РАЗРАБОТКИ

Другие модули

О магической науке и магическом образовании.

О магической науке и магическом образовании.

Назаров Александр Иванович. Самарская область.

«Представители оккультизма считают, что люди искусственно закрыли себя для восприятия целого ряда оккультных явлений природы, которые воспринимались в прежние времена, когда сознание не было так подавлено рационалистическими ограничениями. Они утверждают, что наука родилась из магии и должна неизбежно вернуться к своим магическим истинам, что магия и есть неизвестное естество-знание». / Carl Du Prel. Die Magie als Naturwissenschaft /.

«На дурака не нужен нож,
Ему с три короба наврешь –
И делай с ним, что хошь!»
/Б. Окуджава. Песня кота и лисы./

За последнее десятилетие произошли заметные изменения в духовной сфере жизни общества, связанные с оккультизмом, религией, наукой. Увеличение количества колдунов, магов, экстрасенсов, предлагающих свои услуги по привороту, снятию порчи, очищению кармы и т.п. свидетельствует о снижении общего уровня образованности населения также надежно, как и обширные социологические исследования. Как известно, спрос рождает предложение. Почему увеличивается спрос на подобные виды услуг? Казалось бы, научно-технический прогресс не остановился, он продолжается. Появляются и становятся все более доступными технические устройства, о которых недавно даже и не мечтали. Ответ на этот вопрос тесно связан с другим вопросом: почему снижается уровень научного и духовно-нравственного образования? При дальнейшем сохранении такого тренда в российском образовании точные науки довольно скоро станут одним из разделов магии. Белой или черной – смотря кто, как и с какой целью, эту магию использует.
Никто не спорит, что экстрасенсорные способности некоторых людей имеют место быть, и таких людей нужно ценить, их дар нужно бережно изучать на научной основе. Нельзя от этого отмахиваться, в мире еще много непознанного и нужно расширять границы научных знаний. Где же проходит эта граница между наукой и магией?
Каждый видит её по-своему. Чем выше и качественнее образование человека, тем четче он видит эту границу между естественным и сверхъестественным, легче отличает одно от другого и лучше понимает, чем могут помочь ему экстрасенсы, а в чем они бессильны и только делают вид, что могут на всё повлиять и видят всё на-сквозь. Любой успешный экстрасенс – это, прежде всего, отличный психолог-практик. Многих малообразованных людей так называемые маги легко убеждают в своей сверхъестественной силе либо демонстрацией необъяснимых на первый взгляд трюков или фокусов, либо показом физических и химических явлений из разряда занимательных опытов, подкрепляемых соответствующим антуражем, влияющим на восприятие видимого. Тем более легко это сделать, если люди, надеясь на чудо, сами хотят быть обманутыми. Человека, имеющего хорошее, особенно естественнонаучное образование, обвести вокруг пальца подобными способами до-вольно трудно, поскольку он склонен объяснять большинство наблюдаемых им явлений, прежде всего, естественными материальными причинами и, только в последнюю очередь, осознавая нехватку своего образования, действием сверхъестественных сил. Правда, нужно признать, что иногда истовая вера творит с человеком чудеса, а критическое восприятие мешает получить желаемый результат. Но на это можно возразить, что достигнуть нужного психического состояния можно относительно легко (спорный вопрос, конечно), используя методы самогипноза, а вот что-бы критически, научно воспринимать, понимать и изучать явления природы, медитациями и краткосрочными курсами не обойдешься, для этого нужно долго и упорно учиться.
В отличие от магов, иллюзионисты – это, как правило, хорошо образованные люди, обладающие естественнонаучными знаниями, техническими навыками и знаниями психологии человека. Когда зритель идет на представление иллюзиониста, ему честно говорят: смотри, сейчас мы будем тебя красиво обманывать. И человек смотрит, и получает удовольствие от обмана, пытаясь разгадать секрет фокуса. При этом он твердо уверен, что никакой магии здесь нет, а есть какая-то материальная или психологическая основа иллюзии.
Когда человек идет к магу, то его ведет желание воспользоваться магической силой для достижения нужной ему цели без особых усилий со своей стороны в об-ход известных законов природы, за деньги. Такое желание подкрепляется его верой в чудо, верой в сверхъестественное. Он, доверяясь магу, считает себя или другого человека, на которого должно быть направлено магическое воздействие, безвольным объектом, с которым маг может делать все, что угодно и на любом расстоянии помимо воли объекта. Человек же образованный, с высоким духовно-нравственным уровнем допускает, что влияние внешних сил на его внутренний мир возможно, но ограничено. Он понимает, что может в определенных пределах сам изменять свой внутренний мир, может стать духовно богаче, сильнее, приложив собственные волевые усилия в этом направлении.
Духовно-нравственное образование (воспитание) не менее важно, чем изучение основ научных знаний и научных методов познания мира. И для достижения высокого уровня духовно-нравственного образования нужны усилия не меньшие чем при овладении привычными школьными предметами, изучаемыми по расписанию. Духовное здоровье человека, его психологическая устойчивость по отношению к внешним влияниям, здравая самооценка внутреннего мира, стремление к общению с высоконравственными людьми, самопознанию и совершенствованию – благородная цель и средство успешной жизни. Рядом с такими людьми приятно жить. К со-жалению, в настоящее время нет общепринятой устойчивой СИСТЕМЫ духовно-нравственного образования и воспитания, только фрагменты. Наверное, её и быть не может. Такое образование дать/получить с помощью запланированных «мероприятий» и «уроков нравственности» невозможно. Они только способствуют этому, и то, если методически грамотно, неформально подготовлены и проведены. Духовно- нравственное воспитание человека начинается в младенчестве, продолжается всю жизнь и передается только из рук в руки, от человека, к человеку. У каждого чело-века есть УЧИТЕЛЬ. И это может быть вовсе даже не школьный учитель, а родитель, родственник, друг, тренер и даже, не дай бог, сокамерник. С кем поведешься, от того и наберешься. Выбор такого учителя в возрасте, когда человек осознает себя как личность, он делает на основе заложенных в далеком детстве ценностях. А, может быть, и под влиянием генов? Орла может воспитать только орёл. Причем, всё надо делать вовремя. Орнитологам известно, что стоит только орленку в определенный период связать крылья всего на 2-3 недели и он летать, как положено орлам, больше не будет.
Наша духовная жизнь проходит в материальном мире. Их взаимосвязь никто не подвергает сомнению. Человек развивается, наблюдая явления природы, играя с материальными предметами, общаясь с другими людьми. При этом он получает тактильную, визуальную, слуховую, вкусовую информацию и формирует свою систему мира. Если нарушена работа любого из органов чувств, развитие становится ущербным, а система мировоззрения – искаженной. Кто скажет, что это не так? Известно кто – чиновники и реформаторы-модернизаторы естественнонаучного образования. По их мнению, вполне возможно научить основам естественных наук, только показывая некоторые (!) предметы на плоском экране (на бумаге) и рассказывая о них, о других (!) предметах, об их свойствах, об их взаимодействиях и т.д. То есть считается, что без ущерба для качества образования зрение и слух можно оставить, сузив диапазон их использования, а осязание, обоняние и вкус практически исключить. Реформировать надо не школу, а, прежде всего, систему управления образованием.
К сожалению, формат современных школьных программ и уроков по естественным наукам, в частности, по физике, слабое оснащение и организация работы школьных лабораторий, просто не позволяет дать надлежащее естественнонаучное образование тем, кто может и хочет его получить. Вольно или невольно, учителю приходится ориентироваться на среднего (читай - слабого) ученика в классе. Про-граммы перегружены, часов мало, да и те не удается провести в запланированном объеме. Математическая подготовка оставляет желать лучшего. Иногда удивляешься – как ты сюда попал – ведь таблицу умножения не знаешь, дробь впервые видишь? Хотя и это понятно – многогодники не нужны никакой школе – научить нельзя, а отправить получать рабочую профессию закон не позволяет, да и негде получать эту профессию. Приходится учить – пусть сидят – хоть представление какое-то будет о явлениях природы, о науке. Желание учиться, сами знаете, на каком уровне. Отношение администрации к оснащению кабинетов известное – тебе надо, ты и делай, но в журнале красиво запиши всё, что положено. Реальные лаборанты в школах давно уже вымерли как вид. Вот и приходится выкручиваться – учитель делает вид, что учит, а ученики – что учатся. Запомнили пару-тройку формул по теме, научились подставлять вместо букв нужные цифры, научились отличать одни картинки от других – и всё, можно проводить контрольную. Отметки в журнал не забыть во-время поставить и еще желательно, чтобы средний балл был повыше. Чернуха конечно, но близкая к реальности.
Ученики, решающие задачи с помощью подбора нужных формул (или заученных, или по шпаргалкам) напоминают чернокнижников, выискивающих нужные заклинания, совершенно при этом, не понимая, почему заклинания иногда срабатывают, а иногда – нет. Среди студентов технических вузов таких «черно-книжников» еще больше, т.к. уровень вузовской магии выше школьного. Овладеть ей труднее – заклинания сложнее и реже срабатываю нужным образом. Одной из причин такого, с позволения сказать, магического образования, является упорное устранение из методов обучения основного метода естественных наук – метода учебного эксперимента. Как оказалось, заменить реальные (и, желательно, самостоятельно планируемые и проводимые) естественнонаучные опыты и эксперименты невозможно ничем. Реальный опыт можно провести много раз своими руками и каждый раз в измененных условиях. Конечно, опыт, снятый на видео, лучше анимации, которая лучше чем рисунок на доске, который лучше, чем устный рассказ для развития воображения. Но видеофрагмент изменить нельзя. Анимация тоже довольно жестко запрограммирована. А ведь при показе опыта неизбежно возникают вопросы типа: а если сделать вот так? Что получится? Реальный опыт позволяет легко получить ответ на подобные вопросы, и, следовательно, получить качественное образование. То, что удается подержать в руках, с чем удается поиграть, запоминается навсегда. Попробуйте отыскать в природе нужную травку, если вы только читали её описание или видели рисунок в справочнике. Легко ли это сделать? Если же вы сами хоть раз увидите, где и как она растет, как пахнет, какая она колючая, какая горькая – узнаете её всегда и всюду в любом виде. А судя по современным рекомендуемым методам преподавания (как же, как же – тесты, проекты, презентации, компетенции, компьютеризация, Интернет!), ученики должны легко отвечать на трудные экзаменационные вопросы, связанные с опытами и экспериментальными методами познания природы, причем, не проводя самостоятельно опытов и экспериментов.
Учителя при этом озабочены аттестациями (своими и школьными), аккредитациями, сертификациями, лицензированием, мониторингами, оформлением всего, что поддается оформлению. Когда учить-то? За годы обучения ученики многих школ иногда «экспериментируют» просматривая презентации, видеофрагменты и телепередачи типа «Галилео» и «Как это сделано» (авторам уважение и поклон). Мало что при этом понимают и не пытаются повторить реально что-то подобное. Благодаря редким уже учителям-фанатам, работающим не благодаря поддержке, а вопреки давлению сверху, экспериментальная физика, химия и биология еще не исчезли в школах окончательно (не пора ли создать ли для таких учителей красную книгу?). Но к тому уверенно идет наше образование. Видна тенденция к объединению физики, химии, биологии, географии. Никто не спорит, что надо развивать, согласовывать и совершенствовать межпредметные связи, но цель объединения, по-видимому, иная. Загонят, наверное, их вместе в один угол и прикончат там потихоньку.
Америка уже вкусила горькие плоды такой модернизации и признаёт подобную реформу образования ошибочной. Япония же стимулирует связь средней школы с университетами. Школьники старших классов значительное количество учебной работы проводят в лабораториях университетов и ведущих фирм, выпускающих высокотехнологичное оборудование. Почему бы не использовать хороший пример? У нас же контакт средней и высшей школы ограничен вузовскими днями открытых дверей, парочкой вузовских олимпиад и преподаванием в редких физматшколах (и им подобных) одного-двух «продвинутых» курсов некоторыми вузовскими профессорами или доцентами. Это не устраняет разрыв между средней и высшей школой. Не зря же во многих технических вузах приходится вводить курсы «послешкольной» («предвузовской») подготовки первокурсников – не умеют учиться, не умеют читать, писать, считать на необходимом уровне. Иначе гарантируется только магический метод образования и на выходе – вместо грамотных инженеров – маги-чернокнижники.
Некоторым, особо одаренным ученикам и студентам, удается самостоятельно или, если повезет, с помощью учителя, преодолеть этот, можно сказать, искусственный барьер на пути к современным естественнонаучным знаниям и методам их по-лучения. Вот они и становятся научными магами, образуя особую касту избранных, самодостаточных людей. При попытке передать свои знания, им мешает отсутствие нормальных средств обучения, они видят тупость магов низшего уровня, прекращают попытки что-либо им объяснить и процесс школьного и вузовского обучения для большинства сводится в основном к заучиванию заклинаний. А научные маги бегут туда, где их понимают и позволяют работать так, как они хотят и могут.
Наука уходит все дальше и дальше, расширяются границы научных знаний. Увеличивается расстояние, и время от начала обучения до приближения к границе познаний. В цикле замечательных передач «Академия» (канал «Культура») делаются попытки показать мир высокой науки, точнее, слегка приоткрыть завесу тайны жизни людей, работающих на границе «наука-магия». К сожалению, там не дают советов, как приблизиться к этой границе, как научиться ее хотя бы видеть. Время телепередачи не позволяет говорить и о научных методах добычи драгоценных крупинок знаний, о тяжелейшей рутинной научной работе. Там говорят только о достигнутых успехах и не говорят о гораздо большем количестве неудач, без которых не было бы и успехов. Умение пережить неудачу, извлечь из неё уроки, умение не опустить руки и начать снова упорно трудиться – тоже своего рода наука.
Получить хорошее востребованное естественнонаучное образование становится все труднее и труднее. Талантливые учителя помогают преодолеть быстрее этот путь способным детям. Расслоение людей по уровню образования, по уровню духовного развития началось не сегодня, и оно неизбежно будет продолжаться и усиливаться. Это ни хорошо и не плохо, это было, есть и будет. Сократить разрыв между усиливающимся невежеством и передовой наукой можно. Для этого нужно четко определить цели образования, методы, подготовить исполнителей и обеспечить их средствами обучения. Цели образования сейчас определены очень расплывчато – выбирай сам. Необходимые материальные средства обучения либо обветшали, либо недоступны по цене школам и вузам. Значительная часть выпускников педагогических вузов не владеют предметом обучения даже на уровне прошлого века. (А ведь главный принцип обучения еще никто не отменил: смотри и делай как я, непонятно – спрашивай). Опытные педагоги не имеют стимулов и мотивации к труднейшей работе (искусству?) обучения, воспитания и самообразования. Последние попытки модернизировать образование почему-то приводят только к ухудшению его качества. Закон определяет в основном форму образования, не суть. Остальное отдается на откуп чиновникам, стимулируется их занятость. Как они поймут закон, так он и будет применяться. Пока же растет вал имитационной деятельности. В большей степени проверяется (и тем самым стимулируется) не уровень образованности и духовного развития выпускников учебных заведений, а красочность и точность (буковку в буковку и строго в срок!) оформления бумажной и электронной сопроводительной образовательной документации.
Вот и ответ, почему современная наука с ее высочайшими достижениями человеческого разума для большинства все больше становиться магией. Вот почему современная образованная (?) молодежь легко идет за помощью к магам-мошенникам, колдунам и экстрасенсам, не удосужившись даже попытаться пошевелить собственными мозгами. Скоро будем считать магами и колдунами уже тех, кто может на элементарном уровне сам ремонтировать бытовую технику, кто может, ничего не испортив, заглянуть под капот автомобиля, кто может сам настроить свой компьютер для нормальной повседневной работы, кто может хотя бы прочитать и понять инструкцию …
Почему так дороги коммунальные услуги? Специально ли все так запутано в законодательстве о ЖКХ? Это наглядный пример искусственной магии. Бабушки с калькулятором и достаточно хорошим образованием, проявив упорство и настойчивость, «волшебным» способом добиваются реального снижения цены получаемых коммунальных услуг. Они тоже маги?
Что делает образованный человек, который хочет приобрести какую-то вещь или услугу? Прежде всего, задает себе главный вопрос – а действительно ли я хочу это купить? Не являюсь ли я жертвой рекламы? Могу ли я обойтись без этой покупки? После решения главного вопроса, следуют другие. Где это купить и по какой цене? Для начала хорошо бы изучить цены и отзывы о намеченной покупке в Интернете. Неплохо также сходить в разные места продажи необходимого предмета или услуги и, как говорят, реально прицениться. По-возможности, поговорить с опытными, побывавшими в подобных ситуациях людьми. (Переоценить их советы невозможно). Примерно такую работу выполняют ученики, добросовестно готовящие доклады, рефераты, реальные учебные проекты. И этому нужно учить. Можно, конечно купить какую-то вещь и по совету мага-экстрасенса. А чего трудится, искать где-то какую-то информацию, сравнивать, принимать решение.
Кто мешает нам читать внимательно договоры, которые мы подписываем? Часто вообще не прочитав ни строчки, надеясь (?) на доброту и честность продавцов. А потом, отдав деньги, долго, упорно, но безуспешно пытаемся их вернуть. Лень? Привычка не лезть в незнакомую область магии, заранее признавая свое бессилие? Или привычка невнимательно читать условия трудных задач и разбираться в них? Или неумение выделить в объемном тексте параграфа главную мысль?
Сказки о магии и магах (Гарри Поттер, Властелин колец и т.п.) выпускаются огромными тиражами, экранизируются, приносят огромную прибыль (значит, есть спрос). Существуют уже целые разделы подобной беллетристики – «фэнтези», мистика, эзотерика. На первый взгляд – а чем это плохо? Пусть народ тешится, глаза портит, если хочет. Вроде бы особого вреда нет, наоборот, развивается фантазия, воображение (так и хочется сказать – больное). Да, для хорошо образованного чело-века такое чтиво или фильм вреда не принесёт. Для него это только отдых, забава, тем более, если книга написана хорошим языком и не слишком грубо противоречит известным законам материального мира. Он стоит на крепких ногах, на твердой материальной почве. А вот для малообразованных людей это может оказаться бедствием. Во-первых, отделить хорошую фантастику от плохой трудно – нет основы для выбора. Во-вторых, приобретенные из таких книг «знания» и «опыт» некоторые люди считают достоверными и даже пытаются применить в своей жизни, или допускают их применение. Это неизбежно приводит к разочарованию в реальной жизни, к депрессии. Увеличивается поголовье, извиняюсь, «лохов». Мошенники тут как тут – расставляют магические сети, развешивают рекламу, предъявляют надежнейшие «сертификаты» и «дипломы» разных степеней магических наук, гарантируют успешность своих заклинаний. Почему бы к ним не обратиться? И идут, и обращаются, и несут деньги, порой огромные, до копейки выгребая все из своих карманов. После этого становятся неинтересными и ненужными для «докторов магических на-ук». И ничего не докажете потом, – сами ведь пришли, сам деньги отдал, а если заклинание не сработало – сам виноват, какую-то мелочь не соблюдал при проведении магического обряда – вот и не сработало.
Короче, если хотите заниматься магией – пожалуйста, но делайте это научно. Рискуйте здоровьем и деньгами осознанно. Наука, при всем её несовершенстве, хотя бы дает метод, как отличить зёрна от плевел.
Показывая и объясняя в школе учебные и занимательные опыты и фокусы, основанные на знании и понимании известных науке явлений, нужно всегда добавлять комментарий по поводу того, что пока еще не все наблюдаемые природные явления наука может так же просто объяснить. Нужно указывать на ограниченность научных знаний, но эта граница, благодаря ученым, постоянно расширяется. Изучая основы любой науки, необходимо обучать научным методам познания. Наблюдение → факт → гипотеза → теория → эксперимент … – понимание этих понятий, умение применять этот научный метод – дорогого стоит. Например, если ученик понимает разницу между доказательством и подтверждением, то это уже говорит об успехах в его образовании. Конкретные знания, формулы, законы, даты, имена, таблицы и т.п. со временем постепенно забываются и это нормально. А вот понимание того, что науке под силу, а что пока еще нет – важно. Важно знать, как добываются научные знания, важно понимать их ценность для мировоззрения человека. Ни в коем случае нельзя оставлять без ответа такие небрежно брошенные ученические вопросы: – Да зачем мне ваша математика (физика, химия, литература, …)? Сдать бы экзамен как-нибудь и ладно. Отвечая на подобные вопросы, нужно говорить о том, что на физике они учатся не только физике, на химии – не только химии. Общее развитие не менее важно, чем конкретные знания. Умение культурно и достойно себя вести в знакомом и незнакомом коллективе. Умение слушать, читать и выделять главную мысль высказываний. Умение говорить и писать логично, содержательно, по теме. Умение аргументировать свои суждения. Навык говорить публично. Умение оформить на-писанное. Навык самообучения, умение находить нужную информацию. Умение отделять факты от гипотез. Это важнейшие составляющие хорошего образования. Не-даром сказано: образование – это то, что осталось, когда остальное забыто.

P.S. Из Википедии:
Оккульти́зм (от лат. occultus — тайный, сокровенный) — общее название мистических учений, утверждающих о существовании скрытых сил в человеке и космо-се, недоступных для обычного человеческого опыта, а также комплекс верований в существование скрытой связи человека с потусторонним миром.
Магия — символическое действие или бездействие, направленное на достижение определённой цели сверхъестественным путём.

P.S.2 Извиняюсь за многословие. Нам, учителям, дай только волю.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

Яндекс.Метрика