РАЗРАБОТКИ

Другие модули

О разуме, профессионализме и «терпении».

Цитаты с форума:

«… дармоеды из управления образованием шлют наверх отчеты о хорошем качестве. Органы управления образованием на районном уровне вообще не нужны. Одни бумажные клерки, которые получают деньги учителей и выезжают на работе учителей. Вообще их нужно упразднить». /Игоревич/

«А еще нас же и учат, как нам проводить свои уроки, как нам "правильно" заполнять журналы, да как "правильно" вести собственное самообразование! … Ощущение такое, что скоро на школьные журналы заставят купить позолоченный оклад, выучить пару молитв, а приступать к их заполнению разрешат только после, как минимум, трехдневного поста!» /Сергеев_ЕВ/

«И вообще, наша школа раздувается от бесконечно впихиваемых в нее новообразований сильнее и сильнее с каждым годом.. и думается скоро так лопнет, что мало никому не покажется. И что-то не слышно, что бы кто-то был этим нововведениям безумно рад, спросите хоть детей, хоть родителей (про учителей и говорить нечего)». /Juli5467/

 Уважаемые учителя! Вы пытаетесь применять разум, логику и патриотизм там, где ими никогда и не пахло. В этом слабость и бесплодность подобных рассуждений (сетований и мечтаний). Там, где рождаются ЦУ для учителя (как учить, как воспитывать, как заполнять, как …), учителей не было, и нет (и не будет, возможно, никогда). Если разумный человек случайно появляется в СИСТЕМЕ управления, то она быстро находит способ от него избавиться, да он и сам понимает, что пришелся не ко двору и добровольно уходит. Или становится «как все». Там хорошо себя чувствуют люди с несколько иначе устроенной психикой и нервной системой. Не каждому это дано от природы.

Проявив упорство, можно подняться по служебной лестнице до поста, который позволит немного изменить СИСТЕМУ в разумную сторону, но вряд ли удастся при этом остаться прежним человеком. В тех местах разум не в цене. Там главные боги – ПРЕДАННОСТЬ и ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ. Есть еще один бог – СИЛА. Этот бог многолик, это и связи, и деньги, и родство, и хитрость, и (в гораздо меньшей степени, но всё же) физическая сила.

Уважаемые учителя, Вы пытаетесь мыслить разумно, вы пытаетесь придумать себе модель идеального начальника – каким ВАМ хотелось бы его видеть. Вы не без оснований хотите, чтобы идеальный начальник ценил вас по труду или по результатам труда. Но не следует забывать о том, что у чиновника и учителя разные цели по определению. Кстати, интересно было бы поговорить о модели идеального учителя с точки зрения чиновника.

 Учитель хочет НАУЧИТЬ и ВОСПИТАТЬ учеников в соответствии со своим образом и подобием или в соответствии со своими идеалами. Во всяком случае, Учитель к этому стремится. Он гордится результатами своего труда – умными и воспитанными учениками. Чиновнику же результаты учительского труда особой радости и прибыли не приносят. Чиновник детей видит редко и они ему становятся безразличны, если не прославляют лично его и его департамент. Прежде всего, чиновнику нужна ВИДИМОСТЬ труда, а также красивое и политически грамотное (!) ОФОРМЛЕНИЕ достигнутых результатов, не так уж и важно каких. ЭТО у чиновников в цене. Ум чиновника развивается (или атрофируется) в соответствии с жизненными целями, основная из которых – сделать карьеру или (как минимум) усидеть в своем кресле как можно дольше. 

 Для достижения этих целей чиновнику нужно в совершенстве изучить способы достижения власти и методы её удержания. РАЗДЕЛЯЙ И ВЛАСТВУЙ – это незыблемо на все времена. Поэтому все попытки объединения разумных людей (нормальные партии, нормальные профсоюзы) – это «красная тряпка» для управленца. Поэтому и вводятся НСОТы, раздирающие на части школьные коллективы. Поэтому чиновники и заставляют учителей периодически восхвалять самих себя. Ведь без курсов, без консультаций с теми, кто знает, как правильно собрать и оформить нужные хвалебные бумажки, никак не обойдешься. Из-за этого чиновники становятся как бы нужными. И все знают, ЧТО учителю надо делать, чтобы консультации проходили плодотворнее. Кто лучше «служит» – тому конфетку (надбавку). Кто не хочет этого делать, кто пренебрегает указаниями свыше, кто сомневается в их разумности – тому злое слово и кнут. 

Для быстрого продвижения вверх по карьерной лестнице необходим еще и ЦИНИЗМ. Он проявляется в разных формах. Например, стоит вам указать любому чиновнику на неразумность каких-либо его рекомендаций, инструкций или предписаний, вы тут же получите ответ: «А чего вы ко мне-то лезете с претензиями? Мне сказали (приказали) – я и делаю. Я только исполнитель, я солдат, я не виновен». Этот способ ухода от ответственности – легкая форма чиновничьего цинизма. С подобным наверняка сталкивался каждый разумный человек. Есть цинизм и покруче – гибкость мнения и готовность к его мгновенному изменению. Кто-нибудь слышал о дружбе чиновников, о дружбе политиков? Если их дружба не взаимовыгодна, то речь может идти только о «дружественном сосуществовании».

Доколе ж будет так? Не дай нам бог критической ситуации, но история говорит о том, что только тогда начинают цениться высокие личностные качества и профессионализм, когда страна (и её чиновники) встаёт перед выбором – жизнь или смерть. До войны в армии и в чиновнической среде преданность и исполнительность также ценились выше профессионализма и порядочности. Достаточно вспомнить лозунг: «Незаменимых нет!». Когда же «запахло жареным», то вспомнили о профессионалах и патриотах. Только тогда формализм был минимизирован и, хоть и не во всём и не везде, но всё же главным стал результат, а не его оформление. Вернули из «отдаленных мест» часть «гнилой интеллигенции» и талантливых рабочих. Они понадобились в критическое время. Не смогли властители и политики обойтись без «врагов народа». Злобствовали на их «трудный характер», на их прямоту и честность, но терпели (до поры, до времени). Видимо сейчас, по мнению главных управленцев, у нас пока еще всё благополучно с образованием. Поэтому продолжает усугубляться ситуация, напоминающая сцену из театра абсурда – когда одни ДЕЛАЮТ ВИД, что учатся, другие – что учат, третьи – что учат, как надо учить, четвертые – что денно и нощно пекутся об улучшении системы. Исключения, конечно же, есть, но на то они и исключения. Абсурдная ситуация может измениться к лучшему либо в результате согласованных действий разумных людей (до этого нам еще далеко, но есть надежда), либо если к власти придет разумный человек со своей командой (вероятность этого очень мала), либо если ситуация станет критической и это станет очевидным для всех (не дай бог).

 Здоровая критика помогает совершенствованию, но она помогает только тому, кто хочет стать лучше. Вы можете сколько угодно критиковать СИСТЕМУ в целом – это пожалуйста, это мало кого трогает и даже иногда приветствуется (сами чиновники тоже не в восторге от СИСТЕМЫ). Но стоит вам критически упомянуть конкретного чиновника, особенно, если он не поднялся от вас далеко по служебной лестнице, – берегитесь, рычагов воздействия на вас много.

Главная защита разумного порядочного учителя от чиновничьей тупости, высокомерия и произвола – это профессионализм высочайшего уровня. Вы – профессионал, если получаете зарплату не за то, ЧТО вы делаете, а за то, что это делаете именно ВЫ. Только НЕЗАМЕНИМОСТЬ (и хорошее знание законов) повышает степень индивидуальной свободы учителя и дает ему право проявлять свою независимость и свой разум в диалоге с чиновником. Только это (при отсутствии нормальной работы профсоюзов) позволяет ему демонстративно пренебрегать неразумными указаниями начальства и избыточными обязанностями. Такая «наглость» профессионалов позволяет создавать прецеденты, которые служат основанием для коррекции абсурдных требований чиновников к рядовым учителям.

Всего комментариев: 12
avatar
0
1

Грустно, но всё это так.
avatar
1
2

"Главная защита разумного порядочного учителя от чиновничьей тупости, высокомерия и произвола – это профессионализм высочайшего уровня. Вы – профессионал, если получаете зарплату не за то, ЧТО вы делаете, а за то, что это делаете именно ВЫ. Только НЕЗАМЕНИМОСТЬ (и хорошее знание законов) повышает степень индивидуальной свободы учителя и дает ему право проявлять свою независимость и свой разум в диалоге с чиновником" (цитата)
Не поспоришь. Читая эти строки, представила себе этакого учителя Слона, на которого тявкает чинуша Моська, а он и в ус себе не дует. Как работал, так и работает. Делает исправления в журналах, вместо спущенного сверху классного часа о духовности проводит с малышами КВН и совершенно уж наглым образом не составляет отчеты. Вот кабы нам всем стать такими непрошибаемыми слонами, тогда и наступил бы Светлый Век Образования. А от властей ждать изменения своего отношения к быдлу бесполезно.
avatar
0
3

Статья замечательная. Вскрыты главные причины неудачных реформ.
Александр, ощущение такое, что Вы описали все мои личные рассуждения на этот счет.
Я всегда знала, что Чиновник - мой личный Враг. И это ни разу в моей жизни не опровергалось реальностью.
Я меняла школы, города, время! Но главное всегда критиковала и СОВЕРШЕНСТВУЯСЬ, МЕНЯЛА СЕБЯ, ! - а вот отношение ко мне начальников никогда не менялось, каких бы высот я в профессии не достигала.
Вы пишите, что "главная защита разумного порядочного учителя от чиновничьей тупости, высокомерия и произвола – это профессионализм высочайшего уровня" - здесь я не соглашусь. Все равно чиновник найдет к чему придраться, и никоим образом не позволит проявить независимость и индивидуальную свободу работнику
Это только в идеале - умный администратор ценит умного сотрудника. А в жизни так: пугливый администратор боится умного сотрудника. С посредственностью работать легче и спокойнее. Как мне проговорилась директор: "Ходит тут независимая и не знаешь, что у нее на уме"!
avatar
0
4

Благодарю за неравнодушный комментарий. Он послужил поводом для более глубоких размышлений. Попробую ответить.
avatar
0
5

«Все равно чиновник найдет к чему придраться, …»

Верно, придраться можно и к столбу – «чего это ты тут встал». Но я и не идеализирую учителя-профессионала. Он не свободен от начальственных придирок, он не святой, и его профессионализм – не икона, защищающая от кары господней. Его профессионализм – это не броня, а оружие, которое только в умелых руках заставляет «врага» держаться на должном расстоянии, заставляет его относиться к учителю с некоторым уважением и садиться иногда с ним за стол переговоров. Всего-навсего.

Есть учителя, искусно работающие с любыми детьми, но совершенно не умеющие держаться с начальством, теряющиеся от одного только вида «барина». Они легко позволяют ему иногда снисходительно похлопывать себя по плечику, и терпеливо сносят барский рык и беспричинную брань в свой адрес. Кто склонит чашу весов на свою сторону - чиновник или учитель (или установится равновесие) – это в каждом конкретном случае непредсказуемо, но шансы на победу у профессионала выше. Как правило, свою свободу ему не требуется отстаивать ежеминутно, и у него нет надобности ежедневно отбивать барские нападки. Учитель-профессионал глубоко уважает себя и профессионализм других людей в всех его проявлениях. А это неизбежно чувствуют окружающие и ведут себя с ним соответственно. Умная собака тоже ведь не на каждого лает.
avatar
0
6

«… и никоим образом не позволит проявить независимость и индивидуальную свободу работнику»

А я и не говорил, что учитель-профессионал АБСОЛЮТНО свободен от произвола бюрократов. Отнюдь. Речь шла только о повышении степени этой свободы. Всего лишь. Свобода профессионала основана на том, он всегда готов «сделать тёте ручкой», он уверен, что без дохода и без уважения не останется. Правда, это касается только больших городов, где школа не одна, и не две, т.е. там, где желающих получать качественные знания хватает. Видимо, для обретения полной свободы учителю-профи, как и разведчику, как и «вору в законе», нельзя иметь нормальную семью и дом. У него не должно быть слабых мест и сильных привязанностей. (Шутка)

Есть еще одна категория относительно свободных учителей (точнее, учительниц). Это жёны влиятельных людей. Дома им сидеть скучно, диплом есть, вот и работают, как умеют. Достаточно сильное влияние их мужей распространяется на ту местность, где расположена школа. Оно разнообразно по виду и по уровню, но такую потенциальную защиту (угрозу её быстрого использования) всегда чувствуют и ученики, и коллеги, и начальство. Наличие в школах таких учительниц, с одной стороны, осложняет жизнь директоров школ (при такой подчиненной слова лишнего не скажешь), а с другой (нет худа без добра) – дает им возможность, угодив чем-нибудь таким учительницам, использовать влияние их мужей на своих начальников.

Как всегда, в реальной жизни много других компромиссных видов и степеней «свобод». Жизнь разнообразна.
avatar
1
7

«А в жизни так: пугливый администратор боится умного сотрудника. С посредственностью работать легче и спокойнее.»

Естественно. Но, как я уже говорил, только в критическое время администратор вынужден обращаться к тем, кто пусть и «слишком умён», но УМЕЕТ работать результативно. В тех местах, где результат обучения архиважен, на преданность начальству (точнее, на её отсутствие) смотрят сквозь пальцы, проще говоря – плюют. Там главное – преданность Делу, профессионализм с большой буквы. Там понимают, что чиновника заменить легко, трудно найти замену умельцу-спецу. Так было и во время Великой отечественной, и сразу после революции, когда большевикам понадобились (на некоторое время) царские военспецы и предприниматели (нэпманы). Они УМЕЛИ организовать армию, производство, и понимали толк в международной торговле. Возьмем пример из нынешнего времени. Вы же не думаете, что в разведшколах и в школах подготовки спецподразделений будут держать учителя-нумеху только за его преданность начальству. Там это нонсенс. Но даже и туда, уверен в этом, чиновнический спрут протягивает свои щупальца. Придираться будут к любому, но сто раз подумают, прежде чем уволить профессионала.
avatar
1
8

Нашему поколению не повезло (или, скорее, повезло?) – мы живём и работаем в относительно мирное время, когда уровень предъявляемых учителем к ученикам требований важен ТОЛЬКО для самого учителя. В системе образования постепенно произошла подмена – учительская отметка принимается за результат обучения. Это вынуждает директоров школ ТРЕБОВАТЬ от учителей хороших отметок (ЗУНы тоже нужны, но это уж как получится). Зарплату учителя теперь (как же, НСОТ!) пытаются связать с так называемым «уровнем обученности», а также с «качеством обучения». Эти КРАСИВЫЕ КАРТИНКИ прикрывает старую дырку в стене – ПРОЦЕНТОМАНИЮ, но старую мадам не спрячешь под толстым слоем макияжа. Отсутствие в красиво оформленных классных журналах не только «двоек», но и теперь уже «троек» – наглядная демонстрация незабвенных слов: «Хотели как лучше, а получили …» Что хотели от учителя, то и получили. Чиновнический подход к образованию и бюрократизм опять победили, опять оформление результата оказалось важнее результата. Слабая попытка в какой-то степени исправить такую подмену – введение ЕГЭ. Но делается это коряво, противоречиво и нерешительно. СИСТЕМА неуклюже ворочается с боку на бок, пытаясь опять-таки приспособить это нововведение, прежде всего, к чиновнику, а не к учителю, не к тому, кто дает реальное, а не бумажное качество обучения будущих поколений.
avatar
0
9

Всё это печально, но таковы реалии жизни. К сожалению, не всегда мы можем что-либо изменить.
avatar
1
10

Александр Иванович.
Тут на форуме при ответе на сообщение Sladko возникло такое суждение, имеющее, я думаю, отношение к вашей статье "О разуме, профессионализме и «терпении».
На вопрос, почему Педагогическая общественность не может добиться справедливости, Sladko ответил:"Потому что у руководства апатичные люди, которым плевать не только на образование, но и на всё остальное".
И я подумала, что Администрация школы - это исполнители этого самого аппатичного руководства.
А любой исполнитель всегда обязан быть аппатичнее своего руководства.
Если исполнитель будет шустрее руководства, то зашатается эта самая "вертикаль власти"!
Пирамида, в основании которой должна быть полная аппатия, далее чиновничье угодничество, ну а в вершине сами понимаете....
И только в условиях критической ситуации будут востребованы свободы?
Написала, и самой стало страшно! Неужели не на что надеяться?! hello
avatar
1
11

И только в условиях критической ситуации будут востребованы свободы?

Скорее всего, да. Но не «востребованы», а с высочайшего разрешения временно дозволены. Или отвоёваны и удержаны в жестокой борьбе.
Ну, может быть постепенно, эволюционным путём, малыми шажками, зигзагом и задом наперед что-нибудь измениться в лучшую сторону, но надежда на это, действительно, слабая.

«А любой исполнитель всегда обязан быть аппатичнее своего руководства».

Смотря к кому апатия. К народу, к посетителям с челобитными – всегда и непременно, ибо народ (особенно те, кто прётся с пустыми руками) чиновникам уже надоел хуже горькой редьки. Идут и идут, спасу от них нет, только апатия и выручает. Это своего рода защитный механизм чиновника от рядовых граждан. Усталый раздраженный вид, стеклянные глаза и взгляд сквозь тебя – узнаёте?

Если исполнитель будет шустрее руководства, то зашатается эта самая "вертикаль власти"!»

Вот она и шатается.
А нижние, между прочим, всегда должны быть шустрее верхних, иначе им не выжить, не пробраться наверх, и не увернуться от падающего на них сверху г… .
avatar
0
12

У нас в школе есть "любимчики" администрации. Которые не добиваясь никаких результатов в работе с детьми поднимаются по карьерной лестнице. Высшую категорию получают, потомучто пишут и заполняют кучу "бумажек" и то с помощью администрации. Абсурд!
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2020 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.