РАЗРАБОТКИ

Другие модули


В гостях у слова

Емельянова О.А. учитель русского языка
и литературы МБОУ г. Кургана «СОШ №56»


Цели:

  • рассказать учащимся о признаках (образах), которые положены в основу того или иного предмета;
  • расширить словарный запас учащихся, умение правильно использовать слова в своей речи.
  • интерес к родному языку.

Ребята, задумывались ли когда-нибудь, почему всё вокруг называется так, а не иначе? Как рождаются слова, когда и кем создаются? Откуда пришли к нам устойчивые выражения, в которых не переставишь и не заменишь словечко- другое¸ не исказив смысл?

Поиском ответов на эти вопросы занимаются этимология-наука о происхождении и значении слов и фразеология-наука о значении и происхождении устойчивых выражений.

А нужно ли доискиваться до ответов на эти вопросы? Конечно, нужно! «Если не знаешь имён, пропадёт и знание вещей»,-говорили древние. Эта мудрость пережила века. Познакомившись со словом поближе, узнав его, по словам К. Паустовского, «на ощупь, на вкус, на запах», вы уже никогда не употребите его некстати.

Как приятно разговаривать человеком, речь которого богата и образна, каждое слово употребляется и к месту, и ко времени. «Хромое слово-хромая речь»-гласит русская пословица. Чтобы хорошо понять прочитанное или увиденное, чтобы речь не была «хромой», а красивой и выразительной, надо знать много слов и выражений, постоянно расширять свой словарный запас. Развивать свою речь.

Многим школьникам с первого класса известно стихотворение С.Я. Маршака:

Семь ночей и дней в неделе,
Семь вещей у нас в портфеле:
Промокашка и тетрадь,
И перо, чтобы писать,
И резинка, чтобы пятна
Подчищала аккуратно,
И пенал, и карандаш,
И букварь, приятель ваш.

Сегодня мы поговорим о школьных предметах, которые окружают нас, но о происхождении многих мы ничего не знаем.
Итак, начнём по порядку, по алфавиту, точнее с алфавита.

Алфавит

Буква А похожа на перевёрнутую вниз рогами голову быка. Бык на языке древних воинствующих народов Аравии назывался алеф. Вторая буква алфавита была похожа на дом. Дом назывался бет. «Алефбет» – название состоит как бы из двух склеенных первых букв древней азбуки. Во время своих путешествий слово алефбет всё время изменялось и дошло до нас как алфавит.

У нас появилось для него и второе имя – азбука. Откуда оно?

По-древнерусски первая буква алфавита называлась аз. Вторая – буки.
Вот и получилось – аз – буки или азбука.
Слово букварь означает «собрание букв», равно как словарь – «собрание слов».

Акварель
Название произошло от латинского «аква», что значит вода, то есть краски, разведённые водой.

Альбом
По латыни альбом означает белый. Нынешние альбомы не всегда белые, хотя и называются по- старому.

Библиотека
Книги, учебники живут в школе, в комнате, которые называются «библиотека». Библио по гречески- «книга», текос-«хранилище».

Грамота
Слово «грамота» переводится с греческого как «чтение и письмо». Обучение грамоте в школе-это обучение письму и чтению.

Глобус
Все школьники знают, что это такое. Люди знакомы с глобусом уже несколько тысячелетий . Само слово «глобус» означает «шар». Вот поэтому, когда вы держите в руках глобус, вы держите земной шар.

Каникулы
Наверное, нет на свете школьников, которые бы не любили каникулы. А вот происхождение этого слова знают не все. В переводе с латыни переводится как «собачка, щенок». Каникулой древние римляне стали называть самую яркую звезду в созвездии Большого пса. В самые жаркие дни (с середины июля до конца августа) солнце проходило через это созвездие. Тогда делали перерыв в занятиях, наступали каникулы. Слово перешло в русский язык , оно тоже означает перерыв в занятиях, но уже не только летом, но и осенью, и зимой, и весной.

Карандаш
Слово карандаш, известное у нас с ХVIII века, тюркского происхождения. Карандаш буквально означает «чёрный камень», то есть графит (буква н в середине характерна для слов, заимствованных из тюркских языков, например каланча, саранча). Из этого природного минерала чёрного или тёмно-серого цвета делают стержни для рисования и черчения, которые вставляют в тонкую деревянную оправу, имеющую форму палочки. Человека, занимавшегося изготовлением карандашей, когда-то величали карандашным мастером или карандашником.

Ластик
Почему резинка называется резинкой, это, наверное, всем понятно. Она делается из резины. Но у неё есть ещё одно название-ластик. Откуда появилось это слово? Дело в том, что резина делается из каучука. А каучук по-латыни называется гумми эластикум. Отсюда образовалось «ластик», что означает упругий, хорошо растягивающийся.

Математика
Слово «математика» пришло к нам из древнегреческого языка, где «мантейн» означает учиться, приобретать знания. Само значение слова подтверждает неправоту тех, кто говорит: « Нам не нужна математика, мы ведь не собираемся стать математиками». Математика нужна всем. Раскрывая удивительный мир чисел и фигур, она учит мыслить яснее и последовательнее, развивает мозг и внимание, воспитывает настойчивость и волю-одним словом учит нас учиться приобретать знания.

Мел
Мел-это мельчайшие остатки древней жизни на земле: раковины, обломки скелетов вымерших морских животных. Мел откладывался в водоёмах в течение миллионов лет. Так на месте нынешнего Белгорода очень давно было тёплое море, потом оно обмелело, а известняки остались. Вот из них и формируется мел.

Ошибка
Из слов ушиб, пришибить, зашибить легко выделить корень –шиб-, означающий бросок, удар. В народных говорах и сейчас ошибаться значит-нанести удар мимо цели. Таким образом, ошибка понималась как промах, неточное попадание при ударе. Старейшее значение глагола «ошибаться»-оказаться на отшибе, отстать, лишиться чего-то. В Древней Руси хвост стал называться «отшибь». И правда тот, кто часто ошибается, всегда будет плестись в хвосте.

Парта
Происхождение существительного парта не совсем ясно. Есть предположение, что оно связано с латинским словом — parties — партис, то есть «часть», «доля». Обычно за партой сидят два ученика, и у каждого из них — «своя» часть. А первоисточник существительного доска — греческое слово diskos — дискос, которое греки употребляли в значении «метательный диск, круг».

Пенал
Перо по-латыни будет «пенна». А где хранят перья? В специальной коробочке, которую назвали пенал. Теперь мы в неё складываем и ручки, и и карандаши, и даже для резинки найдётся место. А название этой коробочки, как мы знаем, от слова «пена»-перо.

Портфель
Существительное портфель появилось в России в начале ХIХ века и произносилось тогда как портфéйль. А возникло оно во французском языке из словосочетания porter feuille, буквально означавшего «носить листы бумаги».
Школьная сумка с плечевыми ремнями и твёрдым корпусом, которую носят за спиной, — ранец, а если у неё мягкий корпус — рюкзак. Слова ранец и рюкзак первоначально не связаны со школой. Их заимствовали из немецкого языка для обозначения заплечной военной сумки (ранец — Ranzen) и походного вещевого мешка (рюкзак — Rucksack).

Тетрадь
Это слово произошло от греческого «тетро»-сложенный вчетверо. Попробуйте перегнуть лист пополам, а потом ещё раз пополам. Остаётся разрезать эту книжечку пополам и сшить её посередине-тетрадь готова. В ней будет 4 листа, именно такими были первые тетради.

Урок

Древние славянские слова урок и речь, оказывается, родственные, у них общий корень. Ведь урок буквально означает — «сказанное». Примечательно, что в русском языке существительное урок имело разные значения. Сначала урок — это договорённость, уговор, условие, затем уроком стали называть налог, платёж, штраф, а также поучение, наставление, назидание, позже — работу, заданную на определённый срок, и, наконец, учебное время.

Школа
Слово «школа» появилось довольно давно и несколько раз успело поменять своё значение. У древних греков было слово «схоле» , от которого и пошло наше слово «школа». Только там оно обозначало кое-что совсем другое: в самом начале это была «задержка» , потом - «занятия в свободное время» , дальше – «чтение» , ещё позже – «лекция» и, наконец-то, просто «школа» .
Конечно, школа в те отдалённые времена была не такой, как наша. В Древней Греции в школу ходили только мальчики. Это должны были быть мальчики из свободных семей: детей рабов в школу не принимали.

Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. К ним относят пословицы, поговорки, яркие меткие выражения.
Источники фразеологических оборотов различны. Одни их них возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями. Другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями. Третьи вышли из сказок, песен, литературных произведений.

Фразеологические обороты очень украшают нашу речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.

Итак, отправляемся в краткое путешествие мир крылатых слов и выражений.

От доски до доски. От корки до корки.
Это выражение связано с книгой. У старых книг переплёты были массивными. Их делали из целого куска дерева и обтягивали кожей. Книги имели большую ценность, после чтения их запирали на застёжки. Прочитать всю книгу от начала до конца означало-прочитать от корки до корки.

Знать назубок

Какой смысл вкладывается в эти слова — детям известно не хуже взрослых.
Знать назубок — значит, например, превосходно выучить стихотворение, затвердить роль и вообще отлично в чем-либо разбираться. А было время, когда знать назубок, проверить назубок понималось почти буквально.
Эта поговорка возникла из обычая проверять на зуб подлинность золотых монет, колец и других изделий из благородного металла. Прикусишь монету зубами, и если не осталось на ней вмятины, значит, подлинная, не поддельная. А то ведь могла попасться фальшивая: полая внутри или залитая дешевым металлом.
Этот же обычай вызвал к жизни и другое яркое образное выражение: раскусить человека, то есть досконально узнать его достоинства, недостатки, намерения.

Бить баклуши

Если употребить выражение «Бить баклуши» в прямом смысле, то бьют баклуши для того, чтобы вытачивать из них деревянные чашки, ложки, тарелки. Баклушами называли небольшие деревянные чурочки, которые откалывали от поленьев подмастерья. Работали они в мастерских, где изготовлялась деревянная посуда. Такой труд считался довольно простым и совсем не утомительным. Вот отсюда и пошло выражение — «бить баклуши», то есть заниматься пустяковым, легким делом или даже вообще бездельничать, ничего не делать.


Время истекло
Свыше 2,5 тысячи лет назад в Вавилоне, а позже в Греции и Риме появились водяные часы. Они представляли собой высокий узкий сосуд с отверстием в дне. Время измерялось вытекающей из сосуда водой, то есть время текло.
Отсюда произошли и такие выражения, как «сколько воды утекло с тех пор» (как давно это было), «текущий год и так далее».

Итак, ребята, мы сегодня на уроке поговорили о происхождения небольшой группы слов, которые связаны со школой. Говорить на эту тему можно бесконечно и к ней мы еще вернемся... Что для себя нового вы открыли на уроке, какое чудо разгадали? (Ответы детей.)

Литература:

  1. Приложение-презентация.
  2. Автор: Доктор филологических наук Н. Черникова Источник: журнал «Наука и жизнь» (№ 8, 2011)
  3. Учебный фразеологический словарь Источник:"http://skorogovorki.com/bit-baklushi-znachenie-proishozhdenie/.html" http://skorogovorki.com/bit-baklushi-znachenie-proishozhdenie/.html
  4. В. Волина «Учимся играя». Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996.
  5. Я познаю мир: Дет.энциклопедия: Русский язык / Автор –составитель Волина В.В. Москва: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998г.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены