РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Музей природы как способ формирования экологической культуры школьников

Основная цель федерального государственного образовательного стандарта заключается в том, чтобы увидеть в каждом ученике личность активную, способную, творческую. Научить каждого ребёнка самостоятельно добывать знания, умения, навыки и применять их на практике.

Школьные музеи, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования.

Вначале они возникали как межпредметные кабинеты для хранения учебно-наглядных пособий по истории и природе родного края: собрания оформленных учащимися краеведческих материалов - гербариев, минералов, фотографий, воспоминаний и других предметов и документов. Школьные музеи в течение сравнительно короткого времени получили широкое распространение в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания.

Школьный музей отличается от различного рода выставок, уголков, организуемых в школе, наличием подлинных памятников развития природы и общества. К хранению подлинников и экспозиционной работе в школьном музее предъявляются требования, соответствующие общим принципам музейного дела.

Основной целью музея природы является расширение образовательного пространства для школьников, обеспечивающее развитие личностных качеств; формирование у подрастающего поколения высокого уровня экологической культуры.

Цели музейной деятельности:

  • формирование чувства ответственности за сохранение природы, гордости за свое Отечество, чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины;
  • расширение социальных связей школы: школьный музей, являясь частью открытого культурно-образовательного пространства, призван быть связующей нитью между школой, различными учреждениями, занимающимися природоохранной деятельностью и общественными организациями.

Задачи школьного музея:

  • воспитательная;
  • образовательная;
  • гражданско-патриотическая.

Одной из основных задач музея является экологическое воспитание школьников.

  • систематически формировать экологические знания, знания о закономерностях взаимоотношений природы и общества, природы и человека.
  • учить школьников быть знающими, бережливыми хозяевами своей Родины.
  • развитие интереса к природе своего края через краеведческую и природоохранную деятельность.
  • организация активной экскурсионной работы с учащимися и населением Забайкальского края.
  • организация социальной практики, через исследовательскую деятельность.
  • собирание, хранение и изучение предметов, относящихся к тематике музея, формирование музейных коллекций.

Музей способствует: формированию у учащихся творческой самодеятельности, общественной активности, расширению кругозора, познавательных интересов и способностей, овладению практическими навыками поисковой, собирательской, исследовательской работы, совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

В начале для музея не было отдельного помещения, и все экспонаты хранились в кабинете биологии, но с увеличением их количества экспонатов возникла проблема размещения и хранения. Администрацией школы было принято решение выделить отдельный кабинет для создания музея природы. Музей природы в МОУ Трубачевской ООШ был создан в 2015 году, в старом здании школьной библиотеки.

Забайкаловедение в нашей школе ведется только в начальных классах, в среднем звене введен региональный компонент - география Забайкальского края, «Живое слово», «Устойчивое развитие региона».

Экспозиции, что установлены в музее, используются как на уроках окружающего мира и биологии, так и в исследовательской и факультативной деятельности. В музее хранятся, изучаются и экспонируются коллекции. С помощью альбомов, подобранных к темам экскурсий учащиеся могут окунуться в мир прошлого, познакомиться с флорой и фауной нашей местности. Такое наглядное восприятия материала позволяет легче усвоить новый материал, а также получить дополнительную информацию, пробуждая творческие интересы и потенциал ребенка. Таким образом, музей в школе становится средством творческой самореализации, инициирует личностно ориентированное воспитание и образование, является маленьким исследовательским центром.

Самобытность школьного музея определяется, прежде всего, тем, что это музей особого типа. Является частью музейно педагогического процесса, имеет ярко выраженную образовательную направленность, строит свою работу на основе активного вовлечения в деятельность и сотворчество учащихся, детей и педагогов, детей и родителей. Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира. Поэтому деятельность школьного музея обращёна, прежде всего, к детской аудитории, направлена на развитие ребёнка.

По мнению Б. Яхно, школьный музей является своеобразным учреждением, поскольку он ведет в меру своих возможностей поисково-собирательную работу, экспонирование и пропаганду имеющихся коллекций в соответствии с учебно-воспитательными задачами школы.

Обязательным условием функционирования школьного музея является его постоянный актив – Совет музея. В него входят учащиеся, способные вести под руководством педагогов систематическую, поисковую и исследовательскую работу участвовать учёте и хранении фондов, а также в показе и пропаганде собранных материалов.

Феномен школьного музея состоит в том, что образовательно-воспитательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в процессе их участия в реализации различных направлений музейной деятельности. По словам специалистов, только при наличии всех этих признаков можно говорить о том, что в школе есть музей.

Существующая практика музейного дела выявила необходимость соблюдения в данном виде деятельности определенных принципов. Это:

  • систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом;
  • проведение учебно-исследовательского поиска;
  • использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности.

Круг обязанностей педагога по музею обширен. Это и планирование и организация работы по поиску и сбору материалов, обеспечение сохранности экспонатов, организация выставок, экскурсий, пропаганда материалов музея, участие на районных мероприятиях, подготовка отчёта о проделанной работе.

Экспозиции нашего музея рассказывают о растительном и животном мире Газимуро – Заводского района, природоохранной деятельности, проводимой в районе.

Центральное место в музее занимают его фонды, представленные различными экспозициями. Экспозиция школьного музея - результат длительной, творческой работы учащихся и педагогов. Это база для дальнейшей учебно-познавательной деятельности учащихся, для включения школьников в общественную работу.

В музее выставлено 7 разнообразных экспозиций

  • 1 экспозиция знакомит гостей с географическим положением Газимуро-Заводского района. Газимуро-Заводский район располагается на востоке Забайкальского края. С севера и востока граничит с Китайской Народной Республикой, на востоке - с Нерчинско – Заводским, на юге - с Александрово-Заводским, на западе – с Шелопугинским и Сретенским районами.
  • Во 2 экспозиции представлены материалы о многообразии растительного мира, его усложнении в процессе эволюции. В последние годы у людей возрос интерес к лекарственным растениям, вследствие этого многие их виды находятся под угрозой исчезновения. Это багульник болотный, ландыш майский и т. д., фотоальбомы с такими растениями представлены в музее.
  • В 3 экспозиции представлен таинственный мир грибов. Грибы имеют признаки растений и животных. Наши леса богаты грибами (рыжики, грузди, лисички, подберезовики, подосиновики).
  • 4 экспозиция посвящена многообразию животного мира Газимуро- Заводского района. Экспонаты экспозиции помогают понять эволюцию животного мира. Животный мир района разнообразен. Медведи, лисы, зайцы, водятся волки. Рыбными запасами богат Газимур.
  • 5 экспозиция рассказывает о насекомых. Коллекции насекомых-вредителей сельскохозяйственных культур, одомашненных насекомых, например, тутового шелкопряда, насекомые, использующиеся в биологическом методе борьбы – все это помогает в изучении ближайшего окружения учащихся.
  • 6, 7 экспозиции посвящены особо охраняемым территориям (ООПТ). Материалы экспозиции рассказывают о редких и исчезающих животных и растениях Забайкальского края, Газимуро-Заводского района, о мерах их охраны. Забайкалье в силу особой биосферной значимости ее природных комплексов, поэтому на своих стендах мы разместили информацию о заповедниках. Также здесь представлены коллекции горных пород, которые позволяют восстановить далекое прошлое нашей планеты. Экспозиции школьного музея являются основой научно-просветительной работы и представляют тот аспект музейной деятельности, от которого в значительной степени зависит выполнение музеем функции образования и воспитания. Конкретные её формы - экскурсии, консультации, лекции, различные массовые мероприятия играют роль связующего звена между музеем и социумом.

В музее ведётся систематическая учебно-воспитательная и пропагандистская работа с его посетителями.

Невозможно перечислить все преимущества музея. Все экспозиции музея способствуют органичному включению музея в учебный процесс, а также в сферу дополнительного образования детей. Музей на деле становится важной составляющей школьной жизни и импульсом для личностно-ориентированного образования и воспитания детей в атмосфере творчества. Работа актива школьников музея включает разнообразные виды деятельности: сбор материалов, обеспечение учета и хранение материалов; оформление экспозиций, проведение экскурсий, подготовка экскурсоводов, обеспечение возможности использовать экспонаты в учебном процессе.

Второе направление работы – это проведение научно-просветительской работы через организацию музейной экскурсии. Музейная экскурсия имеет свою специфику. Она должна удовлетворять запросы пришедших в музей посетителей различного возрастного и образовательного уровня, имеющих разную степень подготовленности и мотивации, осматривающих музей организованно, в группе или индивидуально. Наш музей регулярно посещают школьники разных возрастов, пенсионеры, выпускники нашей школы.

Огромная роль в результативности экскурсии принадлежит экскурсоводу, человеку, который, выступает своеобразным посредником между экспозицией и посетителем, учитывающим все особенности посетителей.

При проведении занятий в музее учащиеся знакомятся с природными объектами, собранными в пределах родной местности. Благодаря полному интерактивному контакту с разнообразными по тематике природными объектами, школьники закрепляют получаемые в ходе занятий теоретические знания. Использование экспозиций школьного музея природы в учебном процессе может проходить как в течение всего урока, так и на одном из его этапов.

Кроме работы в музее учащиеся школы являются активными участниками районных и краевых конкурсов («Охранять природу, значит любить Родину») по музейному делу.

Продолжением нашей работы по музею природы, мы планируем посадить деревья и кустарники во взаимодействии с лесхозом нашего района.

В зависимости от возраста человека музей воспринимается по-разному. Для взрослого – это хранилище истинных культурных ценностей, а для ребенка – мир невиданных вещей и открытий.

Музей обладает большим образовательным потенциалом. Выступая в качестве источника информации о живой и неживой природе, он способен воздействовать эмоционально, вызывать чувства любви к Родине.

Список литературы

  1. Бычкунова Е.Б. Методические рекомендации по формированию практических навыков учащихся в курсе эколого-географического краеведения с учетом ФГОС: методическое пособие / Е.Б.Бычкунова - Саратов: Новая книга, 2012.- 188 с.
  2. Копелянская Н. Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия / - М.: 2012. - 176 с.
  3. Экологическое образование музейными средствами. Сборник статей и методических материалов. Саратов. Изд-во Локатор, 2006, 247 с.
  4. Роль школьного музея в формировании экологической культуры школьников http://rudocs.exdat.com/docs/index-232537.html
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены