РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Валеологические формы в воспитании школьников по проблеме двигательной активности

Валеологические формы в воспитании школьников по проблеме двигательной активности

При поступлении в школу, ребенка буквально «приковывают» к парте, не учитывая, что в этот период движения приобретают важную роль в жизни детей. Двигательная активность отражается на физическом и психическом формировании ребенка. Формируется скелет ребенка: начинают быстро расти ноги, изменяется форма позвоночного столба, а вместе с тем и расположение ребер. Детский позвоночник и межпозвоночные хрящи отличаются большой эластичностью, поэтому в этом возрасте очень важно обращать внимание на позу ребенка за партой, не разрешать носить ему тяжести. При нарушении этих правил могут возникнуть боковые искривления позвоночника – сколиозы. При поддержании определенной позы основное напряжение ложится на скелетные мышцы. В связи со статическим напряжением этих мышц уменьшается кроваток и приток питательных веществ, за счет чего в крови накапливаются продукты обмена, отсюда быстрая утомляемость ребенка при статической работе. Биологическое значение движения для растущего и развивающегося организма имеет особое значение, как фактор, способствующий физическому развитию и воспитанию личности в целом.
Применение различных валеологических форм двигательной активности в средней школе носит бессистемный, даже спонтанный характер. Характерная черта работы учителей в среднем звене – многопредметность. В классе работает много учителей, им хорошо известен программный материал, но в этой ситуации нет системы дидактического обеспечения (дидактические подвижные игры и упражнения на уроках, оздоровительные минутки и паузы).
Если в воспитании и обучении школьников использовать валеологические формы, как межпредметные связи с необходимым дидактическим обеспечением, то эффективность учебного процесса значительно повысится, так как это будет способствовать повышению качества жизни детей, а также закреплению знаний по другим предметам.
Кроме уроков физкультуры я преподаю курс валеологии и хочу поделиться своим опытом в проведении здоровьеформирующих упражнений, или оздоровительные минутки на уроках. Здоровьеформирующие минутки – это обязательный компонент школьного урока. Многие педагоги, особенно на среднем и старшем этапе обучения учащихся, считают, физкультурные минутки на уроке отнимают массу времени урока, расхолаживают учащихся, не способствуют оптимизации учебного процесса.
Однако, при этом они констатируют, что использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интереснее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся. Ребята после физ. Минуток становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.

Упражнения с ватой:

Кувшин на голове : Представить себя жителями Востока и носить поклажу на голове. Положить вату на голову и:
- ходить по классу, причем вата не должна упасть
- приседать так, чтобы вата не упала
- наклониться, чтобы вата упала, но поймать ее рукой

Ветер: Уч-ся встают с разных сторон стола

- положить комочек ваты на край стола, через нос глубоко вдохнуть, подуть так, чтобы комочек долетел до противоположного края, но не упал
- вдохнуть через нос, подуть на вату, чтобы комочек упал вперед, чем у товарища

Доброта: Уч-ся разворачиваются друг к другу, один гладит комочком ваты товарища,
другой, закрыв глаза, выражает мимикой удовольствие или неудовольствие.

Упражнения с карандашом:

Воображение: Учащиеся удерживают карандаш на вытянутой руке

- на ладони
- на двух пальцах
- на одном пальце
Переложить карандаш и удержать

- на лоб
- на переносице
- на подбородке
- на ухе
Можно предложить два карандаша.

Перевертыши: Учащиеся перекладывают карандаш:

- из правой руки в левую, через правое плечо
- из левой в правую, через левое
Перекидывать карандаш из руки в руку, при этом расстояние постепенно увеличивать.

Ловкачи:

Взять карандаш, передать назад через плечо товарищу, не смотря на него.

Упражнения со стаканчиком

Футболисты:
Уч-ся выполняют, упражнение парами:

- один катит ластик, другой ловит ластик стаканчиком с края парты
- один бросает ластик, другой ловит его стаканчиком
- перебрасывают ластик из стаканчика в стаканчик

Ребята после таких оздоровительных минуток становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний

Игровые двигательные упражнения с платком

Стрелки:
Участники игры выполняют упражнение в парах, стоя друг напротив друга.
В самом начале они играют с одним платком, предварительно завязав его в узел. Затем в игре используют два платка.
Они выполняют следующие движения:
- перебрасывают один платок друг другу;
- бросив платок друг другу, оба поворачиваются вокруг своей оси и делают хлопок над головой;
- выполняют все то же самое, но с двумя платками;
- один участник из пары подбрасывает платок, другой ловит прямо перед падением и снова подбрасывает вверх.

Вьюга:

Участники игры стоят за партами. Они держат в руках платки. Им нужно представить себе зимний, вьюжный день. При этом они прищуривают глаза, отворачиваются от воображаемого ветра и т.д. Участники игры:
- размахивают платками;
- обмахиваются платками слева направо(сверху вниз), в движении, попеременно каждой рукой;
- делают большие круговые мехи;
- вытирают свой стул (стол), как бы очищая его от снега, садятся на стул и придумывают историю о только что пережитых ощущениях.

Упражнения для укрепления глазных мышц:

Вращение глазами:
1. Плотно закрыть и широко открыть глаза 5-6 раз подряд с интервалом 30 секунд.
2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево на поворачивая головы.

Упражнения, снимающие утомление глаз:

1. Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.
2. Выполняется сидя. Быстро моргать в течение 1-2 минут.
3. Выполняется сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, через 1-2 секунды снять пальцы с века. Повторить 3-4 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазных жидкостей.

Комплекс упражнений для профилактики зрительного утомления:

Продолжительность 3-5 минут.
Выполняется сидя, спина прямая, глаза открыты, взгляд устремлен вперед.

1. Взгляд направьте влево, затем опять прямо, вправо – прямо, вверх – прямо (без задержки) – 10 раз.
2. Взгляд смещайте по диагонали: влево – прямо; вправо – прямо и постепенно увеличивайте задержки в отведенном положении 3-10 раз. Дыхание произвольное.
3. Круговые движения глаз и –вправо. Сначала быстро, потом как можно медленнее 1-10 кругов в каждую сторону.
4. Посмотрите на кончик носа, затем вдаль 5-7 раз.
5. Посмотрите на кончик пальца или карандаша, удерживая его на расстоянии 30 см от глаз, затем вдаль 5-7 раз.
6. Посмотреть прямо перед собой пристально и неподвижно, стараясь видеть более ясно, затем моргание 5-7 раз. Сожмите веки, затем снова моргание 5-7 раз.
7. Помассируйте веки глаз, мягко поглаживая их указательным и средним пальцами в направлении от носа к векам. Или: закройте глаза подушечками ладони, касаясь очень нежно, проводите по верхним векам от висков к переносице и обратно 10 раз в среднем темпе.

Валеологический самоанализ:
нормальная ли у тебя осанка?

- Встать перед большим зеркалом и по очертаниям головы, шеи, плеч и талии, определить насколько соразмерны друг другу правая и левая сторона тела.
- Встать спиной к стене так, чтобы икры ног, ягодицы и спина плотно прилегали к ней. Попросить кого-нибудь измерить прогиб позвоночника в области шеи и поясницы. При правильной осанке глубина этих прогибов должна быть примерно одинаковой.

Как ты заботишься о своем позвоночнике?

Подумай, что тебе надо делать в первую очередь, чтобы улучшить свою осанку и состояние позвоночника. Пронумеруй пункты в соответствующем порядке.
- Учиться правильно сидеть.
- Следить за соей осанкой во время ходьбы.
- Спать на жесткой постели.
- Выполнять упражнения на растягивание позвоночника.
- Выполнять упражнения, укрепляющие мышцы спины.
- Избегать физических нагрузок.
- Употреблять в пищу больше творога и других молочных продуктов, овощей и фруктов.
- Уменьшить массу своего тела.
- Чаще бывать летом на свежем воздухе.

Материал подготовила учитель физической культуры Прожерина А.Г МОУ НОШ № 24 п.Чунский

Всего комментариев: 1
avatar
1 Kfhbcf • 18:40, 20.01.2011

Статья посвящена очень злободневной теме. Действительно, часто сталкиваемся с тем, что гиподинамия - большая проблема для современного общества. Очень интересны предлагаемые упражнения. Их достоинством является то, что они протсы в исполнении и хорошо продуманы. В
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены