РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Плеханова Валентина Алексеевна. Нельзя воспитывать не обучая

Плеханова Валентина Алексеевна.
Учитель начальных классов
МОУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа №1» Ленинского района Волгоградской области
Нельзя воспитывать не обучая.

Сентябрь. В очередной раз набираю малышей. Передо мною не стоит вопрос или учить, или воспитывать… Само собой разумеется – буду учить воспитывая, а иногда наоборот – воспитывать обучая.
Основой современных стандартов является понятие об образовании как школе воспитания личности: готовности к сотрудничеству, доброжелательности и коллективизму. Социальный запрос общества диктует необходимость обучения коммуникативной компетенции. Первый год начального обучения имеет статус адаптационного, ведущей деятельностью первоклассников является игра и игровые ситуации.
Начинаем создавать наш коллектив со «строительства» дома на бумаге. Дети создают группы, обсуждают, какое нужно жилище. Одни готовы говорить без умолку, из других не вытянешь и слова. Помогает «волшебный» клубочек. Подношу красивую коробочку с разноцветными клубочками шерстяных ниток, каждая группа выбирает понравившийся. Прошу найти конец нити и обмотать его вокруг пальца, сказать друзьям, каким представляешь общий дом и передать сидящему рядом…
И вот уже все соединены нитью и объединены общей мыслью и делом. Это самый ответственный и значимый этап занятия. Дети учатся говорить и слушать. А дальше кипит работа цветными и восковыми карандашами, мелками. Вновь задание: рассказать о том, как шла работа в группе.
А у педагога одна «небольшая» проблема: услышать и увидеть, что происходит сразу в нескольких группах. А тут новое испытание – Кирилл не нашёл себе места в построенном доме. Учитель спешит на помощь: кто возьмёт к себе Кирилла, есть ли место для него в вашем доме? Нашлось! И вновь задаю моим малышам вопросы, один сложнее другого: «Что вы хотите сказать своей группе? Какие замечания вы сделаете себе? Как вам работалось в группе? О чём вы расскажете дома?
И последнее: возьмите фишку и подарите её Весёлому клоуну, если вам работалось хорошо и весело, если же было грустно, то отдайте фишку Грустному клоуну. Ура! У Весёлого и без того яркого клоуна, костюм просто пестреет от разноцветных магнитов. Но что это? Костюм Пьерро одиноко украшает зелёный магнит Ангелины. Тихонько интересуюсь: «Почему?» и также тихо слышу в ответ: «Мне его жалко». И тут же на костюм Грустного клоуна перекочевали ещё несколько фишек…
Ещё одна победа на уроке! Незапланированная, но такая приятная! Не об этом ли говорил великий педагог А.С.Макаренко: «Логической осью нашего нравственного закона ни в какой мере не может быть обособленный индивид, безразлично относящийся к общественным явлениям».
Вот – вот и прозвенит звонок. Дети по моей просьбе подходят к столу, где они работали, берутся за руки, улыбаются друг другу. Да, и улыбке нужно учить! Завершая урок, спрошу: «Что общего было в работе ваших групп?». Так хочется услышать: «Дружба!»
Воспитание, как и обучение младших школьников должно осуществляться естественно и непринужденно через детские игры, игровые ситуации. В младшем школьном возрасте игра является ведущей деятельностью Благодаря игре личность ребёнка совершенствуется, социальные мотивы приобретают важное значение, преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм, развивается произвольность поведения, формируются умственные действия. В первые дни провожу контактные игры на перемене, на прогулках, во время физминуток, на уроках. Это игры «Съедобное - несъедобное», «Кто позвал», «Паровозик», «Ниточка и иголочка», передача игрушек из рук в руки, шептание на ушко. Исключительно богатыми педагогическими возможностями обладают забытые нами народные игры «Ладушки», «Бояре, а мы к вам пришли». Мои первоклассники очень полюбили игру «Близнецы». Они разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают одной рукой друг друга за пояс, ногу ставят возле ноги друга и связывают их верёвочкой. Теперь они «близнецы». Предлагаю детям походить по коридору, классу, повернуться, присесть, порисовать. И прочь уходят проблемы в отношениях, неприязнь и противоречия. А.С.Макаренко считал, что «словесное воспитание без сопроводительной гимнастики поведения, есть самое преступное вредительство». Уверена, что игра поможет ребятам в жизни быть внимательными и творческими людьми. А работа в группе поможет находить компромиссы, выработает умение слышать и слушать друг друга. Жить в обществе, значит, быть в согласии и гармонии с его членами. Отсюда возникает внутренняя гармония, а далее и успешность, и счастливая семья, и сильное государство. Уверена, что успешное обучение невозможно без целенаправленного и стабильного воспитания.
Всего комментариев: 3
avatar
1 anizotrop • 01:55, 02.10.2011

Вот так, шаг за шагом, шажок за шажочком и начинается 11-летний школьный путь. Где за ручку, где ползком со слезами, а где и гордой поступью – вперед и вперед. Пока еще с оглядкой на "маму" – а туда ли иду? Но с каждым днем всё увереннее и тверже становится шаг. Всё чаще слышится: я сам! Прибавляется сил, закаляется дух. Не зря высокие широкоплечие выпускники на последнем звонке идут с букетами цветов к своим Первым и искренне их благодарят. Спасибо им за бесконечное терпение, за неизменную доброту, за вОвремя поданную руку в начале пути.
avatar
2 Ирина_Евгеньевна • 12:37, 02.10.2011

Умница, Валентина Алексеевна! Отличное эссе. Всю жизнь завидую учителям младших классов и хотела бы попробовать поработать с малышами. Пятерочка вам!
avatar
3 Ishina • 17:07, 17.10.2011

Уважаемая Валентина Алексеевна! Согласна с Вами, во время игровой деятельности, важно создать такие условия, чтобы ребёнок не ощущал себя объектом воспитания, а чувствовал себя свободно. Залог успешного усвоения знаний, навыков и обретения опыта происходит через эмоциональное восприятие, так как во время игры у детей, формируется психологическая устойчивость. В это время ребёнок «проживает» заданные игрой ситуации, что способствует организованности, смелости, находчивости, уверенности в себе, умение принять решение и т.д. Также это сближает, объединяет детский коллектив, что немаловажно в дальнейшем: предстоящая работа в трудовых коллективах. В Вашем примере ярко выражено мастерское умение адаптировать детей к условиям социальной среды. Спасибо Вам за работу!
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены