РАЗРАБОТКИ

Другие модули


«Развитее нравственных качеств на уроках литературного чтения в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида через изучение с

Обобщение опыта учителя русского языка и чтения Бабко Натальи Геннадьевны по теме:
«Развитее нравственных качеств на уроках литературного чтения в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида через изучение стихотворных произведений».

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников с отклонениями в развитии связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке высоконравственных людей, обладающих положительными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире человек с отклонениями в развитии живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьника с отклонениями в развитии о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Перед коррекционной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника, которые успешнее всего реализуются на уроках чтения через изучение стихотворных произведений.
Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами.
Целью нашего исследования является воспитание нравственных качеств на уроках чтения в старших классах коррекционной школы VIII вида
через изучение стихотворных произведений.
Развивающаяся личность находится в сложной социокультурной ситуации, поскольку испытывает влияние новых идей и ценностей, разнообразных нравственных норм и правил. В связи с этим система образования не может ограничиваться только трансляцией социокультурных норм и готового знания. Назначение ее состоит в том, чтобы создать необходимые условия для формирования нравственной позиции, а также в воспитании личности, способной ориентироваться в сложном социокультурном пространстве, умеющей обрести в нем собственную систему нравственных ценностей, реализовать свою «Я-концепцию».
Одним из важных направлений работы является диагностика предпочтений нравственных и семейных ценностей обучающихся.
Для тестирования были выбраны обучающиеся 7 класса. Данный выбор не случаен. Тестирование 12-13-летних учащихся даёт возможность не только сравнить предпочтения обучающихся одной возрастной группы, но и позволяет скорректировать дальнейшую работу по духовно-нравственному воспитанию в следующем учебном году, что невозможно с выпускными классами.
Обучающимся было предложено выбрать пять самых важных нравственных качеств, которыми должен обладать человек. В личностном выборе нравственных качеств семиклассники на первое место поставили:
доброта – 35%
совесть – 26%
мужество – 20%
честность – 15%
порядочность – 5%

При диагностике частоты выбора нравственных качеств учащиеся отдали первенство честности – 84%, поставив доброту на второе место -79%. Далее в рейтинговом ранжировании следуют:
ответственность – 74%
мужество – 58%
терпение – 58%
порядочность – 42%
благородство – 37%
совесть – 26%
уступчивость – 16%
правдивость – 10,5%
милосердие – 10,5%
скромность – 5%
Обучающимся было предложено также разделить нравственные качества на положительные и отрицательные. Обнаружилось неправильное осмысление положительного нравственного качества стыдливость и подмену его стеснительностью. Это привело к тому, что 37% 16-летних посчитали это качество отрицательным.
В группу отрицательных качеств, выделенных семиклассниками, попали и такие качества, как смирение – 37%, скромность - 21% , уступчивость – 16%, милосердие – 10%.
Треть -32%- относят стяжательство к положительным качествам, при этом, мотивируя свой выбор пояснением: человеку свойственно стремиться жить в достатке, стремится к роскоши и богатству (значение этого качества было объяснено в задании). Лесть была отнесена как в положительные, так и в отрицательные качества (10%). При этом были даны пояснения: в разных жизненных ситуациях значение этого качества будет разным. Таким образом, произошла подмена значения качества результатом, которого можно добиться с его помощью. Жизненный опыт учащихся показывает, что многого, в том числе и хороших оценок, порой можно добиться с помощью лести и подарков.
Кроме того, при диагностике учащихся была использована методика «Цветовой тест отношений», предназначенная для изучения эмоционального отношения учащихся к нравственным нормам. (Приложение №1). Учащиеся должны были дать характеристику людям, наделенным теми или иными нравственными качествами (положительными или отрицательными).
В ответе на вопрос: «Каким бывает добрый человек?» основная часть детей правильно понимает смысл слова «добрый», но есть отдельные учащиеся, которые понимают это качество как добросовестный, спокойный самостоятельный, настойчивый.

ДОБРЫЙ


При характеристике качества «злой» 7 из 9 учащихся правильно ассоциируют его с эгоистичностью, враждебностью, отверженностью, двое учащихся не совсем верно соотносят качество «злой» со словами «добросовестный, спокойный».

ЗЛОЙ



При характеристике качества «ленивый» основная часть учащихся правильно соотнесла его с характеристиками «зависимый, чувствительный, расслабленный, вялый, пассивный, неуверенный, спокойный, несколько холодный».
Понимание качества «ленивый» другими учащимися колебалось от «молчаливый, эгоистичный, враждебный, отвергаемый» до «дружелюбный, общительный, энергичный, уверенный, раздражительный».

ЛЕНИВЫЙ

Неверно понимается учащимися значение такого качества как «трудолюбивый».
ТРУДОЛЮБИВЫЙ

Не совсем правильно ученики понимают и такое качество как «дружелюбный», присваивая ему свойства: «вялый, пассивный, неуверенный, безразличный».
ДРУЖЕЛЮБНЫЙ

Почти все учащиеся неправильно характеризуют такое нравственное качество, как «патриотичность», соотнося его с характеристиками «молчаливый, эгоистичный, враждебный, отвергаемый, вялый, пассивный, неуверенный, безразличный, зависимый, чувствительный, расслабленный».
ПАТРИОТИЧНОСТЬ

Чуть меньше половины учащихся не совсем правильно понимают качество «щедрый»
ЩЕДРЫЙ

и качество «жадный» ,
ЖАДНЫЙ

своеобразно также понимание такого человеческого качества как «любовь к природе».
ЛЮБОВЬ К ПРИРОДЕ

В соответствии с результатами диагностического исследования была запланирована и проводилась работа по формированию нравственных качеств личности, по привитию навыка правильного понимание каждого человеческого качества в ходе работы над стихотворным произведением.
В литературоведении к художественным особенностям стихотворного текста относят темпо-ритмическую организацию стиха, особый тип построения художественного образа, повышенную эмоциональность и концентрированность изобразительно-выразительных средств языка.
Понимание стихотворных произведений определяется осознанием содержания стихотворения, умением правильно оценивать эмоциональный настрой произведения, определять свое отношение к предложенному произведению и выделять изобразительно-выразительные средства стихотворного текста.
Предлагаемая система работы над стихотворными произведениями нацелена на обеспечение правильного понимания изучаемых стихотворных произведений и реализацию коррекционно-практической направленности обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Изучение стихотворных произведений в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида включает следующие этапы:
I этап — подготовительная работа.
Цель: подготовить школьников к восприятию стихотворного произведения.
Условия реализации:
1) формирование интереса к автору произведения и предстоящей работе над стихотворением;
2) уточнение и обогащение понятий и представлений учащихся о предметах, явлениях и событиях, описанных в стихотворении;
3) определение смысловой и эмоциональной нагрузки отдельных образцов поэтической лексики, затрудняющих первоначальное восприятие текста;
4) актуализация и уточнение эмоциональных состояний школьников, созвучных эмоциональному настрою стихотворного произведения.
II этап — первоначальное восприятие стихотворения
школьниками.
Цель: познакомить учеников со стихотворным произведением. Условия реализации:
1) обеспечение целостного понимания стихотворения;
2) оказание эмоционального воздействия стихотворного произведения на учащихся;
3) создание интереса и основы для дальнейшего анализа стихотворного текста.
III этап — анализ стихотворного произведения.
Цель: способствовать осознанному и более глубокому пониманию стихотворного произведения.
Условия реализации:
1) определение композиции стихотворного текста;
2) выяснение сюжета (при его наличии) и конкретного содержания
стихотворного произведения;
3) определение его эмоционального настроя;
4) проведение специальной работы над языковыми особенностями стихотворного текста;
5) определение особенностей синтаксических конструкций стихотвор¬ного произведения.
IV этап — работа над поэтической лексикой.
Цель: сформировать умение выделять и понимать художественно-изобразительные средства лирического стихотворения.
Условия реализации:
1) выделение образных слов и выражений из текста стихотворения;
2) определение значения и художественной роли выделенных изобразительно-выразительных средств;
3)нахождение в тексте эмоционально оценочных слов и определение на их основе своего и авторского отношения;
4) выделение «смысловых ориентировок» в изучаемом произведении.
V этап — выразительное чтение стихотворного произведения
школьниками.
Цель: совершенствовать навык выразительного чтения стихотворения.
Условия реализации:
1) упражнение школьников в выразительном чтении стихотворения;
2) использование специальных приемов по совершенствованию навыка выразительного чтения;
3) заучивание стихотворения наизусть.
Покажем реализацию средств, методов и приемов изучения стихотворений на каждом из выделенных этапов.
Подготовительная работа. Специфика проведения подготовительной работы определяется недостаточной осведомленностью умственно отсталых учащихся в вопросах поэтического творчества, отсутствием у них необходимого для понимания поэзии жизненного опыта, речевым недоразвитием, затрудняющим осознание своеобразного поэтического языка. Подготовка к чтению стихотворения обеспечивает необходимый настрой учащихся па активное восприятие художественного произведения, устранение возможных препятствий к адекватному пониманию текста.
В зависимости от специфики стихотворного произведения, его тематики и подготовки учащихся виды подготовительной работы могут быть различными. Наиболее эффективными для достижения поставленных целей являются следующие:
— вступительная беседа;
— историко-бытовая справка;
— лингвистический комментарий;
— устное рисование.
Беседа — наиболее распространенный метод обучения, позволяющий сообщить учащимся определенную информацию, необходимую для правильного понимания читаемого, актуализировать знания учеников о фактах, изученных ранее и связанных с материалом стихотворения, уточнить их эмоциональный опыт, адекватно понять характер произведения.
С целью создания основы для восприятия стихотворного произведения и усиления его эмоционального воздействия на этапе подготовительной работы может быть использована историко-бытовая справка. Как правило, она содержит конкретные факты из биографии поэта, определившие создание произведения, точные даты, сведения о каких-либо исторических событиях, описанных в произведении или косвенно повлиявших на его создание.
Во вводной части урока необходимо объяснить некоторые незнакомые слова, которые затрудняют понимание стихотворения. С этой целью используется лингвистический комментарий. В отличие от произведений других жанров чтение стихотворения нельзя прерывать объяснением отдельных слов и выражений, так как это нарушит непосредственное и целостное впечатление и ослабит его эмоциональное воздействие. Поэтому такие слова лучше предъявлять детям на карточках: ученики их прочитывают, определяют их значение, либо толкование слова может дать педагог, например: клюка — это палка; страда — время выполнения самой тяжелой работы в селе (покос травы, уборка урожая).
Беседу и лингвистический комментарий целесообразнее сочетать с созданием «словесных иллюстраций», которые предполагают использование образной лексики. Например, па уроке в 8 классе по изучению стихотворения Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело...» такое сочетание приемов работы может быть организовано следующим образом:
— Ф.И.Тютчева можно назвать певцом русской природы. Он воспевал ее красоту и величие. Нам знакомы такие строки из его произведений, как «Зима недаром злится, прошла ее пора...», «Люблю грозу в начале мая...». Такое загадочное явление, как гроза, описано во многих стихах Ф.И.Тютчева. Кто из вас видел грозу? Вспомните, что вы видели? Какое было небо? Какого цвета? Какой был воздух? Вы чувствовали какие-нибудь запахи? Был ли ветер? Шел ли дождь? Какие вы слышали звуки? (Я видел грозу, небо такое черное было и сильный дождь, и молния. Я не видела грозу, а только гром слышала, вот так: бабах. Небо было темное, холодно сразу стало, и дождь пошел.)
— А теперь попробуйте ее описать, используя слова-помощники
(карточки со словами помощниками размещаются на доске): стальные лучи
молнии, могучий гром, темно-синее небо, сильный дождь, раскаты грома,
ярко-желтая молния, проливной дождь, ливень.
Первоначальное восприятие стихотворения. Этап первоначального восприятия стихотворения является залогом успешного его изучения. Именно на этом этапе происходит знакомство школьников с содержанием стихотворного текста, способами его воплощения, эмоциональным характером стихотворения. У учащихся формируется первое впечатление о пред¬ставленном стихотворном произведении, начинает складываться определенное отношение к нему, что будет оказывать влияние на последующую работу над стихотворным произведением. Еще одним из важных моментов этого этана является предъявление учащимся образца выразительного чтения стихотворения, от чего зависит в большей степени первоначальное эмоциональное впечатление, понимание содержания произведения школь¬никами, качество их самостоятельного чтения. В ходе ориентировочной беседы необходимо выяснить первоначальные впечатления, полученные от произведения. Для этого предлагаются такие вопросы (независимо от тематики стихотворения): Понравилось вам стихотворение? Что вам больше всего понравилось (не понравилось) в стихотворении? Что вам запомнилось из текста стихотворения?
Первоначальное впечатление старшеклассников с нарушением интеллекта о прослушанном стихотворении определяет дальнейшую работу над ним, создает особый настрой для последующего анализа текста.
Анализ стихотворного текста. Данный этап работы над стихотворением имеет большое значение и в то же время представляет определенную сложность для детей с интеллектуальным недоразвитием. Коррекционно-развивающая и обучающая функция анализа стихотворного текста состоит в том, чтобы помочь учащимся глубже понять своеобразие отражения действительности в лирическом стихотворении, повысить уровень их ху¬дожественного восприятия, способствовать развитию эмоций, обеспечить понимание образных средств языка. Указанные аспекты работы в конечном итоге должны подвести школьников к осмысленному и выразительному чтению стихотворных произведений.
В процессе работы могут быть использованы: деление стихотворения на части и анализ каждой из них, выборочное чтение, обобщающие вопросы, использование наглядных средств, например, различных иллюстраций, фотографий, картин и др.
Деление текста на части (относительно законченные по смыслу отрывки, в которых представлены отдельные художественные образы), как правило, сочетается с выборочным чтением.
Покажем организацию данных видов работы на примере урока по изучению стихотворения И.С.Никитина «Утро на берегу озера» в 8 классе. Первоначально с помощью вопросов выясняется, насколько полно и правильно дети поняли смысл произведения:
— Как поэт изобразил утро в своем стихотворении? Что он увидел
на берегу озера? Кто нарушил тишину раннего утра? Чем заняты мужички?
Что делают мальчишки? Чем закончилась рыбалка?
Далее на основе выборочного чтения выделяются основные смысловые отрывки текста:
— Выберите из текста и прочитайте описание природы ранним
утром. Выберите из текста отрывок о забавах ребят и прочитайте его.
Найдите и прочитайте отрывок, где рассказывается о рыбалке. Сколько
отрывков мы прочитали? Сколько частей можно выделить в стихотворении? Подумайте, как можно озаглавить I, II, III части стихотворения? («Описание утра», II — «Забавы детей», III — «Рыбалка».)
Эффективно сочетать выборочное чтение и с другими видами работы, например, с работой над иллюстрацией. В качестве примера приведем фрагмент урока по изучению стихотворения Ф.И. Тютчева «Неохотно и несмело...» (8 класс):
— Посмотрите внимательно на иллюстрацию. Что изображено на
ней? (Приближение грозы.) Найдите и прочитайте отрывок стихотворения,
который подходит к данной иллюстрации. Что должно скоро произойти? (Гроза.)
— Посмотрите на вторую иллюстрацию. Что здесь изображено? (Разгар грозы: молния, сильный ветер.) Подберите строчки из стихотворения к этой иллюстрации.
— Посмотрите внимательно на третью иллюстрацию. Что на ней изображено? (Завершение грозы.) Найдите и прочитайте строки, где описано завершение грозы.
Обобщающие вопросы предназначены для подведения учащихся к целостному пониманию художественного образа стихотворного произведения. Как правило, они направлены не на воспроизведение конкретного содержания стихотворения, а на размышления учащихся, на привлечение их собственных представлении и знаний, на формирование умений делать вывод, формировать свое впечатление о прочитанном стихотворении. Приведем примеры таких вопросов:
— Как вы думаете, в своем стихотворении «Отговорила роща золотая...» С.А.Есенин высказывает грусть об уходящей молодости? Как вы считаете, стихи С.А.Есенина стали ненужными, как желтые опавшие листья? (8 класс)
— Какие события из истории нашей страны повлияли на создание А.А.Ахматовой стихотворения «Мужество»? В чем проявилось мужество русских людей? (9 класс).
На этапе анализа стихотворного произведения эффективно применять упражнения на усвоение синтаксических особенностей стихотворного текста: найти слова-рифмы, а затем определить их назначение и сравнить с образцами прозаической речи. Например:
— Прочитайте внимательно стихотворение М.Ю.Лермонтова «Три пальмы». Найдите в тексте слова, которые сочетаются друг с другом и складно звучат (туман — караван, бесплодной — холодный, земли — росли).
— Как вы думаете, для чего поэт так подобрал слова? (Для красоты звучания и легкости запоминания.)
— Сравните: «В пустынных степях аравийской земли три гордые пальмы высоко росли...» и «В пустыне росли три пальмы». Чем отличаются эти строчки? Из какого предложения можно больше узнать о том, где росли
пальмы, и какие они были? (9 класс).
Работа над поэтической лексикой. Работа над выразительными средствами языка представляет собой не что иное, как воспитание внимательного отношения к художественному слову, наблюдение его в тексте и восприятие в более полном и широком объеме. А это ведет к правильному и глубокому воссозданию образа и к пониманию идейно-образного содержания произведения. На этом этапе целесообразно использовать разнообразные лексико-стилистические упражнения, вести «поэтический словарь».
Использование «поэтического словаря» позволяет сделать работу над
изобразительно-выразительными средствами языка лирического стихотворения целенаправленной, систематической и более интересной. Постоянное обращение к поэтической лексике изученных стихотворений вырабатывает у умственно отсталых старшеклассников внимание к «необычным словам и выражениям», умение объяснять их смысл, определять их роль в художественном произведении и, самое важное, использовать образные средства языка в активной речи. На начальных этапах работа с «поэтическим словарем» происходит следующим образом:
— Сколько замечательных и красивых выражений мы с вами встретили
в тексте. Давайте самые интересные запишем в словари. Словари у нас не
обычные, а поэтические, то есть такие, в которых записаны слова и выражения из стихотворений. В первый столбик записывайте слова и выражения, а в другой — их значение:
стан — место стоянки, лагерь;
тело- фигура человека;
потеха — забава, развлечение.
На этапе подготовительной работы «поэтический словарь» следует применять с целью закрепления и введения в активную речь ранее изученной лексики, например:
— Какие слова и выражения писали на прошлом уроке из
первой части стихотворения Н.А.Некрасова «Генерал Топтыгин»? Найдите эти выражения в тексте и прочитайте предложения с этими словами (7 класс).
— Давайте проверим, кто из вас самый внимательный. На доске
записаны разные слова и выражения, вы должны выбрать те, которые есть у
вас в словарях, и объяснить их: красота, «знатный морозец», «лихие годы»,
«тройка удалая», потеха, пора, «на весь мах». С выражением «знатный
морозец» составьте предложение (7 класс).
В процессе анализа текста «поэтический словарь» может быть использован для изучения языковых особенностей нового стихотворного текста:
— Найдите и прочитайте, как описана природа в стихотворении
Н.А.Некрасова «В полном разгаре страда деревенская...». Какие слова и
выражения рисуют нам картину жаркого полдня? Выделите и назовите
существительные вместе с прилагательными: зной нестерпимый, равнина
безлесная, ширь поднебесная. Какими словами и выражениями
можно заменить эти сочетания? (Очень жаркая погода. Ровное место, без
деревьев. Высокое безоблачное небо.)
— Запишите эти сочетания и выражения в словарь (8 класс).
«Поэтические словари» активно могут быть использованы и в ходе
словарной работы, например:
— Прочитайте предложение на доске: «За окном я увидел необычную картину: снег покрыл крыши домов, словно белым покрывалом». Замените подчеркнутое слово выражением из поэтического словаря, сходным по смыслу (Ф.И.Тютчев «Чародейкою зимою...», 8 класс).
— Мы с вами завершили изучение творчества Н.А.Некрасова и И.С.Никитина. Вспомним, какие интересные слова и выражения мы запомнили из их стихотворений. Для этого я каждому из вас раздам по две карточки, вы должны прочитать написанные на них выражения, заменить их другими из словаря. Составьте предложение с одним из выражений на выбор (8 класс).
Особое внимание при изучении стихотворений следует уделять пониманию лексических средств, передающих эмоциональные состояния героев стихотворных произведений или самого поэта. Приведем примеры организации работы над эмоционально-оценочной лексикой,— Какие ощущения испытывали дети, находясь в бомбоубежище? С помощью, каких слов передала эти ощущения А.А.Ахматова? (Под землей не дышится. Боль стучит в висок.)
— Найдите в тексте стихотворения Н.А.Некрасова «Несжатая полоса» слово, которое встречается несколько раз, назовите его. (Осенний.)
— Какая пора осень по настроению? (Грустная)
—-Почему поэт несколько раз употребил это слово? (Прилагательное «осенний» подчеркивает грустное настроение стихотворения.) (7 класс).
— Какие слова в стихотворении «В полном разгаре страда
деревенская...» показывают, что Н.А.Некрасов с сочувствием и жалостью относится к русской женщине? (Долюшка, ноженька, косынька, полосынька) (8 класс).
— Докажите, что А.А.Ахматова любит и беспокоится о детях блокадного Ленинграда. Как она к ним обращается в стихотворении «Щели в саду вырыты...»? («Детонъки мои», «питерские сироты».) (9 класс).
В прочитанном отрывке стихотворения Ф.И.Тютчева «Еще земли печален вид...» найдите и назовите слова, обозначающие действия и относящиеся к слову «воздух». (Дышит, колышет, шевелит.) Послушайте внимательно, как я произнесу эти слова. Какой звук слышится в каждом слове? Звук тихий, как небольшой ветерок. Для чего автор подобрал такие слова? Как нужно читать эти строки стихотворения? (Тихо, спокойно.) (8 класс).
В работу над поэтической лексикой могут быть включены разнообразные группы лексико-стилистических упражнений, направленных на акцентирование внимания школьников с интеллектуальным недоразвитием на словах, выполняющих основную изобразительно-выразительную функцию. К средствам художественной выразительности в данном случае относятся различные лексические категории слов (прилагательные, глаголы, эмоционально-оценочные существительные) и художественные приемы (сравнения и сравнительные обороты). Продемонстрируем использование групп лексических упражнений на уроках.
Упражнения, направленные на выделение слов, обозначающих действия и выполняющих основную смысловую нагрузку:
— Найдите в тексте стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою зимою...» и назовите действия, относящиеся к слову «лес». (Стоит, блестит, вспыхнет, заблещет.) (8 класс).
— Найдите в стихотворении Н.А.Некрасова «Генерал Топтыгин» и назовите
действия, относящиеся к смотрителю. (Струсил, кричит, убежал, оробел.) Выберите из этих слов близкие по смыслу. (Струсил, оробел.) Подберите к ним еще похожее слово. (Испугался.) (7 класс).
— В стихотворении Ф.И.Тютчева «Еще земли печален вид...»
найдите и назовите слова; обозначающие действия, которые можно отнести и
к природе, и к человеку. (Не проснулась, послышала, улыбнулась.) Составьте
с одним из этих слов предложения и о человеке, и о природе.(8 класс).
Упражнения, направленные на выделение словосочетаний и определение их художественной роли:
— Подберите в тексте стихотворения А.А.Ахматовой «Щели в саду вырыты...» определения к слову «вода». (Нашей, чистой, студеной, невской.) Что обозначают эти слова? (9 класс).
— Прочитайте описание ручья в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Три пальмы». С помощью каких слов и выражений поэт изобразил ручей? (Студеный, гремучий, хранимый под сенью зеленых листов.) Какое слово передает нам шум ручья? (Гремучий.) Какое слово показывает нам место, где бежит ручей? (Хранимый под сенью зеленых листов.) Какое слово говорит нам о том, что вода в ручье очень холодная? (Студеный.) (9 класс).
Упражнения, предполагающие выбор «художественных слов», обозначающих краски, звуки, запахи:
— Найдите в тексте стихотворения Н.А.Некрасова «В полном разгаре страда деревенская...» глаголы, обозначающие звуки. (Жужжит, колыхается, слышится, пой.) (8 класс).
— Найдите в тексте стихотворений Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело...» и С.А.Есенина «Отговорила роща золотая...» слова, обозначающие цвета. (Синяя, белый, красная, золотая.) (8 класс).
— Выберите из стихотворения С.А.Есенина «Спит ковыль...» выражения, обозначающие запахи. (Свинцовой свежести полынь.) Как вы понимаете это выражение? (Тяжелый, резкий, горький запах полыни.) (8 класс).
Упражнения, имеющие целью в зависимости от контекста стихотворения определить значение слов и их художественное назначение:
• Толкование значения слова.
— Какие необычные слова и выражения вы заметили в тексте
стихотворения И.С.Никитина «Утро на берегу озера»? Какие из них вам
непонятны? («Как лунь седой».) Это значит седой человек. Лунь — это
северная птица со светло-серым опереньем, цвет волос человека сравнили с
цветом перьев птицы. (8 класс).
• Подбор однокоренных слов.
— Найдите и прочитайте в стихотворении Н.А.Некрасова «Есть
женщины в русских селеньях...» описание внешности русской женщины-
крестьянки. Какие похожие слова встретились несколько раз? (Красивая,
красавица, красива.) Что они обозначают? Для чего поэт употребил столько однокоренных слов? Подберите к ним родственные слова. (Украсить, красота.) (8 класс).
• Подбор синонимов и антонимов.
— Подберите к словам из стихотворения Н.А.Некрасова «Есть
женщины в русских селеньях...» слова с противоположным значением. Тепло.
(Холод.) Будни. (Праздники.) Безделье. (Труд.) Веселье. (Грусть.) (8 класс).
Упражнения, направленные на выделение и осознание сравнений и сравнительных оборотов:
— Найдите в тексте стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою
зимою...» сравнения. (Зима — Чародейка, снежные ветви — снежная
бахрома, лес — «не мертвец и не живой», снег — легкая пуховая цепь).
Почему поэт сравнивает ветви, покрытые снегом, со снежной бахромой? Чем
зима похожа на волшебницу? Может ли быть цепь легкой и из пуха? Чем снежные покровы похожи на цепь? (8 класс).
Выполнение лексико-стилистических упражнений должно сопровождаться выделением «смысловых ориентировок» — слов и выражений, несущих основную смысловую, эмоциональную и языковую нагрузку. Определяя их с помощью учителя, а затем самостоятельно, учащимся достаточно легко усвоить смысл произведения, уловить интонации автора, эмоциональный настрой стиха и передать все это при самостоятельном чтении. Нахождение в поэтическом тексте «смысловых ориентировок» предполагает выделение основных смысловых частей текста и определение тех изобразительно-выразительных средств языка, с помощью которых они раскрыты, а затем их объединение в целостную картину, созданную в стихотворном произведении.
Наиболее действенным описанный прием является в работе над пейзажной лирикой, где глобальный, развернутый образ природы складывается из небольших, относительно законченных картин. Проиллюстрируем это фрагментами урока по изучению стихотворения С.А. Есенина «Спит ковыль...» в 8 классе.
— Найдите и назовите, какая природа описана в стихотворении.
(Ковыль, равнина, полынь, луна, верба, тополя.) Найдите и прочитайте
описание равнины. Выберите и прочитайте описание луны. Найдите и
прочитайте описание вербы. Выберите и прочитайте, как изображены тополя.
Объясните, как вы понимаете эти выражения. Подберите определения к
выражению «свет луны»: (Таинственный, длинный.) Замените выражение
«свинцовой свежести полынь» другим выражением, (горький запах полыни.)
С каким чувством поэт описал родную природу? Почему мы любим свою
Родину?
Выделение и анализ «смысловых ориентировок» на материале стихотворения Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело...» в 8 классе происходит следующим образом:
— Найдите и прочитайте строки, в которых описано
приближение грозы. Как описано солнце? («Неохотно и несмело солнце
смотрит на поля...») Какие звуки услышал поэт? («...за тучей прогремело...») О
чем говорят строки «...принахмурилась земля»? Как вы понимаете это
выражение? Прочитайте описание грозы. Что увидел, услышал Ф.И.Тютчев
во время грозы? (Молнию, громовые раскаты.) Подберите определения к
слову «пламень». (Белый и летучий.) Почему автор сравнивает молнию с
белым и летучим пламенем? Прочитайте отрывок, где описано завершение
грозы. Как изменилось солнце, поле, погода? Как вы понимаете выражения
«солнце, раз еще взглянуло исподлобья на поля...», «смятенная земля»?
Найдите в тексте слова, обозначающие цвета и звуки. (Синяя (молния), белый
(пламень), раскаты громовые, прогремело.) Если бы вы были художником,
какую картину нарисовали бы?
Таким образом, в процессе выделения «смысловых ориентировок» осуществляется работа в трех направлениях:
— выделение основных смысловых единиц стихотворного текста (факты, явления, события, предметы, о которых идет речь в стихотворении);
— определение и осознание изобразительно-выразительных средств, используемых для создания различных образов в стихотворении;
объединение усвоенных образов в целую картину посредством обобщающей беседы или творческих заданий (создание рисунков к произведению, устное рисование) и создание целостного впечатления от прочитанного лирического стихотворения.
Несомненно, такой прием, как выделение в поэтическом произведении «смысловых ориентировок», связан с анализом стихотворения и создает основу для выразительного чтения стихотворения и последующего его разучивания.
Выразительное чтение стихотворения учащимися осуществляется после подробного анализа содержания стихотворения и работы над образными словами и выражениями стихотворного текста. Определение «смысловых ориентировок» позволяет более осознанно проводить работу над логическим ударением и логическими паузами. Выделять голосом и интонацией основные смысловые центры (слов, несущих основную содер¬жательную, эмоциональную и языковую нагрузку), а осознание значения эмоционально-оценочной лексики стихотворения способствует передаче эмоций и чувств, как автора произведения, так и собственных впечатлений школьников в процессе самостоятельного чтения произведения. С целью подготовки к выразительному чтению и совершенствованию этого навыка могут быть использованы следующие приемы:
• определение и выделение слов, которые несут смысловое ударение:
— Прочитайте стихотворение С.А.Есенина «Отговорила роща золотая...». Подчеркните слова, которые передают грустное настроение автора. (Печально, не жалеют, один, грустные, ненужный.) Назовите подчеркнутые слова. Прочитайте стихотворение, выделяя голосом отмеченные слова. Как нужно их читать? (Тихо, спокойно, передавая грустную интонацию.) (8класс);
• выделение знаков препинания в тексте и их соблюдение при чтении:
— Найдите и прочитайте в стихотворении Н.А.Некрасова «Несжатая
полоса» отрывок, в котором описывается разговор колосьев. О чем шепчутся
колосья? Посмотрите внимательно и скажите, сколько знаков вопроса вам
встретилось в этом отрывке? С какой интонацией следует читать разговор
колосьев? (С вопросительной.) (7 класс);
• определение эмоционального тона стихотворения и передача его при
чтении:
— Какие три части мы выделили в стихотворении И.С.Никитина
«Утро на берегу озера»? (Описание природы, забавы детей, рыбалка.) С
какой интонацией нужно читать описание раннего утра? (Медленно,
спокойно.) Почему? (Природа просыпается медленно, постепенно) Как
прочитаем отрывок, в котором изображены забавы детей? (Бодро, весело.)
Почему? (Дети играют, веселятся, смеются.) Как нужно читать отрывок
об удачной рыбалке? (Весело, радостно.) Почему? (Дети и рыбаки радуются
хорошему улову.) Прочитайте стихотворение так, чтобы показать, как
меняется интонация от тихой, спокойной к более быстрой, радостной. (8
класс).
Реализация указанных приемов основана на тесной взаимосвязи анализа соде

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены