РАЗРАБОТКИ

Другие модули

«КТД – как способ организации жизнедеятельности детей в лагере с дневным пребыванием».

«КТД – как способ организации жизнедеятельности детей в лагере с дневным пребыванием».

Автор: Сухова Ольга Николаевна.
Место работы: МБОУ СОШ № 5 г. Кстово Нижегородской области.
Должность: учитель начальных классов.
Дополнительные сведения: стаж работы 21 год; 1 квалификационная категория.

Школа является самым важным институтом нравственного и гражданского воспитания. Только школа обладает реальными возможностями создать целостную систему нравственно-гражданского образования, охватывающую как классно-урочный учебный процесс, так и внеурочные формы воспитания и обучения.

Лагерь с дневным пребыванием – это оздоровительный лагерь, который в первую очередь ориентирован на укрепление здоровья детей. Такой лагерь стал палочкой - выручалочкой для работающих родителей детей младшего школьного возраста. В лагере с дневным пребыванием вместе с отдыхом продолжается расширение кругозора учащихся, развитие их активности, творчества и воображения, формирование у них элементарных представлений об обществе в целом и их «малом» сообществе в частности.

Детские организации наилучшим образом создают условия для удовлетворения базовых потребностей растущего человека (в доверии, защищенности, участии в активной совместной деятельности, самоутверждении, самореализации и пр.).

Эффективность гражданского воспитания во многом зависит от тех педагогических технологий, которые используются педагогами.

Коллективные творческие дела (КТД) – это полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая забота об улучшении окружающей жизни, в которой педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них.

В каждом коллективном творческом деле проявляется сущность педагогики общей заботы. Суть каждого дела – забота о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях, о далеких друзьях.

Дело это – коллективное, потому что совершается вместе – ребятами и старшими товарищами, как их общая забота. Дело это – творческое коллективное, потому что представляет собой совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи, потому что творится сообща – не только выполняется, но и организуется: задумывается, планируется, оценивается... Оно творческое еще и потому, что не может превратиться в догму, делаться по шаблону, а всегда выступает в разных вариантах, всегда выявляет новые свои возможности, ведь оно – частица жизни.

КТД, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.

КТД – это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время основное воспитательное средство (инструмент) методики.

Педагог – воспитатель в лагере даёт возможность самим детям выбирать занятия, пробуждает интерес к разным видам деятельности. И ведущим средством пробуждения такой заинтересованности выступает игра, т. к. игра – важнейшая сфера деятельности ребенка.

То, что происходит в каникулы – это тоже образование, но в виде смены образа жизни ребёнка: смены круга общения, обновление формы деятельности.

Цель лагеря: содействие физическому, психическому, интеллектуальному, нравственному развитию детей; обеспечение спортивно-оздоровительного, познавательного, интересного, содержательного отдыха.

Укрепляя здоровье наших детей, обеспечивая их физическую закалку, психический отдых в летний период, педагоги могут больше внимания уделять трудовой, спортивной, художественной и другим видам деятельности, тем самым, расширяя влияние школы на ребёнка.

Задачи лагеря: максимальное внимание развитию личности ребенка, раскрытие его способностей на основе удовлетворения интересов и неудовлетворённых в школе потребностей; создание в лагере стиля отношений подлинного сотрудничества, содружества, сотворчества; выявление и развитие творческого потенциала ребенка, включение его в развивающую коллективную и индивидуальную деятельность; развитие у детей навыков работы в группе, участия в управлении лагерем; приобщение к традициям национальной культуры, общественным ценностям, народным праздникам; укрепление здоровья, закаливание организма.

Реализации этих задач подчинена программа работы лагеря, КТД которой направлены на воспитание у детей принципов нравственности, духовности, патриотизма, обеспечивают активный эмоционально насыщенный отдых, создают условия для выявления творческих способностей детей и создание групп по интересам с целью проявить себя, научить и научиться.

Для решения поставленных задач предлагается использовать следующие методы: креативный (творческий); проблемно-поисковый (педагог ставит проблему и вместе с детьми находит решение, либо дети сами решают проблему, а педагог делает вывод); эвристический (изложение педагога + творчество детей);
репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала).

Осуществлению поставленных целей и задач способствуют следующие направления: спортивно - оздоровительное; нравственно - патриотическое;
художественно - эстетическое; экологическое; развитие лидерских качеств у детей.

Механизм реализации программы

Программа разработана в связи с необходимостью усиления внимания к организации оздоровления, занятости и отдыха детей в каникулярное время. Мы должны создать нравственно благоприятные условия именно в детском оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей.

Концептуальные подходы к содержанию программы и организации смены основаны на идеях гуманистической педагогики, принципах дополнительного образования детей.

Проведение смены реализует потребности детей в творчестве, познании, самореализации, уважении, радости, обеспечивает удовлетворение одной из важнейших проблем каждого ребёнка – быть здоровым морально и физически, так как в основу программы положены принципы гуманистической педагогики: признание личности каждого ребёнка высшей социальной ценностью; уважение индивидуальности, уникальности и своеобразия каждого ребёнка; обязательный учёт задатков и возможностей каждого ребёнка; уважительные отношения между взрослыми и детьми; создание ситуации успеха

Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей и учётом возможностей школы.

В содержание программы заложена обучающая, досуговая, интеллектуально-познавательная, спортивно - оздоровительная, гражданская социально - преобразующая деятельность, направленная на развитие гражданского общества.

Предшествующий опыт свидетельствует о большом потенциале в организации летнего отдыха.

На примере организации смены «Морское путешествие» хочу привести ряд КТД, направленных на развитие нравственно – гражданского образования.

Цель смены: обеспечение спортивно - оздоровительного; познавательного; интересного; содержательного отдыха с использованием КТД.

Воспитательные задачи смены: преодолеть разрыв средствами игры между физическим и духовным развитием детей, сформировать у них стремление к развитию своих духовных и физических возможностей; с учётом интересов личности ребёнка расширить через игровой сюжет сферы двигательной активности; привлечь максимально большое количество детей к осознанному выбору здорового образа жизни; создать условия для выявления интеллектуально, физически, нравственно одаренных детей, помочь им в передаче приобретённых знаний, умений, навыков сверстникам для реализации творческого потенциала каждого участника смены.

Суть игры – в исследовании неизведанных материков. В ходе исследования каждый участник сможет проявить свои интеллектуальные, физические, духовные и творческие возможности.

Все участники смены «Морское путешествие» становятся участниками Большой регаты. Экипажи отправляются в путешествие, полное приключений, испытаний и трудностей к трём неизведанным материкам: материку Знаний, материку Состязаний и игр, острову Дружбы.

Участникам смены предлагается исследовать эти материки и открыть их секреты – это поможет найти сокровища капитана Флинта. Путешествуя, дети и взрослые станут участниками различных конкурсов, состязаний, викторин. Игра заканчивается, когда будут открыты секреты всех трёх материков и найдены сокровища. Игра развивается во все периоды смены, в каждой из которых она имеет свои особенности.

Организационный период.

Цель: заложить основы для формирования временного детского коллектива.

Организационные задачи: выявить уровень организаторских навыков и умений детей; определить творческий (интеллектуальный, спортивный и т.д.) потенциал каждого ребёнка; выявить лидеров в детском коллективе; разделить отряд на микрогруппы, определить перспективы деятельности каждого из них; определить перспективы деятельности всего детского коллектива.

Методические задачи: научить выполнению всех требований режима лагеря и санитарногигиенических норм; научить соблюдению традиций и правил лагеря;
научить работе в микрогруппе, в первичном коллективе; научить каждого ребёнка анализировать своё состояние и настроение (через игровые формы).

Воспитательные задачи: начать формирование взаимоотношений между следующими группами субъектов: ребёнок – ребёнок (девочки – мальчики, мальчики – мальчики, девочки – девочки, лидеры: формальные – неформальные и т.д.); ребёнок – коллектив; ребёнок – взрослый.

В организационный период происходит запуск игры: объяснение сути игры, выбор ролей, органов самоуправления, команд для исследования материков; выбирается название экипажей, девиз.

Основной период.

Цели: формирование временного детского коллектива; стабилизация жизни детского коллектива (через работу органов самоуправления, КТД и т. д.)

В основной период развивается сюжет игры. Предлагается следующая логика: формирование команд для высадки на материк; исследование материка (соревнования, конкурсы, викторины, и т.д.); подведение итогов, награждение.

У младших школьников необходимо сформировать представления о человеке как о главной ценности общества, дать им начальные сведения о Конституции РФ, роли права в жизни людей, правах человека и ребенка. Важную роль играет формирование понятий о своей «малой Родине» (родной город, поселок, село, улица, школа), семье, своей родословной, толерантного общежития (отношения с одноклассниками, взрослыми, культура общения и т.д.), принятию решений. Этому может способствовать приобщение детей к первичным формам нормотворчества (совместная работа по выработке детьми правил жизни лагеря).

Содержание гражданского образования включается в ряд КТД: «Русские традиции», «По страницам истории нашей Родины» знакомят младших школьников с бытом и культурой народов, населяющих Россию, и важнейшими событиями истории Российского государства, а это способствует воспитанию гражданина, любящего свою Родину и сохраняющего наследие предков; «Зелёная аптека», «День леса» формируют чувство ответственности за сохранение окружающей среды; «Петровская эпоха» позволяет воспитать в детях основы национального самосознания и достоинства, чувство уважения к своей истории, языку, к внутреннему миру человека и, в конечном счете, формируют осознанное патриотическое чувство. Деловая игра «Каждый имеет право» способствует формированию важнейших нравственных понятий и ценностей.

Ценности, которые продолжают формироваться в лагере: гуманность, самоопределение личности, уважение прав и свобод человека, уважение человеческого достоинства, уважение институтов гражданского общества, уважение норм и правил современной демократии, справедливость, равенство людей перед законом, общественное благо, уважение национальных традиций и культур, общечеловеческих ценностей, патриотизм, толерантность, правдивость и др.

Закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, формируется личность, осознающая себя частью общества и гражданином своего Отечества. Развиваются коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог, развивают творческий потенциал детей.

Итоговый период.

Цель: подведение итогов всей лагерной смены.

Задачи: подведение деловых итогов смены; эмоционально завершить лагерную смену.

В итоговый период подводятся итоги игры, анализируется в ней каждый участник, происходит награждение активных участников.

Педагогическое обеспечение смены.

Принципиальные положения: максимальное включение детей в различные формы участия в разработке, подготовке и анализе жизни лагеря; соответствие пропагандируемых положений практической жизни детей и взрослых (быт, питание, режим); участие детей во всех делах строго добровольное; сочетание индивидуального и коллективного включения детей в различные формы деятельности; систематическое информирование о результатах состязаний, об условиях участия в том или ином деле, организация различных видов стимулирования участников; многообразие предлагаемых форм деятельности (право выбора наиболее посильного участия в деле); возрастной подход к разработке занятий, состязаний, заданий.

Результативность.

Благодаря соблюдению санитарно-гигиенических условий, режима воспитательных и оздоровительных мероприятий, дети сняли физическое и психологическое напряжение организма, укрепили свое здоровье и овладели умениями и навыками заботы о своем здоровье. Целенаправленная нравственно-эстетическая работа расширила знания детей о красоте окружающего мира. Дети смогли оценить окружающую природу, людей как объект познания и эстетического наслаждения, видеть прекрасное в обычном и учить этому других. Занятия в различных кружках, участие в конкурсах, праздниках, соревнованиях, выставках способствовали развитию индивидуальных и творческих способностей детей. У ребят сформировались навыки работы в группе, они учились самостоятельно решать проблемные ситуации, видеть свою роль в коллективе.

Это подтверждает анализ входных и выходных диагностических методик «Определение нравственных понятий» и «Решение жизненных ситуаций», проводимых в форме анкетирования детей.

Список использованной литературы

  1. Афанасьев С.П. Коморин С.В. - Что делать с детьми в загородном лагере. - М.: 2009.
  2. Кувватов С.А. Активный отдых детей на свежем воздухе. – М.: Ростов на Дону: Феникс, 2005.
  3. Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь.– М.: ВАКО, 2008.
  4. Савченко Е.В., Жиренко О.Е., Лобачева С.И., Гончарова Е.И. - Летний лагерь на базе школы. - М.: ВАКО, 2007.
  5. Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2009.
  6. Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей. - М.: гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1999.
  7. Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, Учитель, 2007.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

Яндекс.Метрика