РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Физическое воспитание учащихся через внеурочную деятельность и школьные спортивные клубы

Информационная карта передового педагогического опыта

1. Ф.И.О. автора: Барабашова Светлана Александровна

2. Город (район): Динской район

3. Образовательное учреждение: Бюджетное общеобразовательное учреждение МО Динской район «Средняя общеобразовательная школа №38»

4. Занимаемая должность: учитель физической культуры

5. Педагогический стаж и квалификационная категория: 25 лет, первая

6. Тема педагогического опыта: «Физическое воспитание учащихся через внеурочную деятельность и школьные спортивные клубы»

7. Уровень опыта по степени новизны: комбинация элементов известных методик, преобразование образовательной среды школьников в сельской местности, расширение и решение конкретных педагогических задач.

8. Цель педагогического опыта: создать условия для формирования здорового образа жизни учащихся сельской школы через возможности спортивного клуба и внеурочной деятельности.

9. Краткое описание опыта:

Данный опыт осуществляется в школе расположенной в сельской местности, состоящей из жилых построек, где есть учреждения общественного обслуживания, но отсутствуют крупные предприятия. Участники опыта живут и воспитываются в социальной среде, где нет достаточных условий для разностороннего развития, центром которого является школа, стадион.

В настоящее время в сфере физической культуры детей и учащейся молодежи четко обозначено противоречие между предлагаемыми в программах обязательными средствами и методами физического воспитания, жесткими нормативами и потребностями формирующей личности. Впоследствии этого за последние годы отмечена тенденция снижения количества занимающихся физическими упражнениями, падает интерес к физической культуре и спорту, резко ухудшилось состояние здоровья школьников, возрастает число детей, имеющих низкий уровень физической подготовленности. Одной из причин этого является отсутствие разработанных средств и методов направленности на формирование и развитие физической культуры учащихся.

Основные компоненты системы работы:

Критический. Он формирует умения ставить задачи перед собой и разрешать их.

Эмоционально-ценностный. Стимулирует к учебной деятельности, создаёт положительный микроклимат, воспитывает сплочённость, поддержку и взаимовыручку.

Рефлексивный. Даёт возможность ошибаться и исправлять свои ошибки, вырабатывается умение находить компромиссы.

Формы и виды деятельности, используемые в данном опыте – это уроки, как необходимый элемент физического воспитания, внеклассная и внеурочная деятельность, а также различные спортивные секции и спортивный клуб.

Приёмы стимулирования: словесное поощрение, индивидуальное и групповое оценивание деятельности, участие в соревнованиях различного уровня, грамоты, дипломы, пополнение портфолио, зачёты ГТО, дающие дополнительные балы при поступлении в ВУЗЫ

Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность: постановка выполнимых задач перед учащимися; создание положительного психологического климата и доверительных отношений с учителем.

Результативность: увеличилось количество обучающихся и родителей, занимающихся физической культурой; уменьшилось количество детей, пропускающих уроки физической культуры; увеличилось количество школьников, участвующих в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, соревнованиях по видам спорта;

Преимущества этого опыта

Работа по физическому воспитанию учащихся через внеурочную деятельность и школьные спортивные клубы вовлекает всех учащихся в спортивную жизнь школы для укрепления здоровья и воспитания у школьников активной жизненной позиции. Учебно-тренировочная работа с учащимися по различным видам спорта - это участие в спортивных соревнованиях различного уровня. Партнерство школы и семьи - активное участие родителей в воспитательном процессе. Формирование у обучающихся и родителей потребности в занятии физической культурой и спортом. Партнерство школы и ДЮСШ. Преемственность с детски садом. Проведенная работа позволяет по-новому взглянуть на возможности в решении проблемы организации спортивно- массовой и оздоровительной работы с детьми по месту учебы и жительства.

10.Эффективность опыта: повышаются показатели успеваемости и интерес детей к физической культуре и спорту; дети становятся более организованными, снижается процент заболеваемости, особенно опорно- двигательный аппарат, развиваются коммуникативные учебные действия, создаются условия для формирования положительных качеств личности и её гармонического развития.

11. Последователи. Опыт успешно используется молодыми педагогами БОУСОШ №38.

12. Кто и когда изучал. Был представлен на ШМО учителей физической культуры БОУСШ №38 МО Динской район, обобщён на педагогическом совете БОУСОШ № 38. Опыт работы клуба обобщён на уровне района и занял 2 место в 2016 году.

13. Выводы, рекомендации: данный материал апробирован в процессе учебной и воспитательной деятельности, рекомендован для дальнейшего изучения и распространения в силу его актуальности и эффективности.

Описание передового педагогического опыта.

Введение

Пятнадцатого апреля 2014 года Постановлением Правительства РФ была утверждена Государственная программа Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" (с изменениями на 5 декабря 2017 года). Цель Программы создание условий, обеспечивающих возможность гражданам систематически заниматься физической культурой и спортом, и повышение эффективности подготовки спортсменов в спорте высших достижений. Задачами Программы являются: развитие инфраструктуры физической культуры и спорта, в том числе в рамках государственно-частного (муниципально-частного) партнерства, строительство и реконструкция спортивных объектов шаговой доступности по проектам, рекомендованным Министерством спорта Российской Федерации для повторного применения, обеспечивающим, в частности, доступность этих объектов для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, с определением предельной цены на строительство и реконструкцию этих объектов; развитие материально-технической базы спорта высших достижений для подготовки спортсменов, в том числе по наиболее массовым видам спорта, не включенным в программы Олимпийских и Паралимпийских игр (спортивная аэробика, акробатический рок-н-ролл, единоборства, бейсбол, софтбол), в условиях различных природно-климатических зон (среднегорье, Черноморское побережье, Дальний Восток, Прибайкалье) и соответствующего научного сопровождения тренировочных процессов; создание условий для подготовки и совершенствования спортсменов и тренеров с учетом непрерывности процессов обучения и спортивной подготовки; создание условий для формирования, подготовки и сохранения спортивного резерва; развитие спортивной инфраструктуры Северо-Кавказского федерального округа; развитие спортивной инфраструктуры Дальневосточного федерального округа; развитие спортивной инфраструктуры Республики Крым и г. Севастополя. [9].

Актуальность применения опыта.

Тему своего опыта я считаю актуальной в свете выше указанного Постановления. Физическая культура – это часть общей общечеловеческой культуры общества. Физкультура и спорт играют важную роль в формировании здоровья человека, становлении его характера, определения его стиля жизни. Особое значение приобретают занятия физической культурой в школьном возрасте, так как именно в этот период происходит становление жизненно необходимых двигательных умений и навыков, закладка фундамента гармоничности физического развития. В этот период у детей можно выработать и закрепить потребность в физических упражнениях оздоровительной и спортивной направленности.

В настоящее время всё чаще появляются тревожные публикации об ухудшении состояния здоровья, снижении уровня физической и двигательной подготовленности школьников . [2, 6,].

Изучение методической литературы и собственные наблюдения убеждают меня в том, что существует много неиспользуемых резервов в организации работы по физическому воспитанию, как в начальной, так и в средней школе и, как следствие, - низкий уровень физической подготовленности детей, недостаточное владение двигательными навыками, высокий процент заболеваемости.

Данная работа посвящена современной проблеме физического воспитания в общеобразовательной школе и его влиянию на учебный процесс, физическое развитие и воспитание учащихся в сочетании с деятельностью школьного спортивного клуба и внеурочной деятельности. Наряду с этим рассматривается возможность более эффективного физического развития школьников путём внедрения в школе внеурочной деятельности, так как школьный возраст является наиболее благоприятным для развития многих двигательных способностей. [1, 3, 4, 5, 7].

В этой ситуации на первый план выходят проблемы повышения эффективности работы по организации физического воспитания школьников на основе использования разнообразных форм и методов, объединении и координации усилий всех, кто может включиться в эту деятельность.

Основные формы работы по физическому воспитанию

Новые условия социально-экономического и культурного развития общества, в том числе сферы физической культуры и спорта, выдвинули в настоящее время на повестку дня вопрос о поиске новых форм работы, способных решить широкий комплекс социально-педагогических задач, стоящих перед школьной физической культурой и спортом.
Урок.

Никто не отменял урок в школе. Он был и остаётся главной формой работы, охватывающей вест класс. Но вот только сейчас он другой. Изменяется содержание деятельности преподавателя; преподаватель становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой – требует высокого уровня технологической и методической подготовленности. Когда в первый раз слышишь фразу “компьютер на физкультурном занятии”, то сразу возникает недоумение и вопрос: разве это совместимо? Ведь физкультура – это, прежде всего движение. Так сначала думала и я, но до тех пор, пока сама не освоила информационные технологии и стала применять их в своей работе. Теперь для меня совершенно очевидно, что без ИКТ невозможно обойтись.

Многие объяснения техники выполнения разучиваемых движений, исторические документы и события, биографии спортсменов, освещение теоретических вопросов различных направлений не могут быть показаны ученикам непосредственно. Поэтому необходимо использовать различные виды наглядности. Сам факт проведения секционного занятия в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется внешняя мотивация. Из внешней мотивации “вырастает” интерес к занятиям.

Внеурочная деятельность в рамках ФГОС НОО

В рамках ФГОС выделены основные направления внеурочной деятельности, из которых одно из главных физкультурно-спортивное и оздоровительное направление. Начиная с первого класса учащиеся нашей школы посещают кружки физкультурно- оздоровительной направленности по внеурочной деятельности. Я, являясь автором программы «Сильные, ловкие, смелые», которую уже 5 лет удачно апробирую. Она была разработана с учётом психолого-педагогической природы учащихся младшей школы. Известно, что игровая деятельность занимает важное место в образовательном процессе младших школьников. Она отвечает потребностям и интересам детей. Игра формирует типовые навыки социального поведения, специфические системы ценностей, ориентацию на групповые и индивидуальные действия, развивает стереотипы поведения в человеческих общностях.

В реализации программы "Сильные, ловкие, смелые" принимают участие школьники 1 ‒ 4 классов.

Цель программы ‒ создать условия для укрепления и сохранения здоровья школьников, формирования здорового образа жизни учащихся, нетерпимости ко всему, что называется "человеческими пороками".

Формы работы ‒ интегрированные занятия, беседы, деловые игры, уроки здоровья, подвижные игры, игры на воздухе, соревнования. Занятия проводятся раз в неделю по 60 - 90 минут, независимо от уроков физической культуры. Игровая деятельность в школе дает возможность повысить у обучающихся интерес к учебным занятиям, позволяет усвоить большее количество информации, основанной на примерах конкретной деятельности, моделируемой в игре, помогает ребятам в процессе игры научиться принимать ответственные решения в сложных ситуациях. Использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению материала. Сама ценность игры заключается в том, что она осуществляется не под давлением жизненной необходимости.

Ускорение темпа современной жизни ставит задачу более активно использовать игру для воспитания подрастающего поколения. Очевидно, что игры необходимы для обеспечения гармоничного сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок, общего комфортного состояния. В своей программе «Сильные, ловкие, смелые» я использую подвижные игры, направленные на закрепление и совершенствование навыков бега, прыжков и метаний, на развитие скоростных, скоростно-силовых способностей, способностей ориентирования в пространстве, игры и эстафеты на овладение тактико-техническими навыками изучаемых спортивных игр. Все эти игры очень важны для развития личности. Так же использую на внеурочных занятиях электронные презентации. Это позволило мне при использовании компьютерных технологий в образовательном процессе, сделать занятие более демонстративным.

В ходе реализации программы на лицо:

  • повышение качества и количества мероприятий с учащимися, направленных на формирование здорового образа жизни;
  • улучшение здоровья учащихся;
  • формирование осознанной потребности в здоровом образе жизни;
  • повышение интереса школьников к занятиям физической культурой и спортом;
  • пополнение материальной базы для проведения уроков физической культуры и внеклассных мероприятий;
  • создание необходимой базы материалов и методологической основы для формирования здорового образа жизни, внедрение новых форм и методов воспитательной работы;
  • повышение интереса у учащихся к различным видам спорта;

Благодаря программе «Сильные, ловкие, смелые» наши учащиеся с успехом выступают на различных соревнованиях, занимают призовые места.

Внеурочная деятельность в рамках ФГОС ООО

При переходе на ступень ООО внеурочная деятельность продолжается. Здесь уже дети осваивают определенные виды спорта: баскетбол, волейбол, футбол, гандбол, исходя из кадров, специализации педагогов, идет углубленная работа. Под моим руководством работают молодые педагоги школы, которые делают упор на спортивные игры во внеурочной деятельности по ФГОС ООО.

Сельский школьный спортивный клуб «Богатырь»

С 1 января 2012 г. вступил в силу п. 3 ст. 28 Федерального закона от 04.12.2007 № 329ФЗ “О физической культуре и спорте в Российской Федерации”, предусматривающий возможность создания в учреждениях общего образования школьных спортивных клубов, не являющихся юридическими лицами, в целях вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом, развития и популяризации школьного спорта.

В связи с этим в августе 2011 г. в субъекты РФ были разработаны методические рекомендации по созданию и организации школьных спортивных клубов в общеобразовательных учреждениях (письмо от 10.08.2011 Минобрнауки России № МД/1077/19 и Минспорттуризма России № НП0207/4568).

В соответствии с внесенными изменениями возникла необходимость и, я бы сказала, замечательная и долгожданная возможность создать и организовать школьный спортивный клуб на базе общеобразовательного учреждения. В 2011- 2012 учебном году в нашей школе начал свою работу спортивный клуб «Богатырь». Он является общественной организацией учителей и учащихся БОУСОШ № 38, способствует развитию физической культуры, спорта и туризма.

Работа спортивного клуба направлена на активизацию физкультурно-спортивной работы и участие всех участников в спортивной жизни школы, района, края, профилактику асоциальных проявлений в детской и подростковой среде, выработку, потребностей в здоровом образе жизни, укрепление здоровья учащихся, воспитания у школьников и родителей активной жизненной позиции.

Одна из главных идей школьного спортивного клуба увлечь физической культурой не только активных в спорте обучающихся, но и всех остальных учащихся школы, педагогов и родителей. Творческой рабочей группой проделана большая работа: были определены цели и задачи клуба, разработана и утверждена нормативно - правовая база ШСК: Положение ШСК, Устав спортивного клуба. Избран Совет клуба, составлен план мероприятий, проведён конкурс, в результате которого появились название, эмблема и девиз «Нужно стремиться на свой пьедестал! Стань олимпийцем! Победителем стань!»

Приоритетными задачами ШСК «Богатырь»:

  • вовлекать всех учащихся в систематические занятия физической культурой, спортом и туризмом;
  • воспитывать общественную активность, трудолюбие и самостоятельность, развивать их организаторские способности;
  • вести пропаганду физической культуры и спорта.

Задачи решаются через:

  • регулярные внеурочные мероприятия, направленные на укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие учащихся, совершенствование навыков и умений в занятиях спортом и туризмом, воспитание стойкой привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями, соблюдение правил личной и общественной гигиены;
  • участие в планомерной и систематической подготовке школьников к сдаче нормативов учебной программы, нормативов ВФСК «ГТО»;
  • организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня школы, активного участия в массовых соревнованиях различным видам спорта как внутришкольных, поселенческих, так и муниципальных.
  • подготовку физкультурного актива из числа учащихся в помощь учителям для проведения массовой физкультурной и спортивной работы в школе.

Для их решения этих задач были созданы все необходимые условия.

1. На базе ШСК «Богатырь» открыты спортивные секции, кружки по различным видам спорта:

  1. Баскетбол
  2. Волейбол
  3. Футбол
  4. Настольный теннис
  5. Бадминтон

2. Охвачено секционной работой 50% учащихся школы.

Основные правила набора в спортивные школы известны своей направленностью на физически подготовленных и одарённых детей. Практически везде практикуется сдача комплекса нормативов при зачислении в спортивную школу и периодические тестирования в течение учебно-тренировочного года.

Особой отличительной чертой набора детей в ШСК «Богатырь» является приём всех желающих (имеющих медицинский допуск к занятиям на уроки физкультуры) без сдачи каких-либо нормативов. Группы формируются по возрастам и видам спорта. Наш клуб решает ещё одну проблему - удаленность нашей школы от центра, небольшой выбор кружков и секций по видам спорта, платные услуги. Не каждый родитель может позволить посещать спортивные кружки платно.

В нашей школе 374 ученика, занимаются в спортивных школах только 6 человек.

Программы, составленные для занятий в ШСК ориентированы на детей различной физической подготовленности и допускают начало занятий с младшего школьного возраста. По своему объёму тренировочной нагрузки существенно уступают программе для спортивных школ (меньше объём общей и специальной подготовки за счёт большего объёма подвижных игр, особенно в 1-й и 2-й год обучения). Подвижные игры нравятся всем детям, играя очень хорошо можно дозировать нагрузку и развивать различные
двигательные качества (скоростные, координационные, скоростно-координационные, скоростно-силовые, общую выносливость).

Для занимающихся в клубе, нет обязательного участия в соревнованиях.

Естественно, есть дети с недостаточно хорошим физическим развитием и физической подготовленностью и если их принуждать больше тренироваться, ориентировать на рост спортивных результатов и принуждать к выступлению в соревнованиях, то они, скорее всего, вообще перестанут ходить на занятия. Если же их к этому не принуждать, а позволить им развиваться в соответствии с их способностями, то они продолжат заниматься и будут укреплять своё здоровье и получать психологическое удовольствие от занятий. Так же есть дети с хорошими природными данными, быстро усваивающие технику новых двигательных действий, получающие огромное удовольствие от участия в соревнованиях и побед. Для таких детей, безусловно, надо предоставить возможность заниматься в спортивной школе.

Выступление детей на соревнованиях, получение грамот и медалей, естественно, несёт положительный заряд, приучает их к активной жизненной позиции, даёт веру в свои силы и укрепляет желание заниматься в спортивной секции. Это очень важно для укрепления не только физического, но и психологического здоровья ребёнка.

Спортивные соревнования являются одной из самых интересных и увлекательных форм внеклассной работы в школе. Они содействуют привлечению учащихся к систематическим занятиям спортом, повышают физическую подготовленность учащихся, сплачивают детский коллектив. Действительно, нигде так не раскрывается ученик, как во время соревнований. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребенок, сам того не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учится побеждать и проигрывать.

Организация и проведение школьных соревнований по различным видам спорта осуществлялось по инициативе Совета клуба, в который входили как учителя, так и учащиеся 5 – 11 классов.

Внеклассные и внешкольные мероприятия.

В приобщении учащихся к ежедневным занятиям физкультурой большая роль принадлежит внеклассным спортивно – массовым мероприятиям, Дням
здоровья, Всемирному Дню здоровья, что является основным залогом успеха по сохранению здоровья школьников. Помощь в организации и проведении внеклассных спортивных мероприятий оказывали родители, активисты школьного самоуправления («День призывника», «День Матери», «День Защитника Отечества»). Родители с большим удовольствием принимали участие в организации и проведении соревнований. А так же участвовали непосредственно в этих соревнованиях.

Наши ребята принимают активное участие во Всекубанской спартакиаде учащихся «Спортивные надежды Кубани». В 2016-2017 учебном году наша школа заняла 3 место в Муниципальном этапе Х Всекубанской спартакиады «Спортивные надежды Кубани», среди школ до 500 учащихся.

Взаимодействие с сопредельными структурами.

Школьный спортивный клуб «Богатырь» тесно взаимодействует:

  • РУО МО Динской район;
  • Нововеличковская сельская администрация;
  • БОУСОШ №30;
  • ДЮСШ (гиревой спорт);
  • Спортивный клуб «Медведь» (единоборства);
  • Фитнес клуб «Анис» (платные услуги);
  • Тхеквондо (платные услуги);
  • Детский сад №9;

Преемственность с детским садом

Обстоятельства сложились так, что в этом учебном году я по совместительству работаю инструктором физической культуры в детском саду №9. У меня появилась новая возможность начинать работу по физическому воспитанию с раннего возраста, а именно с двух лет. И первые результаты уже видны. Дети стали:

  • более организованными;
  • снизился уровень заболеваемости;
  • шире кругозор;
  • они активны, проявляют инициативу, сами инициируют подвижные игры;
  • самостоятельно надевают спортивную форму;

Надеюсь, что это будет новое направление в моей работе по преемственности детского сада и школы.

Наши победы в наших выпускниках. За последние пять лет шесть выпускников нашей школы поступили в Краснодарский Государственный Университет физической культуры спорта и туризма. Один из выпускников Шабанов Расим Бейдуллахович, вернулся в школу в качестве учителя физической культуры. Расим Бейдуллахович (футбол), Шатурная Светлана- преподаватель физической культуры в колледже (кандидат в Мастера спорта по легкой атлетике) продолжают выступать на различных соревнованиях.

Здоровый образ жизни не занимает пока первого места в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с раннего возраста ценить, беречь и укреплять здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибётся тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

Библиографический список

  1. Башкирова М.М., Гуськов С.И. Спортивно-оздоровительные клубы за рубежом М. ВНИИФК, 1994, - 75с.
  2. Бальсевич В.К.Проблемы физического воспитания младших школьников // Сов. педагогика. 1983.- № 8. - С. 3-8
  3. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966, - 349 с.
  4. Гуськов С.И., Кофман Л.Б. Спорт и американская школа. М.,1995,- 160 с.
  5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального исследования. М.: Педагогика, 1986. 165с.
  6. Добрева JI. Клуб ветеранов // Физкультура и спорт, 1966, X» 11 С.18-19
  7. Должиков И., Сергеев В., Шустиков Г. Клуб Добрыни Никитича / Физкультура в школе, 1993, С. 35-41
  8. Мацкевич В.А. Деятельность детских спортивных клубов по месту жительства в Белорусской ССР // Физкультурно-массовая и спортивная работа по месту жительства. М.: ВНИИТИ, 1987, С. 117-120
  9. Интернет ресурсы:docs.chtd.ru
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.