РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Круглый стол «Развитие навыков культуры общения и поведения обучающихся через активные формы организации воспитательного процесса»

Воспитание культуры поведения всегда было актуальным вопросом педагогики. Из поколения в поколение люди находили и передавали самые удобные, разумные способы действий в определенных ситуациях, то есть передавали человеческий опыт.

Культура поведения - это совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре.

Культура поведения выражает, с одной стороны, нравственные требования общества, с другой - усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия учащихся. Усвоенные человеком правила превращаются в воспитанность личности. В культуре поведения органически слиты культура общения, культура внешности, бытовая культура (удовлетворение потребностей); большое место занимает культура речи, умение участвовать в полемике, дискуссии.

Воспитание культуры поведения – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение растущим человеком моральных ценностей. Оно включает в себя формирование нравственных качеств и способность жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда нравственные убеждения воплощаются в реальных делах и поступках. Воспитание культуры поведения ребенка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами поведения ребенка.

Формирование личности – сложный, многозначный процесс, выступающий в форме физиологического, психического и социального становления человека, определяющийся внутренними и внешними естественными и общественными условиями.

Формирование культуры речевого общения у детей младшего школьного возраста – это «процесс овладения детьми нормами и правилами речевого общения, культуры речи и речевого этикета. Которые основаны на уважении, доброжелательности и вежливости, с использованием соответствующего словарного запаса и форм речевого этикета, а также вежливое поведение в общественных местах и в быту»

Культура общения школьников — предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

Культура начинается с дисциплины, т.е. самоконтроля и самокритики. Не возможно сказать: я хочу, и буду поступать только так, несмотря ни на какие запреты. Тот, кто придерживается такого принципа, никогда не узнает, что такое уважение окружающих, привязанность и любовь близких. В самом деле, мы редко задумываемся над тем, что в обыденных человеческих отношениях проявление бестактности, грубости или демонстративного равнодушия не только, как принято говорить, портит настроение, но и имеет более серьезные последствия – разобщает людей.

Следовательно, вежливость – это нечто больше, чем простое соблюдение принятого в обществе этикета. Это еще и культура чувств. Ребенка надо учить замечать состояния других людей.

Культура общения обязательно предполагает так же культуру речи. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх и мероприятиях, что в значительной мере предотвращает между ними конфликты.

Задача родителей и педагогов — воспитывать у ребенка культуру общения.

Формирование умений культуры общения и поведения школьников практически невозможно организовать в жестко ограниченных рамках учебного взаимодействия, основная цель которого – обучение (овладение системой знаний), а не общение школьников. Поэтому формирование культуры речевого общения у младших школьников эффективнее проводить во внеурочной деятельности, через активные формы воспитательного процесса.

Активные формы воспитательной работы - это устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуации, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных и организационно-практических); совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение содержания воспитательной работы.

Общий анализ практики дает возможность выделить три основных типа активных форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям.

Mероприятия - это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые воспитателем или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

Формы работы, которые могут быть объективно отнесены к мероприятиям: беседы, лекции, дискуссии, диспуты, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия (например, по правилам дорожного движения, по гражданской обороне и др.).

Мероприятия как форму воспитательной работы можно выбирать:

  • когда нужно решить просветительские задачи: сообщить воспитанникам какую-либо сложную информацию, познакомить с культурной, политической жизнью общества;
  • когда необходимо обратиться к содержанию воспитательной работы, требующей высокой компетентности: к вопросам общественной жизни народа, политики, экономики и др. В таких случаях целесообразны мероприятия с приглашением специалистов;
  • когда организаторские функции слишком сложны для детей, либо объективно, либо по причине отсутствия достаточного опыта, например, при ведении дискуссий, обсуждений, организации массового проявления социальной активности (беседы, конференции, митинги и др.). Такие события организуются суворовцами старших курсов для младших, когда стоит задача непосредственного обучения детей чему-либо, например, организаторским умениям, практическим навыкам, познавательным умениям. В этом помогают занятия, практикумы, тренинги, когда необходимы меры по укреплению здоровья детей, их физического развития, по выполнению режима дня, поддержанию дисциплины и порядка (прогулка, зарядка, беседа, рассказ, встреча, тренировка).

Вместе с тем мероприятия следует считать нецелесообразными, когда дети в состоянии самостоятельно, разумеется, с помощью воспитателя, педагога, старших воспитанников, организовать освоение и обмен ценной информацией и действиями. В этих случаях более предпочтительны формы работы другого типа, которые называются делами.

Дела - это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.

Характерные признаки этого типа форм: деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания; самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство. Иначе говоря, делами можно считать такие события в жизни коллектива, когда воспитанники активно действуют, сами решают, что, как и для кого (чего) делать, сами организуют свою деятельность.

Формы работы, которые можно отнести к делам: трудовые десанты и операции, рейды, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, агитбригады, вечера, а также другие формы коллективных творческих дел.

В реальной практике эти формы могут быть воплощены по-разному, в зависимости от того, кто является их организатором и какова степень творчества участников. Фактически по характеру реализации форм-дел можно различить три их подтипа:

  • дела, в которых организаторскую функцию выполняет какой-либо орган или даже кто-то персонально (воспитатель, ответственный или педагог). Они могут выглядеть просто как организованная, продуктивная общая работа - посадка деревьев, концерт для родителей, изготовление сувениров для гостей и т.д.;
  • творческие дела, отличающиеся, прежде всего организаторским творчеством какой-либо части коллектива (творческой или инициативной группы, микроколлектива и др.), которая задумывает, планирует и организует их подготовку и проведение. Такие дела часто предполагают исполнительское творчество всех участников. Например, творческая группа разработала идею фестиваля рисованных фильмов, раздала командам роли представителей киностудий стран мира и задания: нарисовать и «озвучить» фильм на какую-либо тему, выступила в роли ведущих и жюри кинофестиваля;
  • коллективные творческие дела, в организации которых и творческом поиске лучших решений и способов деятельности принимают участие все члены коллектива.

Третьим типом форм воспитательной работы является игра. Причем игру как тип воспитательной работы необходимо отличать от игровых приемов проведения дел и мероприятий (даже если эти дела и меро­приятия носят наименование «игры»), а также от игр как форм стихийного (неорганизованного) проведения досуга (например, головоломок, ша­рад, настольных и подвижных игр и т.д.).

Игра как форма воспитательной работы - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.

Культура общения и поведения на самоподготовке.

Повседневная практика показывает, что дальнейшее развитие культуры общения и поведения формируется именно в младшем школьном возрасте. Сложившаяся структура работы показывает, что именно самоподготовка способствует развитию культуры общения и поведения.

Поскольку культура поведения тесно связана с навыками культуры общения, в своей работе на самоподготовке мы делаем большой акцент на развитие и формирование культуры речевого общения, что требует от нас постоянного анализа психологического состояния детей, их общего уровня развития, успеваемости, адаптации в классе, выявления их статуса в коллективе, а так же требует постоянного поиска дальнейшего развития своей деятельности.

Поскольку культура общения главным образом включает в себя культуру речевого общения, в своей работе мы работаем над обогащением речи, развиваем объем активного словарного запаса, формируем точность речи , четкость произношения, развиваем выразительность речи учащихся. В реализации данных задач нам помогает взаимодействие с логопедом, учителем, использование различных игровых технологий, т.к. именно в младшем школьном возрасте именно в игровой деятельности достигается наибольший успех для достижения поставленных задач.

Культура общения и поведения в игровой деятельности.

Не следует забывать, что игровая деятельность является одним из ведущих видов деятельности в младшем школьном возрасте, а так же является наиболее активной формой организации воспитательного процесса.

Как показывает опыт, именно в процессе игры у детей формируются и закрепляются навыки поведения и культуры общения.

Игровая деятельность играет важную роль в формировании таких качеств как:

  • умение говорить и слушать других;
  • умение выбирать нужное поведенческое решение соответственно ситуации;
  • овладение основными этическими нормами;
  • формирование в поведении этических стереотипов.

Использование игровых технологий требует от нас:

  • формировать положительное эмоциональное отношение к выполнению правил поведения;
  • использовать проблемные и реальные жизненные ситуации, моделируемые в игровой деятельности для закрепления усвоенных правил поведения;
  • пополнения личного опыта культурного поведения;
  • подбора, разработки и использования системы игр, направленных на воспитание культуры поведения, которые опираются на коммуникативный подход, учитывают речевое и возрастное развитие детей.

Культура общения и поведения за пределами школы-интерната

Для реализации намеченных планов по формированию культуры общения и поведения школьников, я использую такой метод активной формы воспитательного процесса как регулярные выезды с воспитанниками за пределы школы ,а именно посещении театров, музеев, выставок, мастер-классов, кафе и многое другое.

Основной задачей воспитателя в рамках данного вида деятельности является грамотное сочетание систематической работы над правилами, проводимой на специальных занятиях, и повседневной работы воспитателя и учащихся.

Учитывая ситуативность поведения детей, необходимо разнообразить условия, в которых учащиеся должны упражняться, выполнять те или иные правила поведения.

Реализация данного вида деятельности подразумевает укрепление и развитие практических навыков культурного общения и поведения в общественном транспорте, магазине, торговом центре, в театре и т.д.

Развитие культуры общения и поведения во внеурочной деятельности. Мероприятия

Значимость проблемы культуры общения и поведения настолько очевидна, что укрепление и развитие данных понятий играет важную роль в формировании полноценной и гармонично развитой личности подростка.

Значимые цели многих моих мероприятий это:

  • формирование адекватного коммуникативного поведения;
  • формирование коммуникативной грамотности учащихся, заключающуюся в знании ими функций общения;
  • обучить своих воспитанников основным правилам и приемам эффективного общения в различных ситуациях;
  • развитие опыта творческой деятельности;
  • развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.

Главными методами остаются приучение школьников к выполнению правил культурного общения, а так же коллективно-творческие дела. Опыт работы показывает, что навыки позитивного общения подростки приобретают, когда они активно участвуют в коллективных делах и мероприятиях.

Я использую: упражнения-тренинги, беседы, дискуссии, творческие мастер-классы, классные часы, круглые столы, ситуативно- ролевые игры и многое другое.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Лучшие статьи

Статей за текущий месяц нет.
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены