РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Приобщение учащихся к миру информационных технологий – актуальная задача современного процесса обучения.

Колесникова Татьяна Павловна
МБОУ СОШ №1 г.Воткинска
Удмуртской Республики

Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперёд, и у школы нет иного выхода, кроме как адаптация её к веку информации и компьютеризации. Учитель, владеющий ИКТ, – ключевая фигура обновляющейся школы.

За последние несколько лет персональные компьютеры перестали быть экзотикой и вошли в повседневную жизнь. В нашей стране, как и во всём мире, идёт вытеснение «ручного» умственного труда компьютерным. Как следствие – изменение ситуации на рынке труда. Одним из основных требований при приёме на работу становится умение пользоваться компьютером. В связи с этим освоение компьютерных технологий должно происходить уже в школе, чтобы выпускник как можно быстрее включался в жизнь общества.

Круг методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью компьютера, разнообразен. Компьютер – универсальное средство, его можно применить в качестве калькулятора, тренажёра, средства контроля и оценки знаний и средств моделирования, ко всему прочему – это идеальная электронная доска.
Компьютер практически решает проблему индивидуализации обучения. Обычно ученики, медленнее своих товарищей усваивающие объяснения учителя, стесняются поднимать руку, задавать вопросы. Имея в качестве партнёра компьютер, они могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения.

Компьютер значительно расширяет возможности представления информации. Главная методическая проблема преподавания смещается от того, «как лучше рассказать материал», к тому, «как лучше показать». Применение цвета, графики, мультипликации, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности.

Компьютер позволяет усилить мотивацию учения. Использование анимации, цвета, звука удерживает внимание учащихся. На таких уроках у ребят интерес к предмету повышен. Они увлечённо отвечают на вопросы учителя, выполняют самостоятельную работу с последующей проверкой, и сами выставляют предварительные оценки себе и оценивают работу других.

Применять компьютерные программы можно на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, при повторении, на обобщающих уроках. Основная задача учителя состоит в том, чтобы правильно организовать работу учащихся.

Включение в ход урока информационно-компьютерных технологий делает процесс обучения математике интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные моменты применения информационно-компьютерных технологий, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Компьютер может и должен рассматриваться как могущественный рычаг умственного развития ребёнка. Решая компьютерные тесты, учащийся получает объективную оценку своих знаний и умений и рекомендации по ликвидации пробелов. Конфиденциальность полученных результатов благоприятно сказывается на психическом здоровье ребёнка.

В числе приоритетных задач современной системы образования особую значимость приобрела задача развития критического и творческого мышления ученика, приобщение его к достижениям информационного общества и формирование умения самостоятельно конструировать собственные знания.

Я считаю, что именно метод проектов, являясь дополнением к урочной практике, предоставляет учителю математики уникальную возможность преодолеть негативное отношение к математике. Реализация проектного и исследовательского методов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Меняется и психологический климат на уроке. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество.

Таким образом, учебный проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Проект на основе информационных технологий многогранен, эффективен, перспективен, неисчерпаем. Проектная деятельность формирует социальный опыт школьников в труде и общении, способствует их интеллектуальному росту, расширяет кругозор, как в области своего предмета, так и в окружающей действительности, даёт возможность лучше раскрыть собственный потенциал.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно добывать знания, получают навыки ориентирования в потоке информации, учатся анализировать, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению. А у учителя остаются замечательные дидактические материалы и материалы для пополнения методической копилки.

Однако не факт, что использование компьютера на уроке даёт возможность овладеть математикой «легко и счастливо». Лёгких путей в науку нет. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.

У меня в кабинете есть компьютер и проектор, которые я часто использую на уроках, особенно геометрии. И уже стали привычными для детей уроки в кабинете информатики. Почти у всех детей есть дома персональные компьютеры с выходом в Интернет, поэтому домашние задания часто задаю, используя материалы сайта «UZTEST.RU».
При проведении уроков мною используются обучающие программы, применяются диски «Уроки Кирилла и Мефодия» и диски: 1С, созданные мной или найденные в Интернете обучающие презентации, составляю тесты с использованием программы Visual Basic exe.

Часто к процессу создания презентаций и тестов подключаются и мои ученики. Это тоже один из способов обучения. Что есть образование? Это передача информации. И она должна быть «удобоваримой». Она должна быть таким яблоком познания, которое можно было бы откусить, съесть и переварить.

Мы с ребятами сняли несколько фильмов, рекламных роликов о вреде курения и распития пива и заняли первые места в городских и республиканских конкурсах рекламных роликов: «Курить не модно», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Smok», « В гостях у Сережи». Сняли фильм о Свято-Пантелеймоновском храме г. Воткинска, который занял 1 место на республиканском конкурсе «История многонациональной культуры», по итогам конкурса Грушецкая Лена съездила в Грецию. Дети не боятся выступать на научно-практических конференциях различного уровня.

Жизнь не стоит на месте и то, что актуально сейчас, может устареть уже через год. Поэтому творите, учитесь, познавайте и будьте всегда современны!

« Даже оказавшись на правильном пути, вы рискуете сойти с него,
если остановитесь хоть на минуту.» Уилл Роджерс

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены