РАЗРАБОТКИ

Другие модули


исследовательская работа по прфилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних

В чем причина отклонении в поведении? (Мнение детей и подростков)
Ответить на вопрос «Почему появляются трудные дети?» можно на основе комплексного анализа, который должен вклю¬чать в себя «внутреннюю» часть — опрос самой молодежи по проблемам отклоняющегося от нормы поведения и тем мерам, которые необходимо использовать, чтобы свести к минимуму наличие таковых, а также «внешнюю» часть, включающую в себя опрос родителей, специалистов, работающих с детьми и подростками с девиантным поведением, и представителей различных специальных институтов, решающих проблемы организации воспитательно-профилактической работы с труд¬ными детьми.
Мы предложили учащимся самим ответить на вопросы о том, какое поведение они считают отклоняющимся от нормы и какие формы данного поведения распространены в молодежной среде
.
Было опрошено 520 детей и под¬ростков

В ходе исследования выявлены различия в ответах предста¬вителей женского и мужского пола.
Молодые люди считали, что отклоняющееся от нормы поведение - это такое, за которое можно получить юридичес¬кое наказание (80% опрошенных). Неуважение к педагогам, неповиновение, отказ от учебной и трудовой деятельности, конфликты считали нормой, которая обусловливается скла¬дывающимися со взрослыми отношениями.
Девушки (75% опрошенных) в качестве критерия отклоняю¬щегося от нормы поведения называли оценку этого поведения взрослыми. Различные виды девиантного поведения могут быть нормой в одной ситуации и отклонением от нее в другой, т. е. фактор взаимоотношения со взрослыми определяется в ка¬честве критерия девиации.
Среди юношей по распространенности видов девиантного поведения 1 место заняли прием алкоголя и курение в общест¬венных местах;
2 место - нарушение общественного порядка;
3 место - хулиганство;
4 место - токсикомания;
5 место - мелкое воровство.
Оценка распространенности видов девиантного поведения у девушек представляет иную картину:
1 место - нарушение правил режима в школе, прогулы, отказ от выполнения заданий;
2 место - принятие алкоголя и курение в общественных местах;
3 место - проституция;
4 место - употребление наркотических веществ;
5 место - нарушение общественного порядка.
.
На вопрос о причинах девиантного поведения ответы рас¬пределились следующим образом:
- желание обратить на себя внимание - 10% опрошенных;
- желание завоевать авторитет - 5%;
- отсутствие значительных материальных возможностей родителей - 30%;
- просто так от скуки - 7%;
- масса свободного времени - 42%.
Среди других ответов звучали довольно тревожные мотивы, характеризующие низкий уровень нравственности и культу¬ры детей и подростков, наличие желания любой ценой иметь деньги, без разбора в средствах.
Группа вопросов, касающаяся родителей, еще раз подтвер¬дила нерешенность на современном этапе развития общества проблемы отношений «отцов» и «детей», нежелание большой части родителей заниматься проблемами своих детей и большую самостоятельность и практически полную бесконт¬рольность, которую получают очень многие дети в своих семьях. Немаловажное воздействие на социальное становле¬ние ребенка оказывает не всегда положительный в поведен¬ческом плане пример родителей, когда срабатывает естественное: «Им можно, а почему мне нельзя?»
На вопрос о том, к кому и куда дети и подростки обратятся за помощью, если у них возникнут проблемы, 80% опрошен¬ных назвали друзей, 10% - родителей, практически никто не захотел обращаться к учителям, юристам, в центры помощи молодежи и т. д. Существование телефона доверия у 70% оп¬рашиваемых детей и подростков вызвало удивление. Это говорит о слабой информированности нашей молодежи об ор¬ганизациях и ведомствах, оказывающих помощь детям и под¬росткам, имеющим проблемы и трудности. На вопрос о том, куда и за какой помощью можно обратиться, практически все опрашиваемые ответить не могли.
Среди мер, которые используются для предупреждения и исправления отклоняющегося от общепринятых норм пове¬дения, главным образом назывались три группы мер: юриди¬ческие, педагогические и медицинские.
На вопрос «На чем основывается высказываемое вами мнение?» ответы распределились следующим образом:
1 место - собственное мнение;
2 место - сообщения в средствах массовой информации;
3 место - мнение друзей и знакомых.
Таким образом, проведя анализ и изучив мнение детей и подростков по проблемам отклоняющегося от норм поведения
и мер его социальной профилактики и реабилитации, мы видим явную тенденцию к росту девиантного поведения и его омоложение. Обнаруживаются качественные изменения в ус¬тоявшихся формах отклоняющегося от норм поведения в ответ на социальную нестабильность и кризисное состояние нашего общества.
Незанятость детей и подростков, наличие у них массы свободного времени, с одной стороны, и материальные пробле¬мы родителей, с другой, - вот те основные причины, которые и провоцируют порой наших детей на девиацию.
В ходе исследования выявлено противоречие между стрем¬лением детей и подростков получить помощь по различным вопросам и незнанием, где и как эту помощь получить.
Причины появления трудных детей, которые назвали сами дети, заставляют педагогов, психологов, медиков, родителей задуматься о том, как наиболее эффективно организовать систему воспитательно-профилактической работы с трудны¬ми детьми. По мнению авторов, эта система в первую очередь должна включать:
• создание комплексных групп специалистов, обеспечиваю¬щих социальную защиту детей (социальные педагоги, психологи, медики и др.);
• создание воспитывающей среды, позволяющей гармони¬зировать отношение детей и подростков со своим ближай¬шим окружением в семье, по месту жительства, работы, учебы;
• создание групп поддержки из специалистов различного профиля, обучающих родителей решению проблем, свя¬занных с детьми и подростками;
• организацию подготовки специалистов, способных ока¬зывать профессиональную социальную, психологичес¬кую, педагогическую, медицинскую помощь и занимаю-щихся воспитательно-профилактической работой прежде всего с детьми и подростками группы риска и их семьями;
• создание общественных образовательных программ для уси¬ления осознания и привлечения внимания к проблемам молодежи с отклоняющимся от нормы поведением (теле¬визионные программы, обучающие программы и т. д.);
• организацию детского досуга;
• информационно-просветительскую работу.

В чем видят причины появления трудных детей педагоги МОУ СОШ №4?
Как считают педагоги (опрошено 61 человек), наибольшую выраженность имеют такие формы отклоняющегося поведения, как:
- табакокурение - 65% опрошенных;
- грубость, сквернословие - 50%;
- лживость - 42%;
- раннее начало половой жизни - 35%.
Выявлена достаточно высокая степень выраженности сле¬дующих форм отклоняющегося от нормы поведения:
- асоциальное поведение - 30%;
- отказ от учебно-трудовой деятельности - 28%;
- срывы уроков, прогулы - 25%. Наименее выраженными являются:
- принятие алкоголя - 13%; -самоповреждение - 12%;
- уходы из дома - 12%;
- беспорядочные половые связи - 12%;
- наркомания - 10%;
- токсикомания - 10% .
Наибольшие трудности в работе педагогов наблюдаются с теми детьми, которые не хотят учиться, прогуливают уроки и не дают учиться другим, срывая уроки и мешая учителю их вести;
- на втором месте (42%) - грубые дети, дерзящие учителю,
сквернословящие в общении с одноклассниками и учителем;
-достаточно большое количество учителей (24%) испыты¬вают трудности с детьми, которые постоянно лгут: им невоз¬можно доверять (можно «попасться на удочку»);
-некоторые учителя (18,5%) отмечают, что испытывают трудности с теми детьми, которыми не занимаются родители. Это дети, родителям которых нет до них никакого дела;
- небольшое количество специалистов отмечает, что им
трудно работать с интерактивными детьми, курильщиками,
наркоманами и токсикоманами, агрессивными детьми;с деть¬
ми, которые убегают из дома, бродяжничают; с подростками
13-14 лет, а также с детьми, которые не умеют себя вести.
И только трое учителей из опрошенных отметили, что не испытывают никаких трудностей в работе с детьми.
Очень многие педагоги отмечают, что имеется тенденция к снижению уровня культуры, интеллектуального уровня детей, к отсутствию элементарных навыков социального пове¬дения. Отмечают также увеличение числа детей с физической и психической патологией.
Почему же все-таки ребенок становится трудным? Каковы причины, вызывающие отклонение в поведении?
Большинство педагогов (65%) считает, что основная причи¬на девиантного поведения детей определяется экономической, политической и социальной ситуацией в стране, т. е. неста¬бильностью экономики, неуверенностью в завтрашнем дне, незаинтересованностью государства в обучении и воспитании Детей, в их будущем.
На втором месте по значимости (43%) отмечают влияние ситуации в семье. Сюда включают: недостаток внимания, контроля со стороны родителей за детьми; негативный при¬мер, который дают родители детям; низкий уровень жизни, нищета в семьях, безработица и пьянство родителей; сниже¬ние интеллектуального уровня родителей.
Кроме этих причин достаточно часто указывают на негатив¬ное влияние средств массовой информации (особенно телеви¬дения), видеофильмов; влияние плохой компании; отсутствие у детей целей в жизни, идеалов и ценностей, а также уменьше¬ние количества бесплатных кружков и спортивных секций.
О наиболее эффективных формах работы с трудными детьми мнения педагогов выглядят следующим образом:
-наиболее эффективной формой работы (65% опрошен¬ных) является специальная работа с семьей, родителями;
- на 2 месте - социально-педагогическая помощь и под¬держка детей и семей, оказавшихся в тяжелом положении;
- на 3 месте - социально-защитная работа (защита юриди¬ческих, социальных и иных прав ребенка и семьи);
-на 4 месте - медицинская помощь специалистов по охране психического здоровья детей и подростков;
-и, наконец, на 5 месте - информационно-просветительс¬кая работа.
Все опрошенные педагоги говорили о необходимости в ходе организации воспитательно-профилактической работы с деть¬ми и подростками учитывать специфику и особенности тех районов, в которых протекает наша жизнедеятельность.
Каково мнение родителей о трудном ребенке?
Семья является естественной средой, созданной для воспи¬тания и формирования определенного образа жизни детей.
Микросреда семьи является индикатором поведения ребен¬ка. Исследование отношений родителей к проблемам трудного ребенка позволяет выявить основные направления воспита¬тельно-профилактической работы с этими детьми.
С этой целью было опрошено 520 родителей: 62,5% имеют двух детей, 35% - одного ребенка и 25% -трех детей.
У 70% респондентов ребенок предоставлен «сам себе» все 12 часов в день, у 22,5% - 8 часов и у 7,5% - 4 часа в день.
При этом 75% не знают, чем занимается ребенок в свободное время, и только 25% иногда знают или догадываются, чем занят их ребенок днем.
На вопрос, какие меры воздействия вы оказываете на по¬ведение ребенка, 40% родителей ответили, что применяют наказание (запрещают гулять, встречаться с друзьями), 47,5% воздействуют через беседы, убеждения, приведение примеров из жизни, 12,5% воздействуют на ребенка физически («ре¬мень»).
Девиантным поведением 37,5% родителей считают нару¬шение принятых социальных норм и поведение, приносящее вред здоровью, 12,5% - нарушение принятых социальных норм и 50% родителей не задумывались над этой проблемой.
Основными причинами отклонений в поведении детей 62,5% респондентов считают влияние улицы, 32,5% - заня¬тость родителей, 2,5% - неполные семьи, 2,5% - экономи-ческий кризис.
По мнению 57,5% родителей, заниматься проблемами труд¬ного ребенка должен классный руководитель, школьный пси¬холог и социальный педагог, 17,5% считают, что проблемой асоциального поведения должен заниматься психотера¬певт, 15% -инспектор по делам несовершеннолетних, 10% -родители.
Если у ребенка появятся проблемы в поведении (асоциаль¬ные), 75% родителей будут самостоятельно решать эту проб¬лему и 25% обратятся в первую очередь к классному руководителю и школьному психологу.
У 75% вызывает тревогу тот факт, что их ребенок может стать наркоманом и алкоголиком, у 7,5% -алкоголиком и преступником, и 8% воздержались от ответа на этот вопрос.
Основной причиной тревоги родители назвали: 83,3% -компания во дворе и 16,7% - отрицательный пример отца.
75% респондентов, участвовавших в опросе, имеют среднее специальное образование и 10% - высшее.
Проведенное исследование отношения родителей к пробле¬мам трудного ребенка позволило сделать следующие выводы:
1. Основная масса детей большую половину дня предостав¬лена сама себе,
и родители не владеют информацией, чем занимаются их дети днем.
2. Основной мерой воздействия в семье на поведение ребен¬ка является наказание в виде лишения ребенка выбора вида деятельности в свободное время.
3. Многие родители не задумываются над проблемой девиантного поведения детей, при этом основной причиной отклоняющегося от нормы поведения родители считают влияние улицы и в меньшей степени - их занятость.
4. По мнению большинства родителей, проблемами труд¬ного ребенка должен заниматься классный руководи¬тель, школьный психолог, социальный педагог, однако, если у ребенка появятся проблемы, родители будут само¬стоятельно решать эти проблемы.
5. Преобладающее число родителей не задумываются о том, что их ребенок может стать наркоманом, алкоголиком, преступником, и если есть тревога за судьбу ребенка, то основной причиной этой тревоги родители считают ком¬панию во дворе.

Проведя исследование по вопросу причин появления трудных детей , воспитание в школе предусматривает
- целенаправленную работу по нравственному просвещению ( уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные консультации и т.д.)
- актуализация всех источников нравственного опыта школьников ( учебная, общественно- полезная , внеклассная работа, отношения между учащимися в классах, отношение детей и родителей,, отношения учитель – ученик, учитель – родители учеников, повседневный стиль и «тон» работы школы
- введение нравственных критериев в оценку всех видов деятельности и проявления личности школьника
-оптимальное соотношение форм практической деятельности и нравственного просвещения на различных этапах с учетом пола учащихся.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены