РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование документов о Великой Отечественной войне на уроках и внеурочной деятельности учащихся

Современное поколение часто упрекают в том, что оно не знает прошлого нашей страны, в том числе и событий Великой Отечественной войны. Для многих нынешних детей и подростков эта война и в самом деле далекая история…

Ребенок, который узнаёт о войне из книг, воспринимает ее лишь как одно из многих в бесконечной цепи исторических событий, а не как нечто чрезвычайное, имеющее отношение ко всем и каждому, и что не имеет срока давности. Но самое страшное – большинство из них не знают, какой след оставила война в их семьях, кто из родственников воевал, погиб или был ранен, какие имел награды.

Таким образом, существует угроза утраты исторической памяти о самом важном и трагичном событии нашей Родины и всего мира в 20 веке – Великой Отечественной войне.

Использование документов о Великой Отечественной войне во внеурочной работе рассматриваю как источник,который позволяет воспитывать патриота и гражданина на конкретных примерах, приобщать ребят к героическому прошлому России, своей
«малой» Родине.

1. Мероприятие, в котором участвовали учащиеся всей гимназии – проект «Правнуки Солдат Победы желают знать..».

Цель проекта - формирование исторической памяти и преемственности поколений на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне, об участии в ней родственников и умение использовать полученные знания в написание исследовательских работ. При реализации проекта использовались различные источники информации и формы ее получения: встреча с ветеранами войны и тыла, интервью,воспоминание родственников, архивные документы, материалы семейного архива, материалы собственных изысканий, обсуждение статей о Великой Отечественной войне из газет и журналов.

Оформление результатов проекта:

  1. Выставка «Семейные реликвии» (фотографии, фронтовые письма, награды).
  2. Тематическая экспозиция«Память о Солдате Победы».
  3. Литературно-музыкальная композиция«Я помню! Я горжусь!» (на основе краеведческого материала о родственниках - участниках войны).

В ходе реализации проекта особый интерес у учащихся вызывали работы, подготовленные на основе рассказов родственников старшего поколения с подборкой фотографий и документов из семейного архива, а также документов о войне.

2. В 2013-14 г.г. в МОУ Гимназии №13 была организована экскурсия по боевым местам 13 –ой ГСД им А.И. Родимцева.

Цель - создание условия для формирование патриотизма и духовно-нравственных качеств личности , чувства сопричастности к истории родного города - расширение информационного кругозора современных школьников о событиях Сталинградской битвы через ознакомление с историей оборонительных сражение 13- ой ГСД Родимцева основываясь на документах о Великой Отечественной войне.

Данное занятие в форме экскурсии имела предварительную подготовку.

1 этап: ребята познакомились с литературой (документальной и художественной) о боевой истории 13 ГСД Родимцева, работали с архивными документами (из архива музея-панорамы «Сталинградская битва», из краеведческого музея и музея «Дом - Шолохова» Николаевского района), с дневниками-записями ветеранов Сталинградской битвы.

2 этап: составление маршрутного листа экскурсии по боевым местам 13 СГД им. А.И. Родимцева (что потребовало у ребят знакомство с методикой составления маршрутной карты экскурсии) и карты-схемы с нанесением на нее с помощью условных знаков достопримечательностей по теме.

3 этап: составление информационной карточки на каждый объект экскурсии.

Карточка включала следующие пункты:

  • наименование объекта;
  • исторические события, связанные с объектом, их даты;
  • местонахождение объекта (адрес);
  • описание объекта (краткая характеристика внешних черт, автор, дата сооружения, материал изготовления, размеры, тексты надписей на памятнике);
  • источники сведений об объекте и событиях, с ним связанных (библиографическое описание литературных и архивных материалов);
  • сохранность объекта; охрана памятника (на кого возложена, каким решением);
  • фотография, карта или другой иллюстративный материал.

4 этап: ребята поделились на 2 группы, одна группа ребята ( мы их назвали «литераторы»)- занималась составлением текста экскурсии, а другая группа – совершила поход по маршруту экскурсии с целью знакомство с объектами, их фотографирование и определение продолжительности времени экскурсии.

Итогом такой предварительной работы группы ребят – членов краеведческого кружка стала организация и проведение экскурсии по маршруту боевой 13-ой ГСД А.И. Родимцева для учащихся гимназии №13.

Участие в таких видах деятельности вызывает у ребят чувство восхищения, сопереживания, благодарности и гордости за ветеранов, стремление подражать им.

Конечно, патриотизм и другие нравственные категории вряд ли можно воспитать даже многими самыми удачными проектами и воспитательными мероприятиями в школе. Но мы, учителя гимназии,делаем все для формирования интереса детей к тому, без чего воспитать патриота невозможно – интереса к прошлому своей семьи, своих близких людей, их участию в событиях такого масштаба, каким является Великая Отечественная война основываясь на документах о войне.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Лучшие статьи

Статей за текущий месяц нет.
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены