РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Урок русского языка "Словосочетание существительное + прилагательное. Главное и зависимое слово в словосочетании."


Тема: «Словосочетание существительное + прилагательное. Главное и зависимое слово в словосочетании».

 

Класс: 4
Продолжительность урока: 40 минут
Школа: №90
Город: Тольятти
Учитель: Невзорова Л. А.


Цели:

1) познакомить с понятиями «основное», «зависимое» слово в словосочетании, уточнить, что такое словосочетание; формировать умение находить словосочетание сущ. + прил., определять их грамматические признаки;
2) совершенствовать орфографическую зоркость, закрепить навыки всех видов разбора (синтаксический, морфологический, по составу), работать над развитием речи учащихся; способствовать развитию умения работать в микрогруппах, в парах;
3) воспитывать аккуратность, взаимовыручку, поддержку, коллективизм; вызвать восхищение зимним лесом, чувство любви к животным.


Оборудование: учебники, тетради, карточки с индивидуальными заданиями, карточки для работы в группах, картинки с изображением зимующих птиц, животных (белка, заяц), картина с изображением зимнего леса, карточка – схема с опорными словами, карточки с падежами (И.п., Р.п. и т.д.), сигналы обратной связи и магнитофон.

 

Ход урока:


I. Анализ мини-сочинений на тему «Опиши дерево».

- Вы сумели удачно описать не только внешний вид, но и внутренний мир выбранного вами деревца. (Зачитать несколько сочинений).
Сочинения получились красочные, трогательные.
Почему вам это удалось сделать? (использовали много прилагательных).
Сегодня мы продолжим работать над прилагательными. И совершим путешествие в зимний сказочный лес.

II. Чистописание.

1.Отправимся мы туда по своим собственным следам. Следы необычные - из букв.
Запись безударных гласных: лесной, сосновый, осиновый, морозный, прекрасный (еооое);
колючий, березовый, февральский, зеркальный, молоденький (оееео).
Дописать строчку, чередуя.
Какие слова встретились в работе? (прилагательные) Докажите.
2.И вновь буквенные следы на полянке: С П Щ З Ф Т.
Найдите лишнюю букву. Почему? (характеристика звука [З]).
ЗззЗ
З колдован нев димкой
Дремлет лес (под)ска ку сна.
Словно бел к сынк й
Подв залася с сна.
- Кто автор этих строк?
- Какое время года описал Сергей Есенин?
- Как понимаете строки?

Запись стихотворения. Комментирование пропущенных орфограмм.

III. Языковая разминка.

1. - В каких частях слова встретились эти орфограммы?
2. – Синтаксический разбор предложений. (Коллективная работа)
Индивидуальные задания:
3 человека работают по карточкам.
2 человека работают у доски:
а) морфологический разбор: косынкой;
б) морфологический разбор: белою (косынкой).

Проверка с помощью сигналов обратной связи.
Во время проверки обратить внимание, какие морфологические признаки у этих слов совпадают, а какие - различаются.
- Найдите словосочетания из второго предложения.
На доске выписаны словосочетания.
какой? какой?
Белою косынкой, подвязалася белой, подвязалася сосна,
чем?
подвязалася косынкой.
- Проверьте. Кто заметил ошибки?
Дети пытаются исправить ошибки.

IV. Сообщение темы и цели урока.

- Чтобы исправить ошибки, нужно вспомнить все, что известно вам про словосочетания, уточнить и узнать новое. Попробуйте сформулировать тему урока. На какие вопросы вам нужно ответить?
Физкультминутка для глаз.

V. Изучение нового материала.

1. – Что такое словосочетание? (Сочетание двух (а иногда и более) слов, связанных по смыслу и грамматически).
2. Работа с определением на странице 38 учебника.
- Прочитайте определение. Составьте на доске схему из опорных слов.
вопрос
Главное слово зависимое слово
- Как вы думаете, почему слова именно так называются? Чем интересно само слово «словосочетание»? Как оно образовано?
3. – Проверим еще раз, правильно ли выписали словосочетания.
Какие ошибки допущены?
- Запишем верные словосочетания.

Какие из них соответствуют схеме: Сущ. + прил.? Обозначьте главное слово.

VI. Закрепление изученного материала.

-Продолжим наше путешествие по лесу.
1. Фронтальная работа у доски.
Отгадывание загадок, подбор прилагательных и запись словосочетаний в указанных формах.
а) «По полю рыщет, поет да свищет.
Деревья ломает, к земле приклоняет». (Ветер)
(Р.п. – сильного ветра)
б) «Серебристой бахромой на ветвях висит зимой,
а весной на весу превращается в росу». (Иней)
(Д.п. – серебристому инею)
в) «Гуляет в поле, да не конь.
Летает на воле, да не птица». (Метель)
(В.п. – снежную метель)
г) «Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут». (Облака)
(Т.п. – серыми облаками)
д) «Не барашек и не кот, носит шубу круглый год.
Шуба серая - для лета, для зимы другого цвета». (Заяц)
(П.п. – о трусливом зайце)
е) «Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом». (Белка)
(И.п. – пушистая белка)
(Картинки с изображением зайца и белки).
В это время два ученика работают у доски индивидуально:
1) Указать грамматические признаки, разобрать по составу:
небольшая деревушка
2) Склонение: снежные хлопья
Проверка с помощью сигналов обратной связи.
Вывод: имена прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе, падеже.
Физкультминутка - игра. (Называю существительное – встать, называю прилагательное - присесть).
2.– Кому трудно зимой в лесу? (зверям, птицам)
- А как мы можем им помочь?
Работа с деформированным предложением.
- Составьте предложение из данных слов.
зимующих, [голат], к [жыл`й`у], птиц заставили, и [холат], держаться, поближе, человека (Голод и холод заставили зимующих птиц держаться поближе к жилью человека).
- Запишите предложение. Разберите по членам предложение. Выпишите словосочетания прил. + сущ. Укажите грамматические признаки. Самостоятельная работа. Взаимопроверка (работа в парах)
Релаксация «прогулка на облаке» (прилагается)
3. – Мы оказались на «Творческой тропинке».
Задание по вариантам:
1 вариант. Составить предложение с однородными определениями, описывающими внешний вид зайца.
2 вариант. Составить предложение с однородными определениями, описывающими внешний вид белки.
Взаимопроверка.
4. Упражнение № 214 (выписать словосочетание прил. + сущ. из первого предложения и указать род, число, падеж обеих частей речи).
Вывод: (Можно признаки записать один раз, так как имя прилагательное употребляется в том же роде, числе и падеже, в котором употреблено имя существительное).
- Будьте внимательны. Это упражнение вы будете выполнять дома.

VII. Повторение изученного об имени прилагательном.
- А теперь давайте расположимся на поляне Дружбы, где придется поработать в группах. Каждая группа получит свое задание. Удачи вам!
Учащиеся получают дифференцированные задания.
(Работа в группах).

Задания для первой группы. (1 уровень)
1. Выберите верное утверждение:
а) Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
б) Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
2. Выберите верное утверждение:
а) Имя прилагательное изменяется по числам и падежам.
б) Имя прилагательное не изменяется по числам и падежам.
3. Выберите верное утверждение:
а) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает обстоятельством
б) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает определением.
4. Образуйте от имен существительных однокоренные имена прилагательные, подберите подходящие по смыслу имена существительные. Определите род, число.
храбрость хвастун гордость
смелость силач доброта
глупость крепыш туман
ловкость умница прохлада
Задания для второй группы. (2 уровень)
1. Выберите верное утверждение:
а) Имя прилагательное относится к одному из родов.
б) Имя прилагательное изменяется по родам.
2. Выберите верное утверждение:
а) Имя прилагательное связано в роде, числе и падеже с именем существительным.
б) Имя прилагательное связано в роде, числе и падеже с глаголом.
3. Выберите верное утверждение:
а) Имя прилагательное чаще встречается в тексте – описании.
б) Имя прилагательное чаще встречается в тексте – повествовании.
4. Сделать морфологический разбор всех имен прилагательных.
Колючие снежинки закружились в морозном воздухе. Опустели зимние квартиры в старом пне.
Задания для третьей группы. (3 уровень)
1. Выберите верное утверждение:
а) Имена прилагательные во множественном числе по родам изменяется.
б) Имена прилагательные во множественном числе по родам не изменяется.
2. Выберите верное утверждение:
а) Имена прилагательные во множественном числе изменяются только по падежам. По родам они не изменяются.
б) Имена прилагательные во множественном числе изменяются по родам и падежам.
3. Выберете верное утверждение:
а) Падеж имени прилагательного можно определить по падежу имени существительного, которое с ним связано.
б) Падеж имени прилагательного можно определить по вопросу, который ставится от имени существительного.
4. Выписать словосочетания сущ. + прил. Определить род, число падеж прилагательных.
Хорошо в зимнем лесу. Деревья стоят в серебристом инее. Хороши ели в красивом снежном наряде. В морозном воздухе слышен каждый звук.
Проверить коллективно 1-3 задания. Представитель каждой группы зачитывает вопрос и правильный ответ. Остальные учащиеся с помощью сигналов обратной связи делают свой выбор и обосновывают его.
4 задание проверяет учитель.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

- Я прочитаю стихотворение о словосочетании. Вы запишите в тетрадях ключевые слова.
Внимание! Внимание!
Вот словосочетание.
В нем ходят парою слова,
Но не равны у них права.
В нем слово главное всегда
С зависимым шагает.
А кто тут главный – без труда
Вопрос определяет.
Вопрос от главного идет
К зависимому слову,
И никогда – наоборот.
Запомни как основу.
- Что же нового вы узнали на уроке? Чему учились? Что было самым интересным? Кому было трудно? Легко? (Показ ладошками).
Все вы сегодня старались, были внимательны, наблюдательны путешествуя по зимнему лесу. Очень много использовали в своей речи образных слов – имен прилагательных. Спасибо всем!
Оценки за урок.
- Что хотелось бы вам сказать, уходя с урока?

IX. Домашнее задание. Выучить правило и выполнить разобранное упражнение № 214.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены