РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Языковой портфель учащегося

Языковой портфель учащегося
как инструмент самооценки и саморазвития ученика

Иванова Надежда Валентиновна
учитель английского языка высшей категории,
победитель ПНПО «Образование»-2006
МБОУ СОШ УИОП №5
г. Красноярск
e-mail: nade-ivanova@yandex.ru

I. Из истории технологии «портфель» учащегося

В основе моей технологии ведения языкового портфеля/ портфолио учащегося лежит обобщенный опыт проектов американского портфеля, Европейского языкового портфолио и языкового портфеля России.
Американский портфель учащегося старшей школы Института Подготовки Лидеров имени Джона Ф. Кеннеди в штате Мериленд, США, отражает достижения ребёнка по целому ряду изучаемых предметов и включает следующие разделы: развитие личности, развитие лидерских качеств, общественная работа и академические достижения. Цели портфолио: обеспечение преемственности в обучении, развитие личности лидера и обеспечение социальной мобильности.
Европейский языковой портфолио был разработан и пилотирован Отделом языковой политики при Совете Европы в Страсбурге в 1998-2000 годах как инструмент поддержки развития поликультурности и полиязычия. Он представляет собой пакет документов, «в которых каждый учащийся может собрать за орпеделённый период времени и представить в систематизированном виде свидетельства своей квалификации, достижений и опыта в изучении иностранных языков». [5] Особый интерес вызывает такой компонент европейского портфолио, как «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком». 108] Портфолио включает в себя следующие разделы: языковой паспорт, языковая биография и досье. Цели портфолио: развитие мотивации учащегося в самостоятельном изучении языков на протяжении жизни и обеспечение социальной мобильности в рамках единой Европы.
В основу языкового портфеля России положен «Европейский языковой портфель». [9] Концепция «Языкового портфеля России» «дает возможность расширить рамки учебного (классного) процесса за счёт включения в систему оценки достижений учащихся опыта в аутентичном межкультурном непосредственном и опосредованном общении». [2] Это позволяет учащимся осознавать прагматическую направленность изучения иностранного языка на каждом этапе обучения. «Предлагаемая в языковом портфеле система уровней владения языком является надёжной основой для разработки единых требований к сертификации языковой подготовки учащихся различных образовательных учреждений». [2]

II. «Языковой портфель» учащегося (из опыта работы Ивановой Н.В.)

В классах углублённого изучения английского языка старшей школы мои ученики ведут языковые портфели с 2000 года. С 2003 года я начала работу над портфелем во всех классах, начиная со второго. За время работы с данной технологией я пришла к выводу, что её нужно внедрять уже на ранних ступенях обучения, чтобы формировать и систематически развивать у учащихся умение представлять свой учебный и жизненный опыт и отслеживать собственные достижения.
Целями ведения портфолио на ранней ступени обучения может быть формирование устойчивого интереса учащихся и организация их самостоятельной работы в изучении иностранного языка.
Задачи портфолио:
• образовательная: позволяет учащемуся стать активным участником образовательного процесса, а именно, повышает его мотивацию в изучении ИЯ, учит его организовать свою самостоятельную работу и определять ациональные способы совершенствования своих умений, развивает навык рефлексии;
• педагогическая: позволяет педагогу оценивать уровень достижений каждого учащегося, повышать их мотивацию в образовательном процессе, вносить корректировки в процесс обучения;
• социальная: повышает интерес родителей к образовательному процессу, развивает социальную мобильность учащихся. [2]
Работа ученика и учителя по составлению портфолио основана на принципах:
 позитивность - доброжелательная помощь, прогресс;
 целостность развития и образования - важны все этапы/ достижения жизни;
 развитие и саморазвитие- познание себя через качественный анализ результатов.

Разделы портфолио:

• паспорт, в котором учащийся оценивает свой уровень владения иностранным языком согласно «Общеевропейским компетенциям владения иностранным языком»;
• языковая биография отражает языки, которыми владеет учащийся или планирует изучить, его опыт пребывания за границей и межкультурного общения (в том числе, и по переписке);
• досье включает «лучшие» с точки зрения учащегося свидетельства его успехов в овладении языками (письменные работы, автобиографические записи, стихи и рассказы, написанные учащимся, индивидуальные / групповые проекты, письменные доклады, свидетельства признания достижений учащегося);
• памятки включают рекомендации по развитию учебных навыков (скорости чтения; умения организовать свою работу, написания эссе, личного и делового письма, резюме), терминологический словарь;
• рефлексия включает оценочные листы и отзывы учителя, одноклассников и родителей о портфеле.

Презентация портфолио проводится ребёнком в классе, на родительском
собрании или школьной конференции. Готовясь к презентации, ребёнок отвечает на
следующие вопросы: Какую работу провёл для отбора материала в «Портфель»? Что
получилось / вызвало трудности? Как организовал информацию? Какие технологии
использовал? Была ли работа над портфелем полезна для твоего продвижения в
области данного предмета?

Родители оценивают портфолио, отвечая на такие вопросы: Каково Ваше
первое впечатление от «Портфеля»? Что вызвало у Вас чувство удивления /гордости?
Насколько самостоятельно ученик составлял «Портфель»? Как часто он советовался с Вами? Какие дополнительные материалы/ технологии использовал?

Для учителя портфель служит инструментом неформального оценивания достижений учащегося по предмету и развития его личности. «Оценка в школе - это оценка не только знаний, но и желание знать тот или иной предмет. Оценка – это не то, что стоит в журнале за контрольную, а это оценка стараний и трудов, которые приложил ученик. Каждый развивается по-разному, и, соответственно, успеваемость разная». [6]

III. Заключение

В заключение хочу отметить, что внедрение в практику преподавания и обучения языковых портфелей является перспективной образовательной технологии. Она не только создаёт средство неформального оценивания достижений учащихся по предмету, но также повышает их мотивацию в дальнейшем совершенствовании навыков владения иностранным языком и межкультурного общения. Просматривая портфели, я отмечаю, что посредством иностранного языка дети раскрывают свою личность, мысли, побуждения и мечты.
Портфолио является для ученика своеобразной книгой воспоминаний об определённом периоде его обучения/ жизни в школе. «…нет ничего выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное ещё из детства… вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохранённое с детства, может быть, самое лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасён человек на всю жизнь». [3]
Портфель учащегося может быть эффективно использован учителями разных предметов, преподавателями элективных курсов в предпрофильной и профильной школе, а также классными руководителями для накопления и обобщения опыта и достижений учащихся по изученному курсу/ циклу предметов или за определённый период времени.

II. Библиография

1. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки: его цели и содержание, Теория и практика обучения иностранным языкам, Айрис Пресс. - Москва, с. 204
2. Гальскова Н.Д. Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки учащихся в области изучения иностранных языков, Иностранные языки в школе, №5-2000г., с. 7-8
3. Достоевский Ф.М. Собр. Соч. в 10 т. Т.9 ., Художественная литература, 1958, с. 335-336
4. Полат Е.С. Портфель ученика, Иностранные языки в школе, №5-2000г., с. 22
5. Симкин В.Н. «Современные языки: изучение, обучение, оценка. Общеевропейская компетенция», Иностранные языки в школе, №5-1998г., с. 86
6. Школа «Унисон», Санкт Петербург, с. 67
7. Ivanova, N. Language Portfolio as an Instrument for Student Development, IN ELT Reform in Russia: Regional Aspects (Proceedings of the 3rd Regional KELTA Conference. - Krasnoyarsk, 2003, p. 140
8. Ivanova, N. Language Portfolio as an Instrument for Student Development and Assessment, IN School in the XXI Century: Skillful Teaching – Successful Learning, Interregional Ural-Siberian TEA Alumni Conference. - Novosibirsk, 2003, p. 32
9. Language Learning for European Citizenship. European Language Portfolio. Proposals for Development. - Strasbоurg, 1997
10. Modern Languages: Learning, Teaching, Assessment. A Common European Framework of Reference. - Strasbоurg, 1996
11. Pollari, P. “This is My Portfolio”: portfolios in Finnish upper secondary schools, IN Kennedy, Ch. Exploring Change in English Language Teaching. Macmillan Heinemann, p.105
III. Благодарность:

Данная работа явилась результатом участия в программе АСПРЯЛ при поддержке Бюро образовательных и культурных связей Информационного агентства США и Американского Совета по международному образованию в 1999 году. Мнения, высказанные автором, не обязательно выражают точку зрения данных организаций.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены