РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Классный час "Искусство жить в семье"

Классный час на тему: «Искусство жить в семье» для обучающихся 10-11 классов 

Разработка:
учителя русского языка и
литературы
МОБУ СОШ № 24
имени С.И.Климакова
г.Якутска
Кузнецовой Инн
ы Олеговны

Ход классного часа:
  • Знакомство с тематикой и целями мероприятия 
  • Погружение в ситуации конфликта 
  • Возможные решения детьми и взрослыми 
  • Рекомендации 
Цели:
  • Формировать уважительное отношение к семье, браку, родителям, детям; 
  • Рассмотреть конфликтные ситуации в семье; 
  • Формировать умения правильно выйти из конфликтной ситуации; 
  • Формировать основные правила поведения в конфликтной ситуации. 

Учитель: Я рада приветствовать всех вас на нашей игре. Рассчитываю на вашу поддержку, помощь и взаимопонимание. Прошу вас быть не пассивными слушателями, а активными участниками, которые могут совершенно искренне высказать свое мнение, свою точку зрения. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным. 

Уважаемые участники игры (классного часа, собрания), сегодня я предлагаю вам погрузиться в психологию семейной жизни. 

Что такое семья? На чем строятся отношения между супругами? Как построить удачный брак? Как воспитать правильно своих детей? 

Этими вопросами задаются люди на протяжении многих веков. Вот что говорят мудрые люди.
  • «Удачный брак – это строение, которое нужно каждый день реконструировать». А.Моруа 
  • «В семейной постройке может появиться трещина, но не потому, что плох человеческий материал, а потому, что мы еще плохо владеем им». 
Афоризм 

«Любовь и родители – основа всех добродетелей». 
Пословица

«Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери».
В.Сухомлинский 

Учитель: Готовых рецептов для построения семейной жизни нет, поэтому и говорят, что каждая семья несчастлива по-своему». Но есть опорные точки, есть опыт, накопленный веками, на который можно опереться в построении отношений в семье. 

Сегодня я предлагаю вам ответить на следующие вопросы:
  1. Легко ли быть супругами? 
  2. Легко ли быть родителями? 
  3. Как правильно строить отношения с родителями? 
  4. Как строить отношения в семье всем ее представителям? 
А для того, чтобы дать ответы на поставленные вопросы, предлагаю погрузиться в конкретные семейные ситуации. 

Перед вами ситуация № 1. 

Молодые супруги встречают свой первый новый год, наряжают елку, ждут гостей. Оба радостные в предвкушении счастливого и веселого праздника. Муж вешает на елку шарик, жена говорит: «Перевесь этот шар вон туда, он здесь не смотрится».
Муж: «Все тебе не так, хватит указывать, пусть висит, где я его повесил».
Жена: «Какой же ты упрямый осел! Ну что тебе стоит перевесить? Повесь этот шарик вон на ту ветку!»
Муж: «Сколько можно командовать! У тебя нет вкуса, а еще учишь!»
Жена: «Почему это у меня нет вкуса?»
Муж: «Я помню в каком ты наряде была на вечеринке у Ивановых, посмотрела бы на себя в зеркало. И, вообще, не нравится, как я украшаю, вешай сама свои шарики…»
Муж уходит, жена в слезах остается одна. 

Обсуждение ситуации, ответы на следующие воспросы:
  • Как вы думаете, можно ли было предотвратить эту ссору? 
  • Как бы вы поступили на месте супругов? 
  • А что скажет взрослое опытное поколение? 
(Обсуждение) 

Учитель: Между молодыми возник конфликт. Это естественно. Они еще только привыкают жить вместе. Конфликты составляют неотъемлемую часть человеческих отношений. Что такое конфликт, обратимся к словарю. (Конфликт – это столкновение противоположных сторон, мнений, сил.) 

Скажите, из-за чего в семьях чаще всего возникают конфликты? А можно ли их все-таки избежать?
(Ответы) 

Учитель: А вот о чем говорит древняя китайская легенда. 

В Древнем Китае жила удивительная семья из 100 человек. Царили в ней лад, любовь и уважение. Слава о семье дошла до самого императора, и он посетил эту семью. Убедившись, что молва ничего не преувеличила, император спросил у старейшины семьи: «Как удается вам жить в мире и согласии, не ссорясь и не обижая, друг друга? В ответ старейшина сказал только одно слово. Терпение.
Секрет сведения конфликта до минимума: Научитесь владеть своими эмоциями. Это поможет вам регулировать отношения с родными.
Идет время, супруги родили детей. Дети подрастают и появляются новые проблемы в семейной жизни. 

Перед вами ситуация № 2. 

В семье царит любовь, уважение. Подрастает дочь, ей скоро16,она хорошо учится, занимается музыкой, у вас доверительные и добрые отношения, и однажды мама услышала телефонный разговор дочери: «… я хочу быть с ним в эту ночь, я решила, я люблю его…» Через несколько дней дочь отпрашивается у родителей на новогодний вечер в кругу друзей. Родители категорически запрещают ей. Подымается большой скандал, мать сообщает о подслушанном разговоре дочери с подругой, отец угрожает молодому человеку, которого и в глаза не видел, дочь уходит из дома. 

Что делать? Как можно было поступить каждому из них до и после? Были ли ошибки в воспитании дочери? 

(Обсуждение) 

Учитель: Я думаю, что у каждой самой сложной ситуации всегда есть выход, любую проблему можно решить еще до того, как она превратилась в конфликт, глубокий и затяжной. Надо каждому попытаться встать на позиции родителей, детей, понять, прислушаться к аргументам каждого. 

Перед вами 11 условий семейного благополучия:
  1. Отдельная квартира 
  2. Материальная независимость 
  3. Взаимопонимание 
  4. Дети 
  5. Уверенность в прочности супружеского союза 
  6. Интересный досуг семьи 
  7. Интересная работа 
  8. Желаемое образование 
  9. Хорошее положение на работе 
  10. Самостоятельность каждого из супругов 
  11. Общий круг друзей 
Распределить их по степени важности, исходя из своих личных взглядов и рассуждений. 

Заключение: 

Учитель: Я благодарю вас всех за работу. Уверена, что мы все вынесли что-то важное и полезное для себя из нашей игры. Но вы еще пока дети, да и мы взрослые тоже чьи-то дети. Нравится нам или нет, но поговорка «Родителей не выбирают» все-таки верна. А для того, чтобы время проводимое в семье было комфортным для всех позвольте дать вам несколько советов:

Советы детям:
  • Доверяйте родителям – они самые близкие вам люди, только они могут помочь вам 
  • Рассказывайте им о своих планах, ошибках, проблемах, радостях и горестях, удачах и разочарованиях 
  • Заботьтесь о родителях: у них много трудностей 
  • Старайтесь их понимать и жалеть 
  • Не огорчайте их и не обижайте понапрасну 
  • Любите их 
Советы родителям:
  • Любите своих детей, какие бы проблемы они вам не доставляли 
  • Уделяйте им как можно больше своего времени 
  • Старайтесь понимать их, вы тоже были детьми 
  • Старайтесь аргументировать свою позицию 
  • Не проявляйте сразу же бурных эмоций гнева и раздражения 
  • Помогайте им любить вас 
И если вы будите их соблюдать, только тогда ваши семьи будут жить по законам человечности:
  • Строить отношения в семье на доверии и взаимопонимании. 
  • Обладать желанием поделиться своими радостями и бедами с семьей. 
  • Уметь чувствовать рядом родного человека, не причинять ему боли. 
  • Чаще задумываться над вопросом: «Что я сделал хорошего для родных»? 
  • Уважать окружающих, дарить радость и помнить: «Я - строитель своего счастья»! 
И в заключение:
  1. Мать и отец – первые и главные воспитатели. Они должны учить своих детей понимать людей, ценить жизнь. Они передают детям лучшее. 
  2. Общество – огромный дом, сооруженный из маленьких кирпичиков – семей. Крепкие кирпичики – крепкий дом. 
  3. Счастья вашему дому! 
Использованная литература:
  1. Большой словарь латинских цитат и выражений. Издательство: Эксмо, 2011 г. 
  2. Грецов А. Практическая психология для подростков и родителей. Г.Издательство: Питер, 2006 г. 
  3. Мартин Селигман. Новая позитивная психология. 
  4. Мастера Афоризма: от Возрождения до наших дней. Издательство: Эксмо, 2006 г. 3-е издание, исправленное. 
  5. Мысли, афоризмы и шутки выдающихся мужчин. Издательство: Эксмо, 2012 г. 
  6. Мысли и изречения древних (с указанием источника). Древние греки. Древние римляне. Библия. Учителя Церкви. Мудрецы Талмуда. Издательство: Эксмо, 2006 г. 3-е издание, исправленное.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены