РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Особенности обучения письму по программе В.А. Илюхиной в специальном коррекционном классе IV вида

Особенности обучения письму по программе В.А. Илюхиной в специальном коррекционном классе IV вида

Захарова Т.В. – учитель начальных классов
МОУ СОШ №20 (г. Нижний Новгород).

Я, как учитель специальных коррекционных классов IV вида, где учатся дети с функциональными нарушениями зрения, столкнулась со следующей проблемой.

Скорость выполнения заданий у детей с ослабленным зрением значительно ниже, чем у здоровых детей. Такие дети утомляются, теряют работоспособность быстрее, чем их здоровые сверстники. С одной стороны, если педагог не учитывает это и предлагает ученикам необоснованно высокий темп учебной деятельности, не соблюдает щадящий режим письма, то все выше перечисленное может привести к расстройству здоровья и другим негативным результатам. Но с другой стороны, прохождение материала в медленном темпе, выполнение только легких заданий, однообразие деятельности крайне отрицательно влияют на процесс развития личности ребенка и формирование у него интереса к обучению.

Для того, чтобы учебный процесс способствовал всестороннему развитию личности учащихся, у которых имеются функциональные нарушения зрения, и в то же время не ухудшал состояния здоровья этих детей, учитель должен тщательно подбирать программы обучения. Учебные программы, выбранные учителем должны обеспечивать эффективное обучение, всестороннее развитие личности ребенка, соответствующее состоянию его здоровья.
Ознакомившись со многими предлагаемыми учебными программами, я выбрала для себя и своих учеников программу по обучению письму В.А. Илюхиной. Эта программа, на мой взгляд, своим подходом обеспечивает большие возможности для создания коррекционно-развивающей среды на уроке обучения письму, соответствует требованиям ………………………..

Как учитель СКК 4 вида, я увидела в этой программе пути решения задач, поставленных перед учителем, работающем в этом классе:

1.Эффективное обучение при минимальных затратах времени.

2.Создание коррекционно-развивающей среды, которая включает в себя коррекцию психического развития, коррекцию физического развития, коррекцию функций зрения.
Эффективность методики В.А.Илюхиной определяется тем, что формирование графического навыка - процесс сознательный. Каждый ученик с помощью учителя осознает способы выполнения действия. В этом случае формирование навыка заметно ускоряется: требуется меньшее количество упражнений, минимизируется количество ошибок, сокращается количество проб во время поиска нужных движений.

Как говорят ученые, навык может формироваться двумя путями: стихийным и управляемым. Графический навык может тоже формироваться стихийно. В предложенных ученику указаниях может не быть всех предложенных ориентиров для действия. Во время работы ученик находится в поиске недостаточных ориентиров, однако пути поиска ему неизвестны, и он идет по пути проб и ошибок. В результате формирование навыка затягивается, и он не приобретает устойчивость. У В.А. Илюхиной навык формируется управляемым путем. Ученик следует четкому алгоритму написания элементов, букв и их соединений.
В.А.Илюхина. выделила основные элементы письма: прямая наклонная палочка вниз, 1/2 наклонной палочки вниз, 1/3 наклонной палочки вниз, "Поворот на месте" (закруглить), "Крючок до середины", "Секрет", "Закрыть секрет", "Рельсы". Упражнения, содержащие эти элементы, приучают писать детей в такт, по команде. Строгий размер в движении - вот вся тайна красивого и быстрого письма. Эти упражнения ведут не только к красивому письму, они вырабатывают внимание (необходимо с одного раза услышать, понять и воспроизвести то, что говорит учитель), усидчивость, тренирует память. Все вышеуказанные элементы пишутся без отрыва руки от тетради. В.А.Илюхина при написании слова предлагает проговаривать каждую букву, обращаясь за помощью к детям. Основные элементы: прямая наклонная линия, "поворот на месте", "крючок до середины", "секрет"- встречаются часто, и дети легко усваивают. Каждый последующий урок - новая буква. Причем, начиная примерно с середины сентября, дети "отправляются в поиск" самостоятельно. На уроке звучит речь, и произносит ее ребенок, который не всегда еще может дать полный ответ на другой вопрос учителя! Например: "Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся по прямой наклонной линии вниз, выполняем "поворот на месте", поднимаемся по "крючку" до середины, пишем "секрет", по "секрету" прямая наклонная линия вниз, выполняем "поворот на месте", поднимаемся по "крючку" до середины, пишем "секрет", по "секрету" прямая наклонная линия вниз, "поворот на месте". То есть дети объясняют написание каждой буквы и в итоге получают целое слово- школа.
На первых этапах обучения действия выполняются в замедленном темпе. При переходе от одной операции к другой происходит задержка, что необходимо для осознания последующего действия. Но сроки обучения значительно сокращаются из-за отсутствия проб и ошибок. Управляемое обучение обеспечивает разумность и сознательность выполняемого действия, что ведет к формированию полноценного графического навыка. Детям становится учиться «нетрудно» и «интересно». Они начинают сами выступать в роли учителя. Дома дети объясняют алгоритм написания букв родителям, а в классе своим одноклассникам. Первоклассники с нетерпением ждут каждую новую букву.

Отличительной чертой методики В.А. Илюхиной является обеспечение мотивации. Главной целью первых уроков является вовлечение детей в предмет. Уроки письма у В.А. Илюхиной начинаются с введения в мир прекрасного, ведь всем известно, как памятны для младших школьников их первые впечатления. Первоклассники рассматривают изделия народных промыслов, лучшие тетради: аккуратные, с красивым почерком. Все это пробуждает у них желание достичь таких же успехов в овладении навыками письма. Эту мотивацию я стараюсь поддерживать в течение всего процесса обучению письму.
В.А. Илюхина рекомендует обращать внимание на специально отработанные в программе признаки и способы контроля. Если ученик контролирует свое письмо, то графический навык формируется быстрее.

  • Место гнездышка (гнездышко – просветы, которые образуются между элементами в верхней части строки);
  • Место шалашика (шалашик – просветы, которые образуются между элементами в нижней части строки);
  • 1/3 часть рабочей строки сверху;
  • 1/2 часть рабочей строки (середина, половина).
Выделять «шалашики», «гнездышки» детям нравится. Эта работа проходит на эмоциональном подъеме. Значит, учиться действительно интересно.
Преподавая письмо по этой программе, легче корректировать психическое развитие детей с нарушением зрения. Психические нарушения у детей, такие как плаксивость, агрессивность, обидчивость, чувство подавленности и одиночества корректируются с помощью сказочных сюжетов программы. На уроке письма мы не просто открываем пропись, а идем все вместе по нашим дорожкам-строчкам в сказочную страну Букволандию. В этой удивительной стране ждет нас совершенно особенная буква. Эта буква «И». Она королева всех букв. При написании буквы «И» нам встретятся целых семь трудностей, семь преград, семь «воротец». Словом все как в сказке, а у детей при этом поддерживается познавательный интерес в течение нескольких важных и трудных уроков.
Во время проведения уроков СКК IV вида необходимо чаще переключать учащихся с одного вида деятельности на другой. Смена вида деятельности повышает работоспособность детей. Непрерывные зрительные нагрузки у учеников начальной школы могут продолжаться не более 10 минут. На уроке письма по программе В. А. Илюхиной мы не только пишем, но и говорим, думаем, рисуем. В прописях можно встретить разнообразные задания, которые экономят время при повторении, закреплении пройденного материала.
На уроке письма по программе В.А. Илюхиной мы не только пишем, но и говорим, думаем, рисуем.

В прописях можно встретить разнообразные задания, которые экономят время повторения, закрепления пройденного материала.

1. «Соединим по порядку». Это упражнение направленно на повторение алгоритма написания буквы.

2. «Восстанови слово». Упражнение отражает безотрывные соединения букв.

3. «Соедини буквы и ее элементы».

4. «Обозначь известные ориентиры на письме».

5. «Отгадай ребус».

Задание можно выписать на доску. Дети отрываются от тетрадей, и для глаз наступает отдых. На каждом уроке в классах СКК проводятся две-три физкультминутки со зрительной гимнастикой.
Время на уроке позволяет экономить ассоциативный способ подачи нового материала. Элемент «качалочка» сравнивается автором с туфелькой балерины. Дети очень эмоционально воспринимают этот элемент и хотят правильно его повторить в своей тетради.

В методических рекомендациях В.А.Илюхина уделяет большое внимание санитарно-гигиеническим правилам письма. В начале обучения письму детям необходимо правильно сидеть за столом, не прижиматься грудью к крышке стола, не наклоняться слишком близко к тетради. Класть правильно перед собой тетрадь, правильно держать руки и ручку при письме. Все эти привычки очень важны для здоровья ребенка и для процесса самообучения. Они гораздо легче усваиваются детьми при первых легчайших упражнениях, чем в следствии, когда эти упражнения станут довольно трудными и займут все внимание ребенка. Кроме того, впоследствии, когда ребенок начнет уже писать, отрывание его от дела беспрестанными поправками: «Сядь прямо», «Не так держи ручку» и т.п. – сильно мешают обучению и замедляют его. Каждый ученик должен знать, какие из санитарно-гигиенических правил им нарушаются. Поэтому обращение учителя к детям «Сядьте правильно!! Обычно не приносит нужного результата, так как требования должны быть конкретными.
Проведенное экспериментальное исследование (руководитель доктор психологических наук Т.В. Ахутина) позволило подтвердить высокую эффективность и щадящий здоровье характер предлагаемой В.А. Илюхиной методики обучения письму. Я же в этом убедилась на собственном опыте, обучая своих первоклассников.


Список литературы:
1. Методические рекомендации к «Прописям» В. А. Илюхиной// АСТ-Астрель-2006.
2. Илюхина, В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме / В.А.Илюхина // Начальная школа. -1999. –№8. –с.16-24.
3. Илюхина, В.А. Новые подходы к формированию графических навыков: Письмо с секретом / В.А.Илюхина // Начальная школа. -1999. -№10. –с.37-52.
4. Потапова, Е.Н. Радость познания: Книга для учителя / Е.Н.Потапова. -М.: Просвещение, 1990.
5. Прахт, Л.И. Развитие движений кисти и пальцев рук / Л.И.Прахт // Начальная школа. -2004. –№4. –с.5-7.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены