РАЗРАБОТКИ

Другие модули


ВКЛЮЧЕННОСТЬ КАЖДОГО УЧЕНИКА В УЧЕБНЫЙ процесс как исходная проблема образования

Федотова Людмила Ивановна. Учитель истории МКОУ Белоярская СОШ. Ачинский район Красноярского края.
ВКЛЮЧЕННОСТЬ КАЖДОГО УЧЕНИКА В УЧЕБНЫЙ
ПРОЦЕСС КАК ИСХОДНАЯ ПРОБЛЕМА
ОБРАЗОВАНИЯ
На мой взгляд, исходной проблемой сегодняшней практики образования является то, что не всем пока удается осознать, оформить и решить проблему обеспечения плодотворного, эффективного включения каждого члена учебной группы в учебный процесс.
Исходность этой проблемы означает, что ею определяются и являются ее прямым следствием другие трудности и проблемы общего образования. Решение проблемы включенности позволит решить многие другие: дисциплина на уроке, низкая мотивация учащихся.
Очень актуальная проблема сегодня – содержание образования. Освоение каждым учеником содержания образования – это наша цель, но пока мы не поймем, как организовать учебный процесс, чтобы каждый освоил содержание, нет смысла это содержание перекраивать.
Почему в формулировке исходной проблемы особо подчеркивается фраза – «каждый член группы» ?
Общее образование предназначено для обеспечения некоторым образовательно-воспитательным качеством каждого члена общества. Следовательно, результат образовательного процесса должен измеряться не общим состоянием учебной группы, а достижениями каждого члена группы.
Что подразумевается под включенностью в учебный процесс?
Если я, учитель, ставлю какие-то образовательные, воспитательные цели перед детьми, значит, каждый ребенок должен эти цели присвоить; если я рассказываю и объясняю, значит, каждый должен меня слушать и понимать сказанное; если я задаю вопрос, то этот вопрос должен встать перед каждым учеником и т. д.
Но как понять, что каждый включен? Если ребенок 30-40 минут внимательно слушает, он еще не включен. Мы не знаем, что происходит в его мышлении, но мы можем проверить это, если он начнет говорить или действовать по поводу изучаемой темы.
О полной включенности ученика в учебный процесс мы можем говорить только тогда, когда ребенок:
- по поводу изучаемой темы думает, рассуждает и старается понимать.
- обязательно оказывается в ситуациях, когда он восстанавливает, обсуждает содержание изучаемого, оформляет его в текст.
- выполняет определенные действия по поводу изучаемой темы.
Вопрос включенности в учебно-воспитательный процесс каждого члена группы не сводится к вопросу мастерства учителя или волевых качеств и добрых намерений ученика – он обусловливается характером самого процесса. Традиционный учебный процесс строится на основе групповых учебных занятий, главным признаком которых – общий фронт (ситуация, когда все дети в учебной группе одними и теми же средствами, одними и теми же способами, в течение одного времени выполняют одни и те же задания).
Но реальная ситуация такова: мы имеем дело с учениками:
- которые очень быстро схватывают, и им приходится сидеть и ждать остальных;
- которым, каждый раз не дают что-то доделать. Эти неосвоенные кусочки накапливаются, и эти ученики не могут продвинуться дальше.
Как в такой ситуации можно каждого включить?
Одна часть детей не может включиться, потому что не понимает, о чем идет разговор на уроке, другая – потому что ей неинтересно происходящее, им давно это известно и понятно.
Пока будет сохраняться ситуация общего фронта, решить проблему включенности каждого не удастся.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСПЕШНОСТИ УЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Успешное действие предполагает: умение правильно ориентироваться, оценивать обстановку, определять цель, планировать действия, умение действовать согласно плану, рефлексивно ухватывать и отслеживать целостность этой деятельности.
Факторы успешности учения
1. Насколько цель, выбранная ребенком, совпадает с учебной задачей, обозначенной учителем. Цель, взятая ребенком, определит его действия и результат. Ученик может оказаться неуспешным в учении, даже если он успешен в реализации выбранных им целей.
2. Насколько учебное действие соответствует предполагаемому результату. Часто ребенок, либо не имеет внутренних средств для осуществления действия, либо выбирает не то действие.
3.Представление и оформление результата в соответствии с требованиями программы и учителя.
4. Насколько «общественно» значим результат, полученный ребенком.

Исходной для обеспечения успешности учения ребенка является задача его включенности в учебный процесс. Часто для понимания недостаточно навыков первичного восприятия информации, нужна продуктивная работа мышления. Для этого необходимо включить ребенка в коммуникацию, создать понимающую среду.
Что позволяет создавать понимающую среду на уроке?
1.Целеполагание. Урок – это не субъект, у него не может быть цели. Цель должна быть детской. Они должны ее себе поставить. Где выход? Схематизация по поводу деятельности и ее обсуждение способствуют целеполаганию. Для детей важна не тема, а способы деятельности (на которые ляжет любая тема). Имея перед глазами схему изучения материала, ученики осознают смысл каждого хода, его назначение.
2.Коммуникация как действие по поводу понимания. Для обеспечения включенности необходимо сочетание следующих орг.форм обучения: групповой, коллективной, парной и индивидуальной. Такая организация работы позволяет запустить мышление, речь и действия у каждого ученика по поводу определенной учебной задачи.
Т.о. темп и программа должны быть индивидуальными, а форма организации освоения – взаимодействие.
3. Техники, способствующие пониманию:
- структурирование материала
-перефразирование
-обратная связь, возможность отнестись к …
-многократное повторение ключевых слов, выводов и т.д.
-«жизненные» примеры, аппеляция к личному опыту учащихся
-пауза, дающая отнестись к…, задать вопрос
-позиционное разделение при организации коммуникации.
Таким образом, решение проблемы включенности связано с отказом от общего фронта. За счет освоения каждым учеником программы в соответствии с его способами и средствами в индивидуальном темпе, за счёт организационного диалога.

План-конспект урока истории в 7 классе «Новые явления в экономике» разработан на основе технологии оргдиалога.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены