РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Педагогическая статья "И легким росчерком пера..."

Гергенова Арюна Альбертовна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ СОШ №4, г. Гусиноозёрск имени
Героя социалистического труда Г.Д.Тучинова,
Республика Бурятия

«И легким росчерком пера…»

В декабре 1857 года И.С.Тургенев начал работу над романом «Дворянское гнездо», и уже 1858 году в Петербурге на квартире Тургенева П.В.Анненков читает вслух «Дворянское гнездо» в присутствии самого автора, Некрасова, Гончарова, Писемского и других лиц. Вскоре после этого Анненков пишет: «Удовлетворенный всеми отзывами о произведении и еще более кое-какими критическими замечаниями, которые тоже все носили сочувственный и хвалебный оттенок, Тургенев не мог не видеть, что репутация его как общественного писателя, психолога и живописца нравов устанавливается окончательно этим романом».

Салтыков-Щедрин писал Анненкову, что он «давно не был так потрясен», как при чтении этого романа Тургенева. «Многие предсказывали автору его овацию со стороны публики, - писал Анненков, - но никто не предвидел, до чего она разовьется. Молодые писатели, начинающие свою карьеру, один за другим являлись к нему, приносили свои произведения и ждали его приговора, в чем он никогда не отказывал им».

В романе отразилась история любви Лизы и Лаврецкого. За короткое время герои переживают и надежду на счастье и отчаяние – при осознании его призрачности. Герои задаются вопросами – о личном счастье, о самоотречении, о своем долге и месте в жизни.

Герои романа сдержаны и немногословны, Лиза – одна из самых молчаливых героинь в произведениях Тургенева. Но, тем не менее, внутренняя жизнь Лизы и Лаврецкого подобна «горной реке», которая направляет героев на поиски истины – только почти без слов. Раскрыть их внутренний мир нам может помочь жестовый портрет, как проявление постоянно меняющихся мыслей и чувств, как момент встречи, «Внешнего и внутреннего человека, как сам факт проявления личности» (Е.М.Каурова).

Для создания главных образов центральных персонажей являются драматические действия в сочетании с рисунком жестов героев, мимических изменений лица, полуфизических проявлений.

Например, когда речь заходит о нерасторжимости брака, Лиза, волнуясь, обратилась к Лаврецкому с вопросом о семейных отношениях:

«-Вы извините меня, я не должна сметь говорить об этом с вами… но как могли вы… отчего вы расстались с женой?
Лиза подняла на него свои ясные глаза.
Лаврецкий дрогнул, поглядел на Лизу и подсел к ней…
Лиза побледнела; все тело ее слегка затрепетало, но она не замолчала» (XXIV, 185).

Напряженное душевное состояние спорящих – Лизы и Лаврецкого – передаются и взаимодополняются сменой жестов, выражений, поз, которые способствуют развитию диалога и отмечаются какими – то краткими авторскими ремарками. Лаврецкий «дрогнул… поглядел… подсел» - данные жесты говорят о некой смятенности главного героя, о неожиданности происходящего, о желании дать немедленный ответ, но и в тоже время промолчать, затаиться. И Лиза чувствует внутреннее напряжение Лаврецкого: «побледнела… затрепетало, но она не замолчала», ведь она понимает, что отступать некуда, и надо идти до конца.

Лиза отстаивает мораль смирения и покорности судьбе, Лаврецкий –
духовную самостоятельность человека и его право на счастье:
«Мне кажется, Федор Иванович – произнесла, понизив голос, Лиза… - счастье на земле зависит не от нас…
-От нас, от нас, поверьте мне (он схватил ее за обе руки, Лиза побледнела и почти с испугом, но внимательно глядела на него), лишь бы мы не портили сами своей жизни» (XXIX, 205).

Логика и четкость рассуждения сменяется эмоциональным напряжением и взволнованным состоянием, смущением и умолчанием, паузой и мимическими движениями.
«Лаврецкий не ответил, что произошло за эти две недели, но Лиза поняла и вдруг покраснела еще пуще прежнего, смутилась и тихонько пошла в цветник», в данном отрывке используется прием обнаружения чувства через внешнее движение; чувство не называется, но дается зрительно.

В сценах объяснения Лизы с Паншиным, а затем с Марфой Тимофеевной, узнавшей о ночном свидании с Лаврецким, проявляется главная особенность характера Лизы – волевая стойкость и духовная самостоятельность, глава завершается размышлениями Лизы «Марфа Тимофеевна ушла, а Лиза села в уголок и заплакала».

Но в отдельных эпизодах естественное на миг побеждает праведное сознание Лизы «но примиритесь, и снова занесла руку на глаза». Этот жест выдает ее волнение, протест естественной природы. Рисунок жестов раскрывает внутреннюю драму героини: «Лиза подняла голову. Ее усталый, почти погасший взор остановился на нем». «Лиза подняла на него свои глаза. Лицо ее было бледно; слегка раскрытые губы тоже побледнели. Сердце в Лаврецком дрогнуло от жалости и любви».

В романе больше описаний, чем диалогов, и автор чаще говорит, что делается с героями, чем показывает их в поступках, в действии. Путь от безнадежности к счастью и от счастья к безнадежности порождают внутренний драматизм романа.

Таким образом, жестовый портрет дает нам больше информации о герое, нежели описание статического портрета. «Жест подчинен самому герою, именно в нем герой раскрывается как автономное существо, в жесте проявляется его воля или его бессознательное…» (В.В.Башкеева).

Позы, жесты, мимика и другие физические проявления приобретают семиотический характер, становятся знаками, что позволяет внимательному читателю в полной мере почувствовать и понять замысел автора и произведение в целом.

Литература:

  1. Анненков П.В. Литературные воспоминания/П.В.Анненков. –М.: 1960.
  2. Башкеева, В.В. Портрет как проблема/В.В.Башкеева//Вестник Бурят.гос.ун-та. Сер. Филология, Улан-Удэ, 2008, вып10, с. 139-143.
  3. Каурова, Е.М. Поэтика портрета в повестях И.С.Тургенева/Е.М.Каурова. - Улан-Удэ: 2010
  4. Тургенев, И.С. Рудин. Дворянское гнездо. Накануне/И.С.Тургенев. - Пермь. 1972, с. 427.
Всего комментариев: 1
avatar
1 Александровна0519 • 22:10, 22.03.2017

Здравствуйте. Спасибо за статью. Мне было интересно ее читать. Буду больше уделять внимание при анализе литературных произведений жестам героев.
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены