РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Взаимодействие учителя и родителей – необходимость в формировании личности младшего школьника

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Покровская средняя общеобразовательная школа №2»
Хангаласского района Республики Саха (Якутия)

Взаимодействие учителя и родителей – необходимость в формировании личности младшего школьника

Прокопьева Людмила Михайловна
Учитель начальных классов
МБОУ «Покровская средняя школа №2»
Хангаласского района РС(Я)

г. Покровск

Обострившиеся социальные проблемы общества неотвратимо оказывают негативное влияние на семейное воспитание. Родители, занятые решением наболевших вопросов обустройства быта, материального благополучия, а порой и просто выживанием семьи, все меньше уделяют внимание проблемам воспитания детей.
Чаще всего воспитание детей родители перекладывают на детский сад, школу, телевизор, компьютер.
Как помочь родителям понять, что именно они закладывают основы счастья или несчастья в будущем своего ребенка, как помочь родителям в воспитании их детей?
Белинский В.Г. писал: «На родителях, на одних родителях лежит священная обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений – сделать их учеными, гражданами государства на всех его ступенях. Кто не сделался, прежде всего человеком, тот плохой гражданин. Так давайте же вместе будем делать наших детей человеками. Хорошие дети – хорошая старость, плохие дети – плохая старость. Так думайте о будущем, а будущее - это наши дети».
Школа во все времена стремилась к взаимодействию с семьей. Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Семья и школа – это два социальных института, от согласования действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Однако семья, именно она, по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания детей.
Поэтому работа с семьей – одна из главных задач классного руководителя. И конечно эффективность такой работы во многом будет зависеть от педагога и родителей: от их взаимоотношений в постановке целей и задач воспитания, установления доверительных отношений друг с другом.
В связи с этими задачами, своей статьей я хочу оказать методическую помощь молодым учителям в их работе по взаимодействию учителя и родителей.
Я считаю, что молодой педагог обязан знать методы и формы воспитания детей в семье, а так же научиться правильно организовать работу с семьей, привлечь внимание родителей к проблемам школы и класса.
Семья – это малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. Это колыбель духовного развития человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребенка, превышает другие воспитательные воздействия.
Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семейное воспитание – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемого результата. Семья должна вооружить ребенка человеческими ценностями, умениями устоять перед трудностями, сделать его неуязвимыми против любого дурного влияния.
Мы учителя, должны хорошо знать как формируется ребенок в семье, а следовательно, мы должны хорошо знать семью, знать причины неудовлетворительного воспитания детей. Учитель должен выявить веские причины неудовлетворительного воспитания детей в семье, чтобы оказать помощь детям. Причины неудовлетворительного воспитания могут быть следующие:
1. Невысокий экономический уровень, когда основное время тратится на добывание средств к существованию.
2. Низкая педагогическая культура.
3. Двойная нагрузка на мать (семья и работа).
4. Высокий процент разводов, который является следствием социально-бытовых и моральных причин. Развод – это всегда проблема воспитания детей (неполные семьи)
5. Неблагополучные семьи – пьющие родители.
К сожалению, эффективность работы с родителями чаще всего страдает от того, что мы, учителя, не знаем эти причины, не знаем проблемы конкретной семьи, ее психологическое состояние, особенности родительского отношения к детям. Между тем существует много способов, форм и методов воспитания детей в семье на которые мне хотелось бы обратить внимание.
Прежде чем перейти к определению форм и методов семейного воспитания, остановлюсь на типологии семей.
Несмотря на многообразие особенностей воспитания можно выделить типичные отношения между взрослыми и детьми в семьях. Отношения определятся по степени напряженности и последствиям негативного влияния на воспитание детей.
1. Семьи, уважающие детей. Детей в таких семьях любят, уважают их мнение, переживания, стараются им тактично помочь. Родители развивают способности детей. Это наиболее благополучные для воспитания семьи. Отношения родителей характеризуется общей нравственной атмосферой семьи: порядочностью, откровенностью, взаимным доверием.
2. Отзывчивые семьи. Отношения между родителями и детьми нормальные, но существует определенная дистанция, которую ни дети, ни родители стараются не нарушать. Дети знают свое место в семье, повинуются родителям. Родители сами решают, что нужно детям. Внешне отношения благополучны, но некоторые глубинные сокровенные связи могут нарушиться.
3. Материально-ориентированные семьи, где главное внимание уделяется материальному благополучию. Детей в таких семьях с раннего детства приучают смотреть на жизнь прагматически, во всем видеть свою выгоду. Духовный мир родителей и детей в таких семьях обеднен. В надежде предостеречь детей от опасностей, осчастливить их будущее, родители фактически обрекают своего ребенка на неправомерные ограничения. Но все же, естественная привязанность, любовь остаются, и дети испытывающие желание делиться успехами с ограничениями знают, что родители остаются в душе их искренними доброжелателями.
4. Враждебные семьи. Детям в таких семьях плохо, здесь преобладает неуважение к детям, слежка, телесные наказания, они в дальнейшем растут недружелюбными, скрытными, плохо относятся к родителям, не ладят между собой и со сверстниками, не любят школу, могут уходить из семьи.
5. Антисоциальные семьи. Это скорее не семьи, а временное пристанище для детей, которых здесь и не ждали и не любят. Родители, как правило, ведут аморальный образ жизни: конфликтуют, угрожают друг другу и детям, пьют, воруют. Дерутся. Детей из таких семей обычно берет под свою опеку государство.
Зная типологию семей мы, учителя должны хорошо знать, какие формы и методы воспитания детей в семье чаще всего используются. Выбор и применение методов родительского воспитания опирается на ряд условий:
• Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают, какие отношения с одноклассниками и педагогами, что больше ценят в людях. Чтобы знать насколько хорошо владеют родители этими знаниями, я провожу тест-опросник «Каков ваш ребенок», который помогает мне более глубоко изучить личностные взаимоотношения между взрослыми и детьми. Это позволяет мне дать методическую рекомендацию, совет как организовать родителям свою воспитательную деятельность. Так же провожу анкетирование «Знаете ли вы своего ребенка?». Организую выставку рисунков детей «Моя семья».
• Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером, так же сказывается на выборе методов. Эта группа родителей выбирает обычно наглядные методы. А в выборе правильного метода родителями так же может помочь проведение и анализ анкетирования на тему «Какие вы родители».
• Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то в такой семье обычно превалируют практические методы. Интенсивное общение во время совместного труда, просмотров телепередач, походов, прогулок дают хорошие результаты: дети более откровенны, это помогает родителям лучше понять их.
• Но, на мой взгляд, одним из главных условий является педагогическая культура родителей, которая оказывает решающее влияние на правильный выбор методов, средств, форм воспитания. И именно в этом просвещении неоценима помощь педагога! А, следовательно, именно мы должны подсказать родителям, какие формы или методы способствуют правильному воспитанию их детей, познакомить с существующими формами и методами воспитания детей в семье, используя для педагогического просвещения родительские собрания, лектории, конференции, диспуты, часы общения, круглые столы, консультации, беседы и т.д. На какие же формы и методы воспитания детей следует обратить внимание родителей:
1. Методы родительского обсуждения:
• Методы увлечения радостной перспективой доброго дела, творческого поиска, увлечение красивым и прекрасным, необычным, таинственным и веселым.
• Методы родительского поощрения: одобрение словом, мимикой, жестом, взглядом, рассуждением.
• Методы родительского требования, контроля. Напоминания, осуждения
• Методы доверия ребенку, родительского внушения, обращения к ребенку за помощью.
2. Методы родительского убеждения: В эту группу входят методы убеждения на собственном опыте, короткое разъяснение, беседы – размышление, обсуждение собственного опыта и опыта других с извлечением уроков на будущее, спор, основанный на взаимоуважении и взаимной требовательности.
3. Методы родительского приучения. В эту группу входят оптимальный режим и микроклимат семьи, поручения, семейные традиции.
Следует заметить, что роль личного примера родителей остается главным методом и является комплексным и может быть отнесена к каждой их трех групп методов. Родители должны помнить, что методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей, столько разновидностей методов. Методы очень зависят от установленных родителями воспитательных приоритетов: одни хотят воспитать послушание, и поэтому их методы нацелены на то, чтобы ребенок безотказно выполнял требование взрослым. Другие считают более важным учить самостоятельному мышлению, проявлению инициативы и, естественно, находят для того необходимые методы.
Я думаю, что нет, наверное, таких родителей, которые хотели бы, чтобы их дети выросли грубыми и злыми. Но, к сожалению, все же, так случается. Следовательно, необходимо дать возможность родителям задуматься. Может они сами, попросту не понимают порой, откуда берется доброта, эгоизм, честность, искренность и т.д.? Весь ход воспитательного процесса в семье определяется характером жизни, сложившейся в семье. Родители несут в свою семью мудрость общения, которая перешла к ним из глубоких поколений, из их собственного детства. И зачастую в своих действиях родители почти всегда воспроизводят педагогический опыт, который приобрели, невольно подражая своим матерям, отцам, бабушкам и дедушкам.
Следует еще раз подчеркнуть, чтобы знать какие формы и методы семейного воспитания преобладают в той или иной семье, каждому руководителю необходимо хорошо знать семьи своего класса. Для этого прежде всего необходимо создать в классе нормальную доверительную обстановку между учителями и детьми, учителем и родителями. Эффективность этой работы будет зависеть от взаимопонимания и взаимодействия. Знакомство с родителями своего класса я начинаю задолго до начала учебного года, посещая детский сад, беседую с родителями, проводя родительские собрания.. На первом родительском собрании стараюсь сразу же заинтересовать родителей школьной жизнью, проводя для них открытые уроки, на которых они могут увидеть, как вовлечен ребенок в учебный процесс, комфортно ли ему в классном коллективе, как активен он на уроке. Такие уроки способствуют еще и тому, что родители налаживают контакт между собой и учителем. Так же считаю, что необходимо проводить уроки для родителей, с целью грамотной помощи детям в подготовке домашнего задания.
Говоря о способах налаживания контакта с родителями, я использую и такую традиционную форму, как посещение детей на дому. Но, следуя этическим правилам, я заранее предупреждаю родителей о цели своего посещения. Эти посещения помогают лучше изучить семью, понять их стиль жизни, ознакомиться с домашними условиями.
Профессор Н.Е. Шуркова советует нам, классным руководителям строить свои взаимоотношения с родителями на основе таких основополагающих принципов, как: обращение к родительской любви; умение разглядеть в каждом ученике положительные черты; уважение личности отца и матери, их родительских забот, трудовой и общественной деятельности.
Следуя этим принципам, я привлекаю своих родителей к проведению бесед перед учащимися на классных часах, часах общения. Так был проведен классный час поэзии, который подготовила и провела мама одной из учениц «Зима в поэзии А.С. Пушкина», другая семья подготовила и провела с детьми сценку к празднику 8 марта. Совместно выпускаем стенгазеты и проводим многие другие внеклассные мероприятия. Это все вызывает у детей чувство гордости за своих родителей, а родителей желание принимать участие в школьной жизни класса.
Традиционно так же проводятся родительские собрания, на которых я провожу беседы на тему «Кризис семейного возраста», «Как помочь ребенку учиться» и т.д. И конечно, огромное значение имеют консультации родителям. Но следует учесть, давая советы, стремясь, если это необходимо, внести коррективы в воспитательное воздействие родителей на ребенка, нужно помнить что прямое нетактичное вмешательство во внутренние дела семьи может вызвать протест, ведь каждый родитель воспитывает своих детей, так, как считает нужным исходя из своих знаний, умений, чувств и убеждений.
Я думаю, вы со мной согласитесь, что опыт семейного воспитания собирается по крупицам. В одной семье на первом плане физическое воспитание, в других семьях больше внимания уделяется эстетическому и трудовому воспитанию и т.д. Чтобы обменяться опытом работы было проведено открытое родительское собрание для учителей предметников и родителей моего класса, семьи обменялись опытом семейного воспитания по следующим темам: «Эстетическое и трудовое воспитание детей в семье», «Воспитывающая роль книги для растущего человека», «Роль бабушек и дедушек в воспитании внуков». На родительском собрании выступали семьи разные по своему социальному статусу (молодая семья, семья с богатым опытом воспитания, неполная семья). Анализ проведения родительского собрания показал, что такие собрания по обмену опытом семейного воспитания необходимы. Они позволяют родителям иначе взглянуть на некоторые методы и формы воспитания своих детей, что-то перенять, что-то откорректировать.
Следует подчеркнуть, что трудовое и эстетическое воспитание безусловно имеет огромное значение. Труд является действенным средством нравственного воспитания. В труде формируются такие качества, как дисциплинированность, ответственность, инициатива, самостоятельность, стремление преодолевать трудности. Трудясь ребенок учится самостоятельно принимать решение, планировать свою деятельность, выделять главное, проектировать, предвидеть свои результаты. Труд формирует культурные навыки и доставляет детям эстетическое удовлетворение. Правильно поступают те родители, которые умело применяют эту форму работы в воспитании своих детей.
Встреча с книгой создает в семье нравственно-эмоциональный климат, формируется общая духовная культура. Хорошо, когда встреча с книгой превращается в праздник. Родителям должно быть известно, что чтение книг способствует формированию культуры речи, развитию речи, умственному развитию детей. Поэтому в своей работе с родителями я большое внимание уделяю этим вопросам. А.С. Макаренко писал: «Ребенок- это живой человек. Это вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная полнокровная и богатая жизнь. По силе эмоций, по тревожности и глубине впечатлений, по частоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче взрослой»
Воспитывая детей, родители должны помнить, что дети их зеркальное отражение. Поэтому родители не должны забывать, что их пример в школьной жизни детей играет огромную роль в развитии у детей уважения к родителям, чувства гордости за них, за свою семью, желание поделится со своими одноклассниками. Дети при этом самоутверждаются. Поэтому, проведение мероприятий где участвуют родители и дети способствуют этому развитию. Задача учителя- стараться поддерживать детей в развитии этих чувств, укреплять веру в них.
Идеальная цель, к которой мы должны стремиться – это воспитание социально зрелой личности, культурного, высоконравственного, творческого, способного адаптироваться в постоянно изменяющихся условиях человека.
В заключении хотелось бы отметить, что семья продолжает оставаться основным институтом социализации детей, несмотря на то, что переход от одних общественно-экономических отношений к совершено противоположным вызывает у многих родителей, неуверенность в своем будущем и будущем своего ребенка. Тем не менее, необходимо, чтобы ребенок рос в атмосфере любви, уважения, бережного отношения к его индивидуальным особенностям, заинтересованности в его делах и занятиях, уверенности в его достижениях, вместе с тем – требовательности и последовательности в воспитательных воздействиях. Поэтому воспитание детей в семье должно быть процессом цельным, а не распадающимся на мелкие педагогические мероприятия.

Прокопьева Людмила Михайловна
Учитель начальных классов
МБОУ «Покровская средняя школа №2»
Хангаласского района РС(Я)
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены