РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Сценарий экскурсии "Караимские кенассы"

Цель: обзорное знакомство с архитектурными памятниками на маршруте «Малый Иерусалим»; изучение истории, культуры и религии караимов.

Задачи:

Образовательные: обогащение знаний учащихся; установление связи теории с практикой, с жизненными явлениями и процессами; развитие творческих способностей учащихся, их самостоятельности, организованности.

Воспитательные: воспитывать уважение к историческому прошлому своего края и к окружающим людям.

Развивающие: формируется мировоззрение учеников, расширение объема жизненных наблюдений и кругозора учащихся, формирование умения применять знания в новой ситуации.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • сформировать представление об архитектуре Старого города, жизни и быте;
  • формирование представлений об индивидуальности и неповторимости культуры караимов;
  • охарактеризовать основные особенности религии караимов;

Метапредметные:

  • Совершенствование навыков экскурсионной работы;
  • Развитие умения заполнять таблицы, самостоятельно делать выводы, анализировать факты;
  • Развитие умения работать в парах, сотрудничества в поиске, сборе и структурировании информации;
  • Приобретение умения организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа действия.

Личностные:

  • Развивать способность аргументировано оценивать деятельность людей;
  • Вырабатывать свои мировоззренческие позиции;
  • Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него;
  • Формирование уважения и гордости за национальную культуру.

Замысел создания комплекса возник в конце XVIII века. Разрешение на сторительство было получено в 1803 году. В 1805 году окончено строительство Большой кенаса. В 1815 году на месте старого храма построена Малая кенаса. В 1900 г. сооружен портал главного входа. В 1921 г. оба храма были закрыты. В 1942 г. была открыта Малая кенаса, тогда же построена благотворительная столовая. Последнее закрытие храма состоялось в 1959 г.

Двор кенасы выходит на Караимскую улицу большими ажурными железными воротами в стиле ренессанс. Двор весть вымощен белыми квадратными плитами и делится на 3 малых двора.

Первый двор называется виноградным. Он сплошь покрыт высоким виноградным трильяжем. При входе для омовения рук построен мраморный фонтан. По обе стороны двора вделаны в стены большие толстые из белого мрамора плиты с письменами на древне-еврейском языке. Такие плиты имеются и в 3 дворе. Они служат мемориальными или памятными досками. На них отмечены важнейшие события из жизни крымских караимов.

Второй двор весь выстлан белым мрамором. Его поэтому называют мраморным двориком, а также двориком-колонадой. Он начинается четырьмя колонами, продолжение которых в перспективе сливается с мраморной колонадой портика Соборной кенасы. Посреди двора между зданиями кенас – высокий массивный памятник, из белого мрамора в стиле позднего ампир. Он сооружен в честь российского императора Александра 1, посетившего кенасы в 1825 году. По обе стороны двора на стенах кенас промеж окон помещены по 5 мраморных досок с вырезанными на каждой молитвенном стихом. Эти стихи произносились верующими при прохождении ими дворов.

Третий двор – двор ожидания . Он обнесен с трех сторон высокой стеной с арками и колоннами. В нем, как и в первом дворике в междуколонных нишах помещены памятные доски. Здесь в хорошую погоду община ожидала начала молитвы. Во время ненастья собрания проходили в крытом помещении ныне застекленного портика Соборной кенасы, называемого «азара». Азара служила и местом, где советом выборных общин разбирались возникавшие между прихожанами недоразумения и споры. Среди памятных досок дворика ожидания обращают две доски с горельефами двуглавых орлов. Одна из них, с инициалами Е II, П I , АI поставлена в 1842 г. в ознаменование присоединения к России Крыма в 1783 г. Она свидетельствует о лицах, возглавлявших караимов во время присоединения Крыма и правления трех царей, имена отличены.

Вторая доска с инициалами А I, Н I, А II , поставлена в память умершего в 1855 г. первого в России официального гахана (патриарха) караимского Симы Солломоновича Бобовича, известного больше под именем Хаджи-ага.

За оградою в палисаднике – небольшая шестиугольная, с усеченной конусообразной крышей. Своей формой она напоминает летнюю юрту тюркских кочевников в Крыму. К празднику бока беседки украшают коврами, верх густо покрывается зеленью и к потолку подвешивается всевозможные фрукты. Ежедневно в течении семии праздничных дней , после молитвы в кенасе в нее заходят прихожане. Здесь при кратком песнопении происходит освещение плодов, которые затем раздаются присутствующим детям.

Из дворика ожидания вход в выстланный мрамором портик – азара Соборной кенасы. Этот портик прилегает к кенасе с северной и частью восточной стороны и имеет 13 белых мраморных колон , внизу и вверху опоясанных бронзовыми кольцами и связанных рядом полукруглых арок. Некогда открытый он ныне застеклен между колоннами , для предохранения от сырости старинных раскрашенных деревянных потолков резной художественной работы. Эти потолки относятся ко временам ханов и были перенесены сюда по словам старейших прихожан из прежней старой кенасы. По стенам внутри кругом устроены каменные сиденья, сверху обшитые досками, а под досками – каменные для обуви, которую прежде, при входе в храм снимали. Внутри кенасы представляет длинный прямоугольник, разделенный по образцу Иерусалимского храма на 3 части. Главная ее часть называется «Ихал» (алтарь), который у караимов имеет направление на юг. Вторая и самая большая часть кенасы именуется «шулхан» (трапеза). Она занимает центральную часть храма и предназначена вместе с третьей его частью исключительно для мужчин. Третья часть – «мошав зекэшем» (седалище старцев). Эта часть предназначена для престарелых, которые по дряхлости не были в состоянии стоять, а также для удрученных трауром.К сожалению кенасы неоднократно подвергались частичным переделкам.Во время обороны Севастополю в 1855 г.

Евпаторийская караимская Соборная кенаса была захвачена высадившимся в Евпатории десант турками и обращена ими в арсенал. Тогда же, по всей вероятности, во время обстрела Евпатории 5 февраля 1855 г. одно из ядер русских орудий попало в верхнюю част западной стены кенасы и войдя наполовину там застряло. В последствии оно было извлечено, вставлено в мраморную дощечку с надписью и вновь укреплено на том же месте.В разные годы в зданиях комплекса располагались различные советские учреждения: антирелигиозный музей, курсы медсестер, спортивные секции, детский сад, БТИ, краеведческий музей. Здание Малой кенаса восстановлено силами караимов в 1999 г. Освящение состоялось 4.09.99 г.Комплекс кенас – памятник архитектуры XVIII в. государственного значения.

Во что верят караимы?
Караимизм как религиозная доктрина возник в 8 веке, но корни его уходят в далекое прошлое. Караимы верят в единого Бога и чтят книги Ветхого Завета. Цель караимизма – служение Господу и любовь к ближнему, сбережение библейской чистоты Закона, поэтому караимов часто называют «хранителями Завета». Караимы не считают Талмуд, Новый Завет и Коран священными книгами, полагая, что Ветхий Завет не нуждается в дополнениях и толкованиях. Отсюда и богослужение, которое ведется на библейском (древнееврейском) языке. Караимы не доверяют переводам: чтобы правильно понимать тексты Писания, они изучают древнееврейский. Перед молитвой обязательно омовение рук и ног, для чего во дворике кенаса устроены фонтанчики. В кенаса входят без обуви. Помещения для мужчин и женщин разделены, для женщин существует даже отдельный вход в кенаса, откуда лестница ведет на балкон, забранный деревянной решеткой. Службу в храме ведет газзан (священник) или охувчу (мужчина, которому община доверила проведение обряда). Они читают молитвы поочередно с прихожанами. Это обязывает прихожан сосредоточить свое внимание на богослужении – не отвлекаться на посторонние мысли и постоянно помнить, какая молитва читается. Молитвы у караимов состоят в основном из псалмов. По субботам и в праздники читаются духовные песнопения (земер), сочиненные караимскими поэтами в разные времена. Неучастие в богослужении считается одной из тяжелых религиозных провинностей — оскорблением храма. Главных праздников у караимов три, и все они связаны с земледельческим циклом на широте Святой Земли: Песах (Пасха) приурочен к первой ячменной жатве, Шавуот (Пятидесятница) – к первой жатве пшеницы, Суккот – к осеннему сбору урожая и завершению земледельческого года. Крымские караимы всегда находились в этнорелигиозной изоляции, что отражается в тюркском восприятии библейских заповедей.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены