РАЗРАБОТКИ
|
Роль школьных музейных уголков в патриотическом воспитании учащихсяВ феврале 2018 г. десятиклассник из Уренгоя Николай Десятниченко выступил в бундестаге, в Германии. «Могилы невинно погибших людей», «так называемый Сталинградский котел» - фразы из Колиного выступления перед немцами в нашей стране расценили как предательство. Откуда берутся такие Коли? Возможно из школы, где им не внушили правильной веры. Цель преподавания истории в школе – воспитание патриота, который гордится страной и подвигами предков – большего не требуется. Надо признать - влияние школы на формирование детей и подростков в последние годы ослабло. У нее появились сильные конкуренты: интернет, электронные СМИ и т.д. Нужно вернуть школе безусловную ценность. Мы решили сделать это на основе исторического краеведения. Историческое краеведение занимает большое место в образовании и воспитании школьников. Оно закладывает основы нравственности, гражданственности и патриотизма. Становление личности невозможно без осознания преемственности к определенной культурно - исторической общности. «Историческое сознание личности помогает ориентироваться в настоящем, определять направления в будущем, помогает ощутить себя в историко-культурном процессе, осознать преемственность поколений, свою историческую идентичность» (Воробьева О.В., 2007). Важную роль в формировании исторического сознания играет историческое краеведение. Краеведческий материал усиливает конкретность и наглядность, значительные исторические события, рассматриваемые через призму данной конкретной личности, становятся более понятными, приобретают особое воспитательное и образовательное значение. Значимую роль, в связи с этим, выполняет школьный музей, который способствует формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, чувства любви к малой родине, уважения к опыту предыдущих поколений. Школьный краеведческий музей – центр воспитательной работы, эффективная форма организации и подачи краеведческого учебного материала, база углубленного изучения истории, жизни школы, города, массового вовлечения учащихся в краеведческую и поисковую деятельность. Главное, музей дает возможность изучать прошлое не только через созерцательное восприятие, но и активно участвовать в историко-краеведческой работе во взаимодействии с музейной образовательной средой. Музейная работа выполняет не только воспитательные функции, но и формирует практические навыки поисковой, исследовательской деятельности, развивает инициативу, общественную активность школьников, предоставляет большие возможности для организации самостоятельной и творческой работы учащихся. В школах ведется поиск методических приемов и форм, новейших подходов к учебной и вне учебной работе для приобщения подростков к нормам и правилам общественной жизни. Историко-краеведческое воспитание средствами школьного музея имеет огромное значение в становлении личности, является эффективным методом совершенствования образовательной среды. В школе №120 г.Казани работают три музейных уголка:
Уголки действуют в школе с 2000 года. Они созданы благодаря инициативе, большой организационной, научно-методической деятельности педагогического и школьного коллектива школы. Уголки стали тем местом, где воплощены были замыслы и реализованы многие цели учителей и ребят. Музейный уголок боевой славы увековечил память о ветеранах Московского района, ведется активная работа по сбору материала об истории школы и города. Большую помощь нам оказывает археолог Серебряников Е.А. На базе музея ведется активное сотрудничество с Советом ветеранов района, Государственным музеем РТ, Музеем-Мемориалом Великой Отечественной войны и ее директором М.В.Черепановым. Следующим шагом стало составление тематического плана музея. В процессе работы определились ключевые даты: 90 лет образованию ТАССР, 40 лет Московскому району, 70-лет Победе советского народа в Великой Отечественной войне, 1000-летие Казани. В процессе формирования фонда в музей поступило много предметов быта русского и татарского народа 19-20 веков, которые стали основой музейного уголка «Культура и быт прошлого». В нем представлены разделы: букинистический, нумизматический, археологический, выставлены предметы домашнего обихода. В нашем фонде есть подлинные автографы и предметы известного татарского писателя и драматурга Ризы Ишмуратова, татарского композитора Энвера Бакирова, подлинная записная книжка участника Великой Отечественной войны Н.Казанцева, фляжка (1915г.) и бирка военнопленного Я.Д. Штыкова, личные вещи, фото и документы старшины В.В.Филиппова и многое другое. Сбор материалов ведется постоянно через систему заданий, разработкой которых занимается совет музея, учителя истории. Группа учащихся записала воспоминания ветеранов войны и труда, создала фотоальбом «Наши ветераны». На основе материалов музея написано несколько исследовательских работ:
По итогам исследовательской работы был создан музейный уголок «Поющий поэт. Геннадий Мигачев». Геннадий был учеником нашей школы, он трагически погиб в 20 лет, в 1992 г. Несмотря на свою молодость, Гена оставил после себя около 600 стихотворений и песен, историко-фантастический роман, несколько рассказов, сказок, философские тетради. Все это опубликовано в 2-х томах его сочинений. Сегодня, когда молодежь в большинстве своем занята поисками денег и развлечений, Гена может служить примером для подростков, потому, что всего себя посвятил духовному поиску и творчеству. О Гене создан сайт в интернете, есть два фильма телекомпании Татарстан и ТНВ. В системе историко-краеведческого воспитания важное место занимает экскурсионно-массовая работа, которая предполагает подготовку и проведение экскурсий, а также использование музея в общественной жизни школы, включение его в единую систему учебно-воспитательной работы школьного коллектива. В практике работы наших музейных уголков используются экскурсии по музейным экспозициям. На экскурсии объектом познания всегда бывают средства наглядности, в основном подлинные памятники истории. Именно эта особенность делает ее важнейшим средством активизации познавательной деятельности учащихся. Материал, полученный на такой экскурсии, способствует повышению интереса к истории края, истории как науки, развивает чувства любви к своему отечеству. Внеклассная работа, проводимая в школьном музее, направлена на историко-краеведческое воспитание. Школьный музей стал учебно-материальной базой в преподавании уроков истории, основ жизненного самоопределения. Обстановка музея, просмотр мультимедийных презентаций по тематике разделов экспозиции музея делают такие уроки интересными, эмоциональными и запоминающимися. Встречи учащихся с ветеранами войны, традиционные праздники ко Дню Победы, викторины по краеведению, – все это развивает интерес и углубляет знания учащихся в области истории родного края. Только в том случае, когда ведется большая исследовательская работа по изучению края, когда собранные учащимися материалы для музея широко используются на уроках и на внеклассных мероприятиях, только тогда учащиеся свою работу по созданию музея будут считать важной и необходимой. Продемонстрировать свои достижения в области научной, музейной и исследовательской деятельности учащиеся могут на научно-практической конференции «Парад школьных наук», которая стала доброй традицией и проводится в школе с 1996 года. Главная ее цель привлечь учеников к более глубокому изучению предметов школьного курса, вовлечь их в творческую работу, связанную с миром науки, знаний, поисков и открытий. Привлекая огромное количество материала, дети сами хотят разобраться в прошлом и настоящем страны. Из этого следует, что конференция нужна ребятам для самовыражения, для утверждения себя как личности. Подробно о работе конференции можно узнать из статьи «Парад школьных наук», напечатанной в районном сборнике «Школа развития – школа радости и общения». (Татаренко Г.В., 2003) Часть музейных экспозиций размещена в интернет - журнале Казань-онлайн, по материалам музейных уголков в газете «Казанские ведомости» опубликована статья «В книге Памяти мой дед числится погибшим» (Татаренко Г.В., 2006), две ученические работы напечатаны в газете «Казанские истории»: «Поющий поэт. Геннадий Мигачев» (Кочнева М., 2006) и «История семьи в истории страны». (Татаренко Г.В., 2008). Телевидение (2009,2013,2016) и Государственный музей РТ (2015) неоднократно проявляли интерес к музейным экспонатам нашей школы. Таким образом, музейная работа в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формированию гражданственных понятий и навыков. Она раскрывает учащимся связи родного края с Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села с жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждого школьника. Работа краеведческого характера играет существенную роль в формировании патриотизма молодого поколения в идейно-политическом воспитании учащихся. Дети должны знать, что у нас есть другие Коли. Автор:
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Министерство просвещения выделило 19 основных проблем российской системы образования Вячеслав Володин: в сельских школах не хватает 30% учителей Перевод баллов ОГЭ-2025 в оценку Сергей Кравцов выступил с инициативой о проведении проверки по бюрократической нагрузке учителей Популярные разработки
1.27. Механические волны. Решение задач ОГЭ Презентация для детского сада "Морские приключения" Презентация для детского сада «Морские чудеса» (по стихотворениям Ивана Демьянова) Презентация для детского сада "Морские небылицы" (по стихотворениям Ивана Демьянова) 1.25. Математический и пружинный маятники. Решение задач ОГЭ ![]() В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
![]() Диплом и справка о публикации каждому участнику! ![]() |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены