РАЗРАБОТКИ

Другие модули


"Я иду на урок" - эссе учителя математики

Урок математики может быть больше, чем сама математика, если это человек формирующий урок.

Было время, когда рассуждала: главное — обучать! Воспитание будет, оно вытекает из знаний, которые даем. И давала. Все больше и больше. А вытекало все меньше и меньше. Затем поняла: обучение и воспитание должны протекать одновременно. А за основной критерий работы надо брать не методическую установку, а отношение ученика к предмету. На каком-то этапе оно важнее самого предмета.

Сегодня мой главный ориентир — ученик. Не к математике иду, а к нему с математикой, уверовав, что нет таких проблем, которые я не смогу решить на уроке.

Есть дети, которые хотят и могут учиться, другие хотят и не могут или могут, но не хотят, а есть и такие, которые не хотят и не могут учиться. Но как бы ни было, для каждого из этих детей урок должен быть открытием.

  • Я желаю каждому ученику удачи на уроке.
  • Я хочу, чтобы каждый ученик был заинтересованным путешественником мира математики.
  • Я хочу, чтобы урок для каждого ученика был открытием.
  • Я хочу, чтобы каждый ученик завтра пришел на урок с желанием, а не, потому что надо.

Теорема, которую доказывала и доказываю, состоит в следующем: всякий ученик может и хочет учиться, если ощутил практическую пользу и ценность того, чем занимается.

Тут-то и рождается нечто большее, чем знание, — отношение к нему. Никакие концепции, структуры, методы не могут быть реализованы, если нет деятельности самого ученика, нет его отношения к предмету. Сегодня я строю уроки с применением деятельностного метода в технологии личностно ориентированного обучения.

Педагогическая наука и школьная практика направляют свои усилия на поиски путей совершенствования урока. Основные направления следующие.

  1. Усиление целенаправленности деятельности учителя и учащихся на уроке. Одна из важных задач учителя - мобилизовать учащихся на выполнение поставленных задач, достижение целей непосредственно на уроке. Для этого необходимо спланировать каждый урок, чтобы в нем были предусмотрены самые короткие пути к поставленной цели, и в первую очередь намечены структура, методика и средства обучения в строгом соответствии с поставленной целью.
  2. Осуществление организационной четкости каждого урока от первой до последней минуты. Заранее на перемене готовятся необходимые для урока наглядные пособия, технические средства, ученические принадлежности, справочная и дополнительная литература, раскладывается все необходимое на каждое рабочее место. Также для этого возможно поставить перед учениками интересное задание, включающее их в работу с первой минуты урока. Вместо домашних заданий применяются различные способы фронтальной ускоренной проверки - тестовые письменные работы, программирование, перфокарты и др.
  3. Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся. Наиболее интересное направление связано с вопросами применения на уроке методов и приемов проблемного обучения и создания проблемных ситуаций как средства повышения познавательной активности учащихся, это способствует повышению качества знаний и выработке необходимых навыков и умений. Также предусматривается самостоятельная работа учащихся с учебной и научной литературой, словарями, справочниками и энциклопедиями, таблицами, диаграммами, графиками, картами.
  4. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Целенаправленный выбор наилучшего варианта построения процесса, который обеспечивает за определенное время максимальную эффективность решения задач образования в данных конкретных условиях школы, определенного класса. Необходимо выбирать оптимальные варианты сочетания различных методов, приемов, средств обучения, ведущих кратчайшим путем к достижению целей урока.
  5. Интенсификация учебно-воспитательного процесса на уроке. Чем больше учебно-познавательных действий и операций выполнено учащимися за урок, тем выше интенсивность учебного труда. Степень интенсивности учебного труда зависит от производительности использования каждой минуты урока, мастерства учителя, подготовки учащихся, организованности классного коллектива, наличия необходимого оборудования и рационального его размещения, правильного чередования труда и отдыха и т.п. В условиях интенсификации обучения учащиеся осваивают знания в основном на уроках, и отпадает необходимость заучивания дома материала. Вместо заучивания учащиеся получают возможность лучше его осмыслить и закрепить, выполнить творческие задания, вызывающие у них интерес, чувство интеллектуального удовлетворения от удачно выполненной работы.
  6. Осуществление межпредметных и внутрипредметных связей. При переходе к новому материалу, ставятся задачи и вопросы для воспроизведения и последующей коррекции, опорных для усвоения нового материала знаний и практических навыков и умений. Эти знания получены учащимися в процессе обучения или на основе личных наблюдений, при изучении данного предмета или родственных дисциплин. Это могут быть представления, понятия, законы, формулы, числовые данные, создающие опору, фундамент для полноценного восприятия и понимания новых знаний. Но воспроизведение опорных знаний должно сопровождаться их совершенствованием: дополнением неполных, углублением поверхностных, расширением узких, исправлением ошибочных знаний. Внутрипредметные и межпредметные связи также осуществляются с целью достижения обобщения и систематизации широкого круга знаний. Межпредметные связи способствуют усвоению системы знаний об объектах, которые отдельными элементами изучаются по различным учебным дисциплинам.

Типология и структура современного урока.

Урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам.

Примерная типология уроков в современной школе:

  • урок усвоения новых знаний;
  • урок усвоения навыков и умений;
  • урок комплексного применения знаний;
  • урок обобщения и систематизации знаний;
  • урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений.

Исходя из этой типологии, строится календарный или тематический план с распределением уроков по отдельным разделам и темам в соответствии с образовательными целями.

Соотношение уроков различных типов неодинаково и зависит от характера учебной дисциплины, специфики знаний, навыков и умений, целей и задач отдельных учебных предметов. Каждый тип урока имеет определенную четко обозначенную, основную образовательную цель и методику, соответствующую его целям и задачам.

Классификация уроков рациональна и позволяет более четко определить цели, задачи и структуру каждого урока и мобилизовать учащихся на успешное их решение.

  • Так, если планируется урок усвоения новых знаний, то перед учащимися ставятся соответствующие задачи по восприятию, осмыслению определенных понятий, законов, теорий;
  • Если предполагается урок применения знаний, навыков и умений, учащиеся настраиваются на творческое решение ряда практических задач на основе усвоенных на прежних уроках знаний.
  • На уроке комплексного применения знаний и умений учащиеся обучаются применять полученные знания и навыки в жизненных условиях, что формирует творческую активность в решении различных жизненных проблем и задач.
  • На уроке обобщения и систематизации знаний учащиеся не только повторяют пройденный материал, но и приводят понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.

Общие требования к современному уроку.

Общие требования кратко можно сформулировать так:

  • вооружать учащихся сознательными, глубокими и прочными знаниями;
  • формировать у учащихся прочные навыки и умения, способствующие подготовке их к жизни;
  • •повышать воспитательный эффект обучения на уроке, формировать у учащихся в процессе обучения черты личности;
  • осуществлять всестороннее развитие учащихся, развивать их общие и специальные особенности;
  • формировать у учащихся самостоятельность, творческую активность, инициативу, как устойчивые качества личности, умения творчески решать задачи, которые встречаются в жизни;
  • вырабатывать умения самостоятельно учиться, приобретать и углублять или пополнять знания, работать с книгой, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике;
  • формировать у учеников положительные мотивы учебной деятельности, познавательный интерес, желание учиться, потребность в расширении и приобретении знаний, положительное отношение к учению.

Эти требования условно можно поделить на четыре группы.

Воспитательные требования. Воспитывать моральные качества, формировать эстетические вкусы, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью, ее запросами и требованиями, формировать активное отношение к ней.

Дидактические требования. Обеспечивать познавательную активность на уроке, рационально сочетать словесные, наглядные и практические методы с проблемами, работу с учебником, решение познавательных задач. Реализовывать требования единства обучения, воспитания и развития путем тесной связи теории с практикой, обучения с жизнью, с применением знаний в различных жизненных ситуациях. Необходимо осуществлять систематический контроль за качеством усвоения знаний, навыков и умений и коррекцию их учебных усилий. Постоянное получение обратной связи позволяет влиять на ход учебного процесса, корригировать его. При обнаружении пробелов в знаниях нужно анализировать их причины и находить пути их устранения. Приучать учащихся к самостоятельности и самоконтролю в процессе самостоятельной познавательной деятельности. Постоянное привлечение учащихся к активной познавательной деятельности и выполнению практических заданий на уроке способствует закреплению знаний, навыков и умений.

Психологические требования. Учитель контролирует точность, тщательность и своевременность выполнения учащимися каждого требования. Воля и характер учителя проявляются на уроке во всей его деятельности. Особенно ценится учениками требовательность педагога в сочетании со справедливостью и доброжелательностью, уважением и педагогическим тактом. Учитель должен отличаться самообладанием и самоконтролем, чтобы преодолевать отрицательное психическое состояние на уроке —неуверенность, скованность или, наоборот, излишнюю самоуверенность, игривость, повышенную возбудимость.

Гигиенические требования. Соблюдение температурного режима в классе, надлежащих норм освещения. Следует избегать однообразия в работе, монотонности изложения, чередовать слушание учебной информации с выполнением практических работ. Перемена видов работы приносит отдых, позволяет включать в познавательную деятельность различные органы чувств.

Мастерство учителя на уроке заключается главным образом в умелом владении методикой обучения и воспитания, творческом применении новейших достижений педагогики и передового педагогического опыта, рациональном руководстве познавательной и практической деятельностью учащихся, их интеллектуальным развитием.

Дидактические требования к современному уроку.

  • четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;
  • определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
  • прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;
  • выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
  • реализация на уроке всех дидактических принципов; создание условий успешного учения учащихся.

Требования к построению урока

  1. Соответствие урока программе по месту и времени.
  2. Структура урока и целесообразность этапов, соотношение их по времени.
  3. Идейность и научность.
  4. Эстетическое воспитание, эмоциональные стороны урока.
  5. Подача нового материала.
  6. Соблюдение принципов развивающего обучения.
  7. Связь с жизнью.
  8. Наглядность обучения, использование ТСО.
  9. Работа с книгой.
  10. Зарождение новых понятий, радость познания.
  11. Организация тренировочных упражнений.
  12. Самостоятельность в работе учащихся.
  13. Активность и инициатива учащихся.
  14. Охват учащихся разнообразными формами работы.
  15. Охват устной и речевой практикой.
  16. Индивидуальный подход (внимание способным, работа с отстающими).
  17. Организация проверки знаний учащихся.
  18. Глубина и прочность знаний учащихся.
  19. Соответствие оценок и аннотации к ним.
  20. Организация домашнего задания.
  21. Темпы проведения урока.
  22. Педагогический такт учителя.
  23. Речь учителя, его субъективные достоинства.
  24. Работа над произношением.
  25. Словарно-фразеологическая и стилистическая работа.
  26. Развитие связной речи, практическая направленность.
  27. Изучение грамматики, лексики.
  28. Техника чтения.
  29. Культура речи и письма.
  30. Изучение литературных произведений.
  31. Система письменных работ.

Определение цели урока.

Урок — это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся. Это и обеспечивает управление познавательной деятельностью учащихся» (Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. 2-е изд. М., 1982. С. 227).

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добиться; затем установления средства — что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Образовательная цель предполагает систему терминов и правил, понятий или законов которые нужно запомнить всем учащимся. Это выработка учебных навыков и умений по предмету и правил организации учебной работы.

Её необходимо конкретизировать, например:

  • обеспечить усвоение учащимися закона…., понятий…., признаков, свойств, особенностей;
  • обобщить и систематизировать знания о..;
  • отработать навыки (какие?);
  • устранить пробелы в знаниях (каких?)
  • добиться усвоения учащимися новых понятий (вопросов).

Развивающие задачи – это комплекс творческих (сравнение, определение причин и следствий, планирование и анализ деятельности, определение взаимосвязей между структурными элементами и функциями и др.) и общеинтеллектуальных умений (правила запоминания, речи, внимания, воображения).

Цель развития предполагает в основном развитие психических качеств учащихся (логики мышления, познавательные, общетрудовые умения), воли и самостоятельности:

  • развитие мышления: формировать умения устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, составлять план изучаемого материала, развитие умения классифицировать факты, делать обобщения и выводы;
  • развитие познавательных умений: формировать умение планировать деятельность, составлять тезисы, наблюдать; развивать практические навыки, умения частично –поисковой познавательной деятельности (постановка проблемы, выдвижение гипотезы и её решение)
  • развитие общетрудовых и политехнических умений: развитие умений нешаблонно, творчески подходить к решению самых различных задач, развитие умения пользоваться приборами и инструментами, умение планировать и оценивать результаты труда;
  • развитие умений учебного труда: работать в должном темпе, читать, писать, вычислять, развитие приёма наблюдений и его последовательности.

Воспитательная цель – это правила нравственности и культуры поведения, которые формируются и развиваются на материале темы. Цель воспитания предполагает формирование у человека комплексного воспитания и определённых свойств личности и черт характера. Это:

  • воспитание патриотизма;
  • воспитание интернационализма;
  • воспитание гуманности;
  • воспитание мотивов труда;
  • воспитание мотивов учения;
  • воспитание дисциплинированности;
  • воспитание эстетических взглядов;
  • воспитание культуры здорового образа жизни;
  • воспитание работы в коллективе;
  • воспитание воли и самостоятельности: инициативы, уверенности в своих силах, развитие находчивости, настойчивости, умения преодолевать трудности, развитие способностей владеть собой, самостоятельности.

Валеологическая цель предполагает соблюдения гигиенических требований к уроку:

  • температурного режима;
  • физико-химических свойств воздуха (необходимость проветривания);
  • освещение;
  • предупреждение утомление и переутомления;
  • чередование видов деятельности;
  • своевременное и качественное проведение физминуток, валеологических пауз;
  • соблюдение правильной рабочей позы учащихся;
  • соответствие классной мебели росту школьников;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
  • дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

Для реализации здоровьесохранного подхода в обучении необходимо учесть гигиенические требования к организации учебных занятий и дать оценку:

  • плотности урока (% времени, затраченного школьниками на учебную работу)
  • числа видов учебной деятельности (письма, чтения, слушания, рассказа, наглядных пособий, ответов на вопросы, рассмотрение примеров)
  • длительности каждого вида учебной деятельности
  • частоты чередования видов учебной деятельности
  • числа видов преподавания (словесного, наглядного, аудиовизуального через технические средства обучения) продолжительности выполнения самостоятельной работы
  • места, длительности и условий применения ТСО
  • частоты чередования преподавания
  • наличия, своевременности, содержания и длительности физкультминуток.

Матрица современных методов обучения в образовательном процессе

Рассказ – монологическое изложение учебного материала, не прерываемое вопросами, содержащее в основном практический материал – вступление, повествование, заключение. 

Беседа – диалог учителя с учениками, побуждающий вспоминать уже известные факты, достижению новых знаний путем выводов, рассуждений.

Виды бесед:

  • вводная;
  • беседа-сообщение;
  • закрепляющая беседа;
  • беседа – размышление;
  • ситуативная беседа;
  • эвристическая беседа.

Лекция – монолог учителя, характеризующийся более строгой структурой, логикой изложения, обилием информации, системным характером освещения, аргументированностью выводов и примеров. Четко определить тему, цель лекции, составить план–конспект, подобрать аргументы и факты. Логически стройное и последовательное изложение теоретического материала, обобщение. Составление конспекта лекции учителя. Использование «живого» языка, наглядности (демонстрации, иллюстрации, видео). Умело выбранные условия: время, место, неперегруженность фактами, культура и эмоциональность речи, контакт с аудиторией, оптимальный темп изложения, использование наглядности, сочетание лекции с семинарскими, практическими занятиями.

Учебная дискуссия – обмен взглядами по конкретной теме; помогает упорядочить изученный материал, приобрести новые знания. Дискуссия развивает умения отстаивать свои взгляды, аргументировать свою точку зрения, приобрести коммуникативные навыки. Учить учеников аргументировать свои высказывания, тактично вести диалог, ясно и точно излагать свои мысли, четко формулировать вопросы, слушать собеседника.

Работа с книгой – возможность ученика многократно обрабатывать учебную информацию, получать информацию, работать со справочной литературой. Функции: обучающая, развивающая, побуждающая, контрольно-коррекционная.

Демонстрация – наглядно-чувственное ознакомление с явлениями, процессами, объектами. Использование аудио-видео-теле-компьютерной техники, макетов, муляжей, схем и плакатов.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Лучшие статьи

Статей за текущий месяц нет.
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены