства, развитие творческих способностей детей, воспитание чувства прекрасного, знакомство с историей народного творчества.
В рамках туристско-краеведческой направленности реализуется программа «Водный туризм». Путешествия на байдарках и других судах занимают все большее место в системе школьного туризма. Число школьников, отправляющихся в поход по воде, с каждым годом увеличивается.
В туристическом клубе «Горизонт» занимаются 24 воспитанника среднего школьного возраста. Каждый сезон организуется комбинированный поход по разнообразным маршрутам.
В 2008-2009 учебном году обучающиеся школы принимали активное участие в спортивных соревнованиях различного уровня: стали призерами первенства Тамбовской области по ОФП и СФП, IV летней и зимней спартакиады учащихся Тамбовской области, чемпионату области по спортивному ориентированию, лыжным гонкам, призерами областных соревнованиях по четырехборью, всероссийских соревнований по спортивному ориентированию и других. Ученица 8А класса, Шлыкова Елена, стала чемпионкой России по спортивному ориентированию, выполнив и подтвердив троекратно норматив «Кандидат в мастера спорта», была награждена премией для поддержки талантливой молодежи в рамках реализации проекта «Образование». Шлыков Иван стал призером ЦФО РФ по спортивному ориентированию, выполнив норматив «Кандидат в мастера спорта», был награжден премией для поддержки талантливой молодежи в рамках реализации проекта «Образование». Данные обучающиеся стали финалистами IV зимней спартакиады учащихся в г. Красноярске. Обучающиеся школы в течение учебного года приняли участие более чем в 100 спортивных соревнованиях. В этом большая заслуга учителя физической культуры – Шлыкова И.Н. В 2008-2009 учебном году Шлыков И.Н., стал вторым призером на кубке ЦФО России по спортивному ориентированию в г.Павловске и на всероссийских соревнованиях на призы клуба «Синтез» в г.Воронеже, а также победителем всероссийского конкурса «Лучший детский тренер страны».
Программа «Баскетбол» реализуется в рамках спортивно-оздоровительной направленности.

С этого учебного года введена социально-экономическая направленность. Реализуются программы «Первые шаги в экономику» для младших школьников, «Тайны Макоши» для школьников среднего звена и «Основы экономических и правовых знаний» для старшеклассников, которые способствуют формированию представлений об экономических потребностях и возможностях их удовлетворения; приобщение к бережливости, экономности; создание условий для творческого отношения к использованию всех видов ресурсов даст возможность школьнику включиться в экономическую жизнь семьи, школы, ближайшего окружения.

Центр дополнительного образования ведет тесное сотрудничество с домом культуры «Радуга», военной частью № 42765, библиотекой поселка, где наши воспитанники принимали участие в таких праздниках как, День пожилого человека (октябрь), День Земли (октябрь), День рождения поселка Новая Ляда (ноябрь), День Матери (ноябрь), Новый год (декабрь), Рождество (январь).
В настоящее время очень активно развиваются различные формы совместной работы: создаются родительские комитеты, проводятся родительские собрания, семья активно привлекается к проведению различных мероприятий. Стали традиционными:
• концертные программы, посвященные Дню матери и Международному женскому дню;
• праздничная программа «Рождество Христово»;
• творческие семейные конкурсы «Расширяем кругозор», «День семейного театра», «Я и моя талантливая семья», «Папа, мама, я – спортивная семья»;
• круглый стол «Победители»;
• пеший и водный туристический походы разной категории сложности;
• семейный День здоровья.

Проводятся литературные тематические праздники совместно с библиотекой, школьным психологом, организуются выставки художественного творчества.
Проводятся открытые занятия, посещение которых позволяет получить более полную и объективную оценку всех сфер деятельности Центра, оценить результаты работы с воспитанниками, их успехи и достижения. Родителям может быть продемонстрировано профессиональное педагогическое мастерство педагога. В конце учебного года проводится цикл отчетных мероприятий по работе Центра: концерты, открытые занятия, итоговая аттестация воспитанников. Я предлагаю посмотреть небольшой фрагмент из фильма об итогах работы бального коллектива «Эль-Гранд», который был представлен родителям. (видео) Итоги работы системы дополнительного образования находят отражение в проблемно-ориентированном анализе работы Центра. Данная информация размещается на сайте, заслушивается на педагогическом совете, управляющем совете школы, подвергается публичной оценке.
Периодически проводятся анкетирования детей и их родителей по удовлетворенности качеством дополнительного образования. Данная работа позволяет вовремя учесть пожелания общественности и внести необходимые коррективы в работу Центра.
Все это позволяет объединить усилия семьи и школы в достижении единой цели - воспитания, творческого развития, гражданского становления личности.
Образовательная политика нашей школы направлена на создание целостного развивающего пространства, ориентированного на гармонизацию личности ребенка, ее культурологическое, духовно-нравственное, креативное, социальное

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены