РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование и развитие экологической культуры и творческих способностей учащихся

Природа – это уникальная книга. Её тираж – один экземпляр! Только один! И поэтому, читая её, нужно беречь каждую страницу…

Основное направление учителя – дать каждому ученику возможность реализовать свои возможности, создать комфортные условия для каждого ученика. Сейчас на смену традиционным образовательным технологиям, нацеленным на передачу ЗУН в той или иной образовательной области, пришли развивающиеся технологии, ориентированные на формирование у учащихся способности быть субъектом образовательной деятельности как процесса собственного развития (интеллектуального, личностного, эмоционального, духовно-нравственного).

В наше время технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения и воспитания соответствующие индивидуальным особенностям каждого человека. При этом учебный материал выступает как средство и инструмент создающий условия для полноценного проявления и развития личностных качеств.

Настало время когда необходимо наличие не столько знаний и умений, полученных от науки, сколько способности проявлять творческий подход к делу и по-новому решать известные задачи, ведь развитие гуманистической педагогики предполагает не только подход к каждому человеку, как личности, но и реализацию личностью своих внутренних способностей.

Мы хорошо знаем что нет ни одного ребенка идентичного данному или группе. У каждого свои индивидуальные способности, характер, воля, мотивация, опыт. Они развиваются, меняются и поддаются коррекции.

Развитие познавательных интересов ребенка в процессе его обучения в младших классах – один из важнейших факторов успешности учения. Под влиянием познавательного интереса дети стараются найти новые стороны в предмете, привлекающие их внимание, пытаются установить более глубокие связи и отношения между различными явлениями. Без развития познавательной деятельности, интеллектуальное развитие ребенка было бы сильно нарушено. Интеллектуальные умения дают ключ по самообразованию и саморазвитию школьников, становятся важнейшей силой в их стремлении к знаниям.

Сегодня очень важна готовность человека действовать инициативно и творчески при любых обстоятельствах – это социальный запрос соответствует потребностям ребенка быть самостоятельным, знать и уметь использовать свои возможности. Главной целью в моей работе является развитие умственных способностей учащихся, т.е. умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, находить закономерности.

Детство – это радостная пора открытий. Ведь в процессе ознакомления с природой и окружающей действительностью ребёнок учится говорить, мыслить, общаться, осваивать нормы социальной и экономической этики.

Но настало время осознать каждому, что мы живем в озоновом одуванчике, что наша Земля – одинокий небесный цветок, расположенный на удачном расстоянии от Солнца. А мы взрываем в одуванчике бомбы! Мы прогрызаем его ранимую оболочку, стираем пыльцу, смахиваем нежные тычинки лесов. Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь, где живешь, - на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы на расстоянии вытянутой руки! И твое личное активное пространство, помноженное на миллионы, станет охраняемым пространством Отечества, помноженное на миллиарды – охраняемым пространством мира.

Новое экологическое мышление – это мальчик 21 века, который, увидев мазутные пятна на реке и не обнаружив поблизости людей, вылавливает пятна своей белой рубахой. Только такое осознание природы может спасти нас, отреставрировать синее небо, зеленые луга и леса, отмыть облака, вернуть забытую свежесть нашим городам, возродить радостные запахи трав и живой природы.

За последние годы некогда широко распространенные растения стали встречаться редко, а в некоторых местах полностью исчезли. Угроза вымирания и исчезновения нависла над многими животными. Чтобы беречь и любить природу по-настоящему, ее надо знать. Иногда ребенок может сломать ветку, ударить палкой лягушку, растоптать паука, разорить муравейник, даже не подозревая, что при этом он наносит огромный вред природе. Детям трудно понять, что в природе хорошо, а что – плохо.

На вопрос: что значит беречь природу? Дети обычно отвечают: относиться к ней хорошо, не ломать ветки, не шуметь в лесу и т.д. А свое хорошее отношение к природе выражают не всегда в хороших поступках. Причина таких неблаговидных поступков – пренебрежение правилами поведения в природе. Поэтому наша задача – приохотить детей к изучению жизни природы, научить их понимать, почему в природе надо поступать так, а не иначе.

При подготовке к урокам я стараюсь подобрать такой материал, который бы не оставил ребят равнодушными, способствовал бы их интеллектуальному развитию, создавая соответствующий эмоциональный настрой, развивая творческие способности. Формировать и обогащать духовный мир ребенка, прививать любовь к природе, к животным, растениям, человеку, вселять в сердца школьников добро и милосердие, без которых нет личности, помогает мне поэзия.

При изучении отдельных тем предмета я использую подборки стихотворений, загадок, ребусов, кроссвордов, пословиц, поговорок.

Так при изучении во 2 классе темы «Свойства воды»:

Повсюду, где бежит она,
Цветет земля, цветет страна.
Из дальних мест, от горных рек
Ее проводит человек,
Чтоб хлопок вдоволь напоить,
Чтоб цветники с утра полить,
Чтоб трактор шел по целине,
Чтоб не было пустынь в стране!
(Вода)

«Капля воды дороже алмаза»
(Д. Менделеев)

Тема: «Хлеб всему голова»

  • Без хлеба – нет обеда!
  • Зерно в колоске – не лежи в холодке!
  • Без печки – холодно, без хлеба – голодно!
  • Хлеб – всему голова!

4 класс – «Глобус модель Земли»

Шар невелик,
Лениться не велит.
Если знаешь предмет,
То покажет весь свет. (Глобус)

Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все – и млад, и стар.
Что она - большущий шар (Земля)

3 класс «Полезные ископаемые»

Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Он очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг:
Дома, степени, постаменты
Красивы будут и заметны. (Гранит)

1 класс – общие представления об основных группах животных «Птицы», а так же красочные плакаты из журналов.

Использование занимательного материала на уроках помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому.

Чтобы сформировать у учащихся экологические представления о взаимосвязях и полезности всех природных объектов, о непрерывности жизни, ее сложности, уникальности, хрупкости учителя берут точные сведения из научной литературы, которые могут заинтересовать детей. Например,

  • Самый высокий айсберг 167 м, замечен недалеко от Гренландии в 1958 г
  • Самая короткая река в мире находится в Америке. Её длина 134 м.
  • Величайший снегопад продолжался 24 ч. На Серебряном озере в США 14 – 15 апреля 1921 г и др.

В 1 классе по теме «Зеленые насаждения парки, скверы»: в отходы идут бумага, книги, стеклянные банки, полиэтиленовые пакеты. Что станет с этим выброшенным сегодня мусором через год, 10, 50, 100 лет? Сегодня ты первоклассник бумага только что выброшенная тобой сгниет когда ты будешь учиться в 4-5классе, железная банка проржавеет и начнет разрушаться лишь когда ты окончишь среднюю школу 10 – 11 лет. Когда ты будешь древним старцем, а твоя соседка по парте старушкой разрушится на земле полиэтиленовый пакет, на это потребуется от 60 – 100 лет. Битое стекло будет лежать долгие годы после тебя, твоих детей, внуков, правнуков, праправнуков и даже их потомков, т.к. для того чтобы они превратились в песок, должно пройти 600 лет.

Одним из интересных методов организации экологической деятельности детей является выполнение упражнений экологического тренинга, направленных на реализацию экологических знаний учеников в новой учебной ситуации, коррекцию восприятия природных объектов и взаимоотношении с ними. Например, предложить составить экологическую конституции в теме «Растения и животные», т.е. составить свод прав и обязанностей в природе для живых организмов, растений, животных. В формулировке правила сначала следует указать на то, что можно и нужно делать, а потом – что нельзя.

В настоящее время существует немало литературы для познания экологии.

Сюда можно отнести любую детскую книжку, где в занимательной форме описана жизнь каких-либо животных, растений, явлений природы. Хорошим материалом в этом плане является сказка. Она – универсальный учитель. Если в сказку внесены некоторые биологические знания и понятия о взаимоотношениях некоторые биологические знания и понятия о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой, то сказка будет источником формирования элементарных экологических понятий. А если сказку придумал ребенок, «связал в своем воображении несколько предметов окружающего мира, - значит, можно сказать, что он научился мыслить» Сухомлинский.

С первых дней своей жизни каждый человек пробует копировать поведение животных, звуки живой природы, перевоплощается в героев прочитанных сказок, героев мультфильмов. И это у них прекрасно получается: ведь дети – самые искренние актеры. Свои возможности они могут показать во время проведения физминуток на уроках.

Литературная часть физминуток – это стихотворения, посвященные животным или растениям. Она позволяет получить представление о животном и его повадках, характере.

Каждая такая миниатюра сопровождается движениями:

Бабочки.

Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружились.

(При передвижении выполняются различные виды ходьбы. Учащиеся передвигаются легко, делая руками взмахи, повороты, имитируя движения крыльев бабочек, кружатся)

Отрицательное воздействие человека на природу может исходить от общества в целом и от отдельного человека, в том числе и от ребенка; оно может быть прямым или косвенным.

Например, 1 класс «Растения» что будет, если один ребенок сорвет просто так один лист с дерева? А если это сделают двое детей? А если сто человек? А если это станет делать каждый?

  • 2 класс «Вода» что будет, если в речку капнуть одну капельку мазута? А две капельки? А если туда целый завод сольет отработанное топливо?
  • 2 класс «Воздух» что будет если один день прожить в местности с загрязненным воздухом? А если неделю, месяц? А если человек там живет постоянно?

Это случилось, потому что вырубили деревья по берегам рек (омелеют реки, в них будет мало рыбы, т.к. не будет леса, не будет дождя на том месте где росли деревья не будут расти ягоды, грибы. Не станет животных, птиц, насекомых)

При изучении природных сообществ дети учатся устанавливать причинно-следственные связи, составлять пищевые цепи, 4 класс «Растения и животные водоемов».

Практически любому ребенку знакомо чувство единства с природой. Он умеет видеть мир глазами цветов и знает о чем думает ворона, но если у многих детей с возрастом, к сожалению это умение пропадает, то у детей рисующих оно поддерживается и развивается. Дети с большим удовольствием принимают активное участие в экологическом вернисаже плакатов по темам: «Поможем Иртышу», «Рациональное использование полезных ископаемых», игровая форма работы «Чистая доска», «Прозрачный невидимка в опасности» и др.

На уроках познания мира вполне посильная работа – проведение мониторинга. В зимнее время и ранней весной, когда трудно птицам, можно провести мониторинг кормушек, мониторинг птиц которые к ним прилетают, мониторинг скворечников которые дети повесили весной и в скольких из них поселились птицы.

Развитию экологической культуры способствуют субботники, в которых принимают участие все ученики и учителя школы. Эффективность экологического образования определяется сочетанием разнообразных видов деятельности.

Еще одно направление это организация исследовательской деятельности:

  • 3 класс – «Путешествие с комнатными растениями»,
  • 4 класс – «Такие незнакомые знакомые растения».

Используя такие формы работы по формированию и развитию экологической культуры я провела диагностику отношения учащихся к учебной деятельности по 5 уровням:

  • Крайне отрицательное -
  • Отрицательное - 3 чел – 19%
  • Безразличное - 1 чел – 6%
  • Положительное - 8 чел – 50%
  • Активно положительное – 4 чел – 25%

Из диагностики видно, что преобладает положительное и активно положительное отношение учащихся к учебной деятельности. Так развитие познавательного интереса влияет на эмоциональное состояние учеников:

Мое настроение: Настроение класса:
Спокойное – 13% Спокойное – 13%
Радостное – 31% Радостное – 31%
Восторженное - 50% Восторженное – 37%
Уравновешенное - 6% Уравновешенное – 12%
Напряженное - - Напряженное – 6%

Развитие

Развитие экологической культуры и творческих способностей действительно неразлучные спутницы. В процессе обучения у младших школьников складываются познавательные интересы на уровне любознательности. Это соответствует возрастным нормам развития познавательного интереса. Познавательные интереса младших школьников характеризуются чрезвычайной широтой. Я считаю, что те знания, о которых я сегодня говорила создают условия для развития у младших школьников познавательных интересов, формируют у них стремление к размышлению, самостоятельному творчеству и способствуют сознательному усвоению знаний.

Давайте стараться жить так, что бы вся Земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручью, цвели цветы, пели птицы. Упражнения по развитию творческих способностей дают детям возможность пережить бурную минутную радость (от встречи с животным или растением, чарующей красотой природы, с ярким солнышком, чистым голубым небом), отдохнуть, снять напряжение, развивать диалогическую речь в письменной и устной форме.

Всегда надо помнить слова большого знатока и любителя природы М.М.Пришвина: «Всё красивое на земле – от солнца, и все хорошее от человека». Эти слова помогут быть истинными друзьями и защитниками природы!

Чтоб был мне ближе год от года
Земной неповторимый лик
Учусь я чувствовать природу
Её особенный язык…

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены