РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Урок истории "Россия ХХ - начало ХХI века". 11 класс

Автор: учитель истории и обществознания Ходыкин Александр Викторович
Место работы: муниципальное общеобразовательное учреждение Таловская средняя общеобразовательная школа Кантемировского муниципального района Воронежской области

Тема: Россия ХХ - начало ХХI века.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Цель урока:
• Сформировать представления о важнейших событиях России ХХ - начало ХХI века.
• Совершенствовать умения и навыки работы с конспектом, текстом учебника, документами, тестовыми заданиями.
• Сформировать объективную оценку внешнеполитических и внутриполитических действий российского руководства в период 1894-2008 годов.
• Закрепить навыки анализа и сопоставления исторического материала, умения рассматривать исторические явления в конкретно-исторических условиях, разграничивать объективные факты и субъективные мнения (стереотипы);
• Усилить мотивацию учащихся к самостоятельному познанию, способствовать обогащению их социального опыта.
• Воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.
Задачи:
• Систематизирование изученного материала по теме.
• Восполнение пробелов в знаниях учащихся.
• Развитие умений обобщения, вычленения и систематизации в процессе изучения материала.
• Совершенствование исследовательских умений учащихся в процессе работы с разными источниками.
• Формирование собственного мнения в ходе решения проблемы.
• Создание микроклимата урока для развития конструктивного общения в ходе учебной деятельности и формирования опыта толерантных отношений.
Оборудование:
• карты: СССР, Российской Федерации
• Антонова Т.С., Харитонов А.Л., Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: XX век. Компьютерный (мультимедиа) учебник. – М.: Клио Софт, 2000,
• мультимедийный проектор
Планируемые результаты
Учащиеся должны узнать о:
— значении событий, характеризующих переход от одного этапа развития нашего Отечества к другому;
— новых акцентах в экономике;
— изменении отношений России со странами мира;
— основных итогах Второй мировой и «холодной» войн;
— усилении внимания России к проблеме перехода к постиндустриальному обществу;
— роли участия России в событиях мирового значения;
— изменении места и роли России на международной арене в 2000—2007 гг.

Орг. момент:
1.Объявление темы урока.
2. Знакомство учащихся с планом урока.

План урока:
1. Внутренняя политика России в ХХ - начало ХХI века.
2. Внешняя политика России в ХХ - начало ХХI века.
3. Исторические личности России в ХХ - начало ХХI века, оставившие заметный след.
4. Основные итоги столетней истории России (плюсы, минусы).
5. Подведение итогов урока, выставление оценок.
6. Домашнее задание: Вопросы и задания к курсу, термины, даты. Индивидуальные задания.
I. Вопросы и задания к курсу.
1. Российская империя — СССР — Россия (Российская Федерация) — вот вехи развития нашего Отечества в XX — начале XXI в. Какие события знаменовали переход от одного этапа к другому? Какие оценки этих событий современниками и историками вам из¬вестны? Какую точку зрения поддерживаете вы?
2. Назовите выдающихся российских реформаторов XX - начало XXI века. Охарактеризуйте их деятельность, указав цели, основные мероприятия, результаты реформ. Какую оценку дают историки и современники дея¬тельности реформаторов? Если вы увидели противо¬речия в оценках, объясните их.
3. Выскажите свое мнение о достижениях и потерях нашей Родины в XX - начале XXI века.
4. Какую роль в международных отношениях играла наша страна в XX - начале XXI века?
ХОД УРОКА.
Каждому вопросу плана посвящен один или более слайдов, на которых отображается наиболее важная информация в виде текста, а также дополнительные сведения (фотографии, схемы, плакаты, картины), которые способствуют наглядному и образному восприятию освещаемых вопросов.
Постановка проблемных вопросов:
• Какой из процессов в нашей стране можно считать достигнутым?
• При каких обстоятельствах ход некоторых исторических событий пошел по-другому? Каких? Когда?
• Принимал ли во внимание глава государства мнения конкретных людей при решении государственных задач? Когда? Чьё?
II. «Мозговой штурм».
1. Контрольное тестирование учащихся по теме «Россия ХХ - начало ХХI века». Задание по типу части «А» ЕГЭ. Учащиеся работают в тетрадях, учитель с помощью мультимедийного проектора показывает задания. Тест предусматривает ответ на 10 вопросов по изученной теме, каждый вопрос предполагает 4 варианта ответа (последний слайд – ответы).
2. Анализ самостоятельного домашнего исследования. Учебно-исследовательская работа «Перспективы развития России при сохранении курса Б.Н. Ельцина».
III. Закрепление изученного материала.
1. Работа учащихся с документами учебника. (Компьютерный (мультимедиа) учебник).
Учитель: А сейчас мы озвучим выявленные вами проблемы.
Учащиеся озвучивают вышеперечисленные возможные проблемы.
Учитель просит обобщить все данные ответы и сформулировать цель исследования по теме урока и пути её реализации.
Учащиеся формулируют в обобщенном виде (учитель может участвовать в корректировке предложенного) цель урока:
выяснить, какие процессы преобладали в ХХ - начало ХХI века и как они влияли на жизнь государства и человека.
Учитель предлагает подумать над тем, какие задачи и каким путем будут решать учащихся для достижения цели.
Учащиеся должны выделить области исследования (экономические достижения, культура, мораль, социальная сфера (развитие гражданского общества), инструменты власти).
Учитель предлагает группам выбрать из разнообразного документального материала материал для исследования исторической эпохи.
2. Мультимедийные презентации учащихся. Оценка личностей.
3. Самостоятельная работа учащихся. Составить таблицу: «Личность и её вклад в развитие России».
4. Проверка самостоятельной работы учащихся. (Таблица).
Учитель: Вы ответили на проблемные вопросы. У каждого из нас своя точка зрения.
IV. Основные итоги столетней истории России (плюсы, минусы).
V. Подведение итогов урока, выставление оценок.
Учитель: Как вы видите, история нашей страны ХХ - начало ХХI века насыщенна важными, часто противоречивыми, историческими событиями. Дать им оценку и наша с вами задача.
VI. Домашнее задание: Вопросы и задания к курсу, термины, даты. Индивидуальные задания.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены