РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Возможности компьютера

ВОЗМОЖНОСТИ КОМПЬЮТЕРА В ВОПРОСАХ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ Н.В. МУХИНА
Понятие « экологическая грамотность» касается не только каждого человека в отдельности, но и всех сфер материальной и духовной жизни общества и выражается в таких видах научной и практической деятельности, которые обеспечивают сохранение и обогащение природной среды, создают благоприятные условия для жизни человека, его всестороннего развития. Поиск решений собственно экологических проблем нашего региона позволяет выявить ряд противоречий, существующих в данной области знания: - между негативными антропогенными изменениями окружающей среды и необходимостью формирования культуры природопользования;
- между недостаточным уровнем экологической грамотности отдельных обучающихся второй и третьей ступени и требованиями к её повышению образовательной программой по географии ; Гигантская техническая мощь современного человечества и быстрый рост численности населения на планете, получивший название «демографического взрыва», стали причиной того, что на глазах живущих поколений происходит масштабная деградация природы. Эти разрушения затрагивают не только конкретные регионы, но начинают появляться и в масштабах всей биосферы. Поэтому в последнее время необходимо все большее внимание уделяется экологическому образованию и воспитанию, поскольку без этого невозможно решить важнейшие проблемы развития цивилизации. Ведущую роль в воспитании подростков играет школа, которая организует процесс формирования экологической культуры, включающий в себя учебную и внеучебную работу. Одной из задач общеобразовательной школы является подготовка учащихся быть адекватными окружающей географической действительности. В настоящее время поток информации, который должен воспринимать и осваивать обучающийся, настолько велик, что простого прочтения учебника и выполнения стандартных практических работ становится недостаточным. Суть качества современного образования заключается в том, что оно достигается тогда, когда образование переходит в самообразование, а воспитание – в самовоспитание. Одной из важнейших задач современного образования является формирование экологически грамотного обучающегося, способного не только теоретически рассуждать об экологических проблемах, современной экологической обстановке в мире, в России, но и умеющего применять полученные знания на практике. Утверждать, что в вопросах формирования экологически грамотного школьника можно полностью полагаться на его сознательность и желание самому достичь определенного уровня, нельзя. Для достижения наибольшего результата в вопросах формирования экологической грамотности обучающегося необходимо чтобы воздействие на сознание шло параллельно со стороны ученика и со стороны учителя. Учителю для этого необходимо продумать систему мероприятий направленных на формирование экологически грамотного обучающегося. Учитывая достаточно высокий уровень развития компьютерных технологий, электронных средств связи, телекоммуникационной и информационной среды, а также интересом обучающихся вызванным к техническим средствам, считаю, что применение компьютера в настоящее время в образовательном процессе становится обязательным. Среди методов компьютеризации образования можно выделить:
• электронные учебники,
• тестирование знаний,
• практические работы,
• предметные компьютерные игры и многое другое. За время работы в МОУ «РЯБОВСКАЯ СОШ» была разработана целая серия уроков направленных на формирование экологически грамотного школьника, в том числе и с применением компьютера. Урок, на котором компьютер используется демонстрационном режиме - один компьютер на учительском столе + проектор. (Лекция, путешествие, исследование и т.д.)
-Урок, на котором компьютер используется в индивидуальном режиме - урок в компьютерном классе без выхода в Интернет (путешествие, игры, зачет и т.д.)
- Урок, на котором компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме - урок в компьютерном классе с выходом в Интернет (подготовка творческих работ, проектов, консультации, викторины, конкурсы и т.д.) Примерами уроков, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме могут являться: «Растительные сообщества России», «Озеро Байкал», «Африка. Изменение природы человеком» и др. Эти уроки преимущественно представляют слайдовые презентации, некоторые слайды помогают проиллюстрировать проблемную ситуацию, другие помогают сэкономить время на уроке, поскольку учителю уже не нужно записывать на доске географические объекты, определения и т.п. Ко второму типу уроков, когда компьютер используется в индивидуальном режиме, можно отнести тесты по определенным темам, например «Западная Сибирь», «Гидросфера» и др. Подобные тесты помогают провести зачеты, которые особенно нравятся обучающимся за то, что оценки становятся известны сразу же по окончанию работы. В третьем типе уроков, когда компьютер используется в индивидуальном режиме, наиболее интересной формой урока является подготовка творческих работ, проектов. Наиболее часто используемые обучающимися сайты:
• http://www.kulichki.com/travel/ - Виртуальные путешествия;
• http://montaro.newmail.ru/ - Горы нашей планеты;
• http://www.countries.ru/ - Страны мира;
• http://geo2000.nm.ru/ - География;
• http://www.sgm.ru/ - Государственный геологический музей и многие другие. Продуктом труда обучающихся становятся самостоятельно созданные презентации, например, «Национальный парк Серенгети» - выполненная уч-ся 7 класса. Таким образом, считаю, что в современном быстро изменяющемся мире нужно шагать в ногу со временем, осваивать технические средства, в том числе и использовать возможности компьютера в образовательном процессе, особенно в столь интересной области как формирование экологической грамотности на уроках географии.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены