РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Методические рекомендации по подготовке и защите исследовательской работы по истории

Составитель:
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ города Новосибирска №155
Кривомазова О.С.

Одна из задач современного школьного исторического образования - инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

Для начала разберёмся, что такое исследовательская работа? Довольно часто её путают с рефератом (от лат. refero – доношу, сообщаю, излагаю) – письменная научная работа на определенную тему, на основе осмысления материала, собранного из разных литературных источников.

Исследовательская работа предполагает исследование темы на основе источников.

Назначение научно-исследовательской работы – проведение полноценного научного исследования, предполагает объяснение причин хода событий.

Этапы работы над исследовательской работой

1 этап: Подготовительный (изучение литературы, сбор данных, подбор методов исследования).

Важно правильно сформулировать тему исследования.

Критерии выбора темы:

  • исходя из собственного интереса;
  • исходя из уровня разработанности данного направления в науке;
  • исходя из значимости темы для решения проблем, стоящих перед современным обществом.

Главный критерий – наличие проблемы: вопросов, на которые у науки нет достаточно знаний.

2 этап: Экспериментальный (проведение исследования, практических работ, наблюдений, сбор информации, её описание).

3 этап: Камеральный (обработка полученного материала, составление таблиц, картосхем, диаграмм, графиков).

4 этап: Аналитический (выявление причинно-следственных связей, закономерностей).

5 этап: Отчётный (составление отчёта-проекта по разделам; подготовка доклада).

6 этап: Информационный (ознакомление различных коллективов с полученными выводами, результатами).

7 этап: Практический (выступление с докладом на научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах).

Этапы подготовки к выступлению:

  1. Разработка структуры и логики доклада.
  2. Написание текста доклада (устного выступления).
  3. Разработка раздаточного материала.
  4. Репетиция выступления перед аудиторией.
  5. Продумывание вопросов.
  6. Корректировка текста доклада.
  7. Создание мультимедийной презентации.
  8. Публичные выступление («обкатка» выступления).

Методические рекомендации по оформлению письменной работы

Содержание глав и параграфов исследования

Основная часть работы по объёму должна составлять примерно 70% всего текста. Здесь подробно излагаются ход Вашего исследования, обосновываются и формулируются его промежуточные результаты. Принципиальными требованиями к основной части являются доказательность, последовательность, отсутствие в неё лишнего, необязательного и загромождающего текст материала. Не стоит загружать текст большими цитатами и отступлениями, каждую цитату необходимо использовать для обоснования и подтверждения сформулированной автором посылки (утверждения). Если цитируется документ, его также следует проанализировать, а не ограничиваться простым пересказом содержания.
Важен оптимальный отбор только той информации, которая позволяет решить поставленные задачи. Простое перечисление фактов без должной их оценки называется фактографизмом и является показателем неумения исследователя отобрать и проанализировать материал.

При написании работы автор обязан давать ссылки на авторов и источник, из которого он заимствует материалы или отдельные выводы.

Часто при написании основной части возникает вопрос «С чего начать?». Не следует начинать главу с конкретных дат, имён, фактов. Например: «22 июня 1941 г. Германия напала на Советский Союз», «Пётр I прибыл в столицу только в июне 1703 г.»

Обычно в начале главы, а иногда и параграфа, автор указывает значимость явления, которое будет рассматриваться ниже, для освещения всей темы исследования. При необходимости можно на примере историографии конкретного вопроса, показать значимость и уровень изученности проблемы или периода, о которой пойдёт речь в главе: кто и каким образом его рассматривал, насколько глубоко он изучен и какие аспекты остались без внимания. Такое построение поможет ввести читателя в суть вопроса и покажет умение автора видеть различные стороны проблемы.

В конце каждой главе, а при необходимости и параграфа, следует приводить краткие выводы, что позволяет чётко сформулировать итоги каждого этапа исследования и даёт возможность освободить основные результаты по работе от второстепенных подробностей. Выводы не должны быть чрезмерно объёмными – один-три абзаца, отделённые от повествовательного текста главы при помощи специальных выражений: «Выводы по главе», «Итак подведём итог», «Всё выше изложенное позволяет сделать выводы».

Стиль изложения

Поскольку Ваша письменная работа будет восприниматься другими людьми, принципиальное значение имеет то, как подан и как выражен в языке представляемый материал. Удачное изложение и грамотный литературный язык, сами по себе, являются достоинством и способны замаскировать недостатки работы и подчеркнуть её удачные моменты. Невыигрышная подача текста, неряшливый или стилистически неграмотный язык, а тем более наличие в тексте грамматических ошибок могут испортить впечатление от самой талантливой и оригинальной работы.

Стиль письменной работы – это стиль безличного монолога, лишённого эмоциональной окраски. Не принято использовать местоимения первого лица единственного числа «Я», точка зрения автора обычно отражает местоимение «Мы». Например, «Нами установлено», «Мы приходим к выводу», «По нашему мнению» и т.д. Такая подача текста выглядит скромнее, позволяя автору не выдвигать себя на первый план, поскольку внимание должно быть сосредоточено на содержании сообщения, а не на субъекте исследования.

В тексте инициалы всегда ставятся перед фамилией! Необходимо быть предельно корректным при оценке суждений и выводов ваших оппонентов или предшественников.
Глаголы – используется несовершенная форма: «Рассматриваемая проблема», а не «Рассмотренная проблема». Например, «В данной статье рассматриваются вопросы…».
Для исторических исследований используется прошедшее время. Например: неправильно – «Пётр I подписывает указ». Правильно – «Подписал указ».

Наречия – не принято начинать абзац со слов «Хотя», «Надеясь», «Предвидя» и т.п.

Неопределённые местоимения – не используются («Кое-кто», «Что-то» и т.п.)

Прилагательные – не употребляется превосходная степень с суффиксами «айш» и «ейш» (знаменитейший, крупнейшая), и сравнительная степень с приставкой «по» («повыше, поближе»).

Вводные слова, указывающие на степень достоверности сообщения, необходимо использовать предельно корректно, с учётом степени достоверности (надо понимать их подлинный смысл, т.к. в научном тексте они играют существенную роль). Разместим их в соответствии с этим критерием: «Конечно», «Однозначно», «Разумеется», «Очевидно». «Видимо», «Возможно», «Вероятно» и т.п. Слово «наверняка» не используется.

Использование категоричных утверждений обычно свидетельствует о непонимании автором сложности рассматриваемых явлений.

Специальные вводные слова, указывающие на источник информации, используются обязательно: «По сообщению», «По словам», «Как пишет», «По мнению», «По данным», «По свидетельству», «Мы считаем» и т.п.

В научном тексте используются специальные функционально-синтаксические средства выделения. Это своеобразные «дорожные знаки» текста:

Средства связи: вначале, прежде всего, затем, во-первых, значит, итак и др.

Показатель противоречивых отношений: однако, между тем, в то время как, теме не менее, в отличие от.

Причинно-следственных отношений: следовательно, поэтому, отсюда следует, что, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же.

Перехода от одной мысли к другой: прежде чем перейти к …, рассмотрев…, перейдём к …, остановимся на…, рассмотрим, необходимо рассмотреть…

Итогов, выводов: итак; таким образом; значит; в заключение отметим; всё сказанное позволяет сделать вывод; подведём итог; следует сказать; как видим; материалы показывают; как показал анализ; на основании полученных данных; резюмируя сказанное..

Оформление письменной работы

Работа выполняется на одной стороне листа белой бумаги формата А4 с числом строк на странице не более 30 (т.е. через два интервала). Преимущественно используется шрифт Times New Roman или Courier New кеглем 14.

Текст работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей:
• левое – 30 мм
• правое – 10 мм
• верхнее – 25 мм
• нижнее – 20 мм

Все страницы нумеруются арабскими цифрами, начиная с титульного листа (на титульном листе номер страницы не ставится). Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в середине верхнего поля страницы или в нижнем правом углу.

Подстрочные примечания печатаются на той странице, к которой они относятся (тем же шрифтом, что и основной, но меньшим кеглем – 10-м, и через один интервал).
Каждый новый раздел работы (введение, главы, заключение, список литературы, приложение и т.п.) начинается с новой страницы. Но заголовок параграфа не должен быть последней строкой на странице. Фразы новых абзацев печатают с красной строки с отступом 3 см (5 знаков).

После знака препинания всегда ставится пробел, перед знаком – не ставится. Тире (кроме использования его при разделении хронологических периодов), знаки «плюс» и косая черта с обеих сторон отделяются пробелами, дефис – не отделяется.

Правильно Неправильно
Не только, но и… не только , но и …
Социально-экономический социально – экономический
Государство – это… государство-это…
7 аршин (5 м) 7 аршин ( 5 м )

Членение работы на главы и параграфы должно служить логике раскрытия темы.

Традиционной считается следующая структура работы:
• Титульный лист
• Оглавление
• Введение
• Главы основной части
• Заключение
• Список использованных источников и библиографический список литературы
• Примечания (если используются затекстовые ссылки)
• Приложения
• Перечень использованных сокращений (если нужен).

Использование сокращений
Сокращения типа и др., и пр., и т.п. не рекомендуется вставлять в середине фразы, в этом случае сокращения необходимо развёртывать в виде полных слов:
Рекомендуется Не рекомендуется
Н.И. Петров, В.Г. Николаев и другие учёные… Н.И. Петров, В.Г. Николаев и др. учёные…
В тексте не допускаются сокращения слов «так называемый» (т.н.), «так как» (т.к.), «например» (напр.).
Наиболее распространёнными являются сокращения:
Правильно Неправильно
Годы гг. г.г.
Века вв. в.в.
Новый стиль н. ст. нов. ст.
Старый стиль ст. ст. стар. ст.
Нашей эры н. э. наш. эр.

Ставится точка, когда слово с отсечённой конечной частью при чтении вслух произносится в полной, а не сокращённой форме, например: г. при чтении произносится «год», а не «гэ».
Не ставится точка, если сокращённое словосочетание при чтении вслух произносится в сокращённой форме, например: КПСС, а не к.п.с.с. Никогда не ставится точка в конце обозначения единиц физических величин: миллиметры – мм, сантиметры – см, килограммы – кг, литр – л; а также в сокращениях, образованных путём удаления гласных: миллион – млн, миллиард – млрд.
Запись количественных числительных:
Пишутся словами Пишутся цифрами
Однозначные количественные числительные (до 10), если при них нет единиц измерения, пишутся словами: пять станков (а не: 5 станков). Многочисленные числительные (кроме начала абзаца) – 5588 руб.
Века всегда пишутся римскими цифрами: XYII в., начало YI в.
Годы – всегда арабскими полностью: 1960-1970 гг. (а не: 1960-70-е гг.)
Порядковые числительные: четвёртый, двадцать восьмой. Порядковые числительные в составе сложных слов: 20-тонный, 30-процентный.
Для обозначения крупных круглых чисел:
20 млрд 12 млн 52 тыс. руб.
Числа с сокращёнными единицами измерения: 1 л, 25 кг.

№ правила Правильно Неправильно
1 1 и 2-го классов 1-го и 20го классов
2 XX век XX-й век
3 В гл. 11, на рис. 9, в табл.6
3-й раунд, 1-го ранга В гл. 11-й, на рис. 9-м.
3 раунд, 1 ранг.

4 2-я, 15-й, 193-х, 5-м, 53-м
10-го, 5-му, 30-ми 2-ая, 15-ый, 193-ёх, 5-ом, 53-ьем.
10-ого, 5-ому, 30-ыми
5 1950-1960-е годы,
В 20-30-х гг. XX в.
В 20-м, конце 30-х гг.
9 мая 1945 года 1950-е-1960-е годы,
В 20-х-30-х гг.
В 20 – конце 30-х гг.
9-го мая 1945 года.

ОГЛАВЛЕНИЕ (СОДЕРЖАНИЕ)
Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте – сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчинённости нельзя. Следует помнить, что оглавление это не план, оно составляется по окончании оформления работы.
Все заголовки начинают с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Пример:
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………… 3
ГЛАВА 1.Сибирская купеческая семья второй половины XIX - начала ХХ в .……………………… 10
1.1. Источники по истории сибирской купеческой семьи ……………..….. 10
1.2. Социально-правовое положение купечества ………………………..…. 32
ГЛАВА 2. Историко-демографическое развитие купеческой семьи во второй половине XIX-начале ХХ века …………………….… 45
2.1. Людность купеческой семьи ……………………… 45
2.2. Структура сибирской купеческой семьи ………………………. 58
2.3. Брачно-возрастные особенности сибирской купеческой семьи …...…. 65
ГЛАВА 3. Быт купеческой семьи ……………….………. 74
3.1. Занятия, жилище, пища, одежда …………….…….………. 74
3.2. Внутрисемейные отношения, досуг, развлечения ……………….. 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………… 99
ПРИМЕЧАНИЯ …………………………………………… 101
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ….. 103
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………… 108

Каждая рубрика основной части письменной работы должна иметь название, которое даётся без кавычек. Точка в конце заголовка не ставится, кроме сокращений «гг.», «вв.». Заголовок отделяется от основного текста пробелом в 2-3 строки (3-4 интервала). Такое же расстояние выдерживается между заголовками главы и параграфов. Не допускается подчёркивание заголовков и применение переносов.

Приложения
По содержанию приложения очень разнообразны: копии подлинных документов, выдержки из отчётных материалов, отдельные положения из инструкций и правил, переписка и т.п. По форме приложения могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты.
Приложения помещаются в конце работы (после списка литературы). Каждое приложение должно начинаться с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака № и точек). Например, «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна продолжать общую нумерацию страниц основного текста.
Связь основного текста с приложениями осуществляется посредством ссылок, которые даются в круглых скобках и употребляются со словом «Смотри», например: (См. приложение 1).
Иллюстрации и таблицы, помещаемые в приложении, нумеруются в пределах каждого приложения, например: «Рис. 1.2» (второй рисунок первого приложения); «Табл. 2.1» ( первая таблица второго приложения).

Требования к цитированию
1. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания. Научные термины, предложенные другими авторами, не заключаются в кавычки, исключая случаи явной полемики (в таких случаях используют выражение «так называемый»).
2. Сокращение цитаты не должно приводить к искажению мысли автора. Пропуск текста обозначается многоточием.
3. Каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого должно приводиться в соответствии с правилами.
4. При непрямом цитировании (пересказ, изложение мыслей) следует быть предельно точным. В любом случае даётся ссылка на источник цитирования.
5. Цитирование не должно быть избыточным (целыми страницами) или недостаточным (одно-два слова).
6. Если необходимо выразить отношение автора к отдельным словам или цитируемым мыслям, то в скобках ставится соответствующий знак: (!) или (?).
7. Точка ставится после кавычек, закрывающих цитату. Если в конце цитаты стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак, то точка после кавычек не ставится. Например: Л.К. Ильинский задавал вопрос: «Что такое современная печать?» Однако ответить на него писатель так и не смог.

С какой буквы начинать цитату?

С прописной (заглавной) начинают:
* Если цитата полностью воспроизводит предложение.
* Если даётся часть цитаты, но после точки или двоеточия.
Например: С.И. Вавилов отмечал: «Необходимо всеми мерами избегать человеческих жертв».
Со строчной буквы:
* Если часть цитаты вводится в авторское предложение.
Например: С.И. Вавилов требовал «…всеми мерами избегать человеческих жертв».
Библиографический список литературы должен содержать только перечень источников информации, на которые в письменной работе приводятся ссылки. Включать в список источники, которые реально не использованы при написании исследования, запрещается.
Каждый источник включается в список только один раз в алфавитном порядке.
Описание однотомных изданий строится по следующему образцу:
Фамилия И.О. автора заглавие книги: Сведения, относящиеся к заглавию / Сведения об ответственности за издание. – Сведения о переиздании книги. –Место издания: Издательство, Год издания. –Объём (страница)
Например: Кузин Ф.А. Магистерская диссертация: Методика написания / Ф.А. Кузин. – 3-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1998. – 87 с.
Книга одного-трёх авторов:
Ефремова Н.Н. «Великий» Октябрь: Россия на переломе, 1917-1922 гг. / В.И. Фёдоров, Л.И. Симонович, П.А. Герасимов. –М.: Наука, 1989. -123 с.
Учебник и учебное пособие без автора:
Хрестоматия по истории СССР, 1917-1945: Учеб. Пособие для пед. ин-тов по спец. «История» / Под. Ред. Э.М. Щагина. –М.: Просвещение, 1991. -123 с.
Статья из журнала:
Деникин А.И. Очерки русской смуты /А. Деникин // Вопросы истории. – 1991.- №4. – С. 114
Статья из энциклопедии:
Бирюков Б.В. Моделирование / Б.В. Бирюков, О.А. Гостев // БСЭ. – 3-е изд. – М., 1974. –Т.16. –С. 876

Использованные источники:

  1. Методические рекомендации по подготовке и защите дипломных работ / М. А. Дёмин, А. В. Контев - Бийск, 2003
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены