РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Технология функционального чтения на уроках географии

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Главная обучающая задача смыслового чтения состоит в том, чтобы совершенствовать приемы понимания текста, которые обучающийся сможет применять тогда и в том порядке, какой будет задавать конкретный текст.

Обучение пониманию текста решает также развивающие задачи, так как предусматривает активизацию в процессе чтения психических процессов, участвующих в понимании (внимание, память, воображение, мышление, эмоции и т. д.), формирование навыков самоконтроля, развитие интеллектуальной самостоятельности, эстетических чувств, волевых качеств. И, наконец, основная задача, связанная с формированием общей культуры ученика, - растить Читателя, который понимает текст, может проявить и обосновать свою нравственную позицию при восприятии читаемого, свободно владеет речью.

Н.К. Крупская писала, что первая задача при чтении состоит в том, чтобы уяснить и усвоить прочитанный материал, вторая – продумать прочитанное, третья - сделать из прочитанного необходимые для памяти выписки и, наконец, четвертая – дать себе отчет, чему новому научила тебя прочитанная книга.

Учебные действия смыслового чтения:

1. Поиск информации и понимание прочитанного:

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
  • выделять главную мысль текста;
  • трансформировать информацию по шаблону;
  • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделять несколько признаков;
  • читать информацию, представленную в виде схем, таблиц.

2. Преобразование и интерпретация:

  • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи;
  • выдвигать предположения и находить подтверждение (опровержение) в тексте;
  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте;
  • составлять на основе текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

3. Оценка информации:

  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном в тексте;
  • работать в паре, в группе, рассматривая рисунки-схемы и объяснять партнеру свою точку зрения.

I. Предтекстовая деятельность - на стадии вызова, актуализации имеющихся знаний по теме, пробуждения познавательной активности, создания мотивации к чтению и для приучения школьников к углубленной самостоятельной работе, возможно применение нескольких педагогических приемов:

  • Мозговой штурм.
  • Ориентиры предвосхищения содержания.
  • Вопросно-ответные упражнения
  • Поставь проблему.
  • Предложи решение.
  • Прогноз и впечатления.
  • Алфавит за круглым столом и др.

II. Текстовая деятельность - работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного. Управление процессом чтения: выдвижение гипотезы о смысле читаемого в структуре текста; ее подтверждение/опровержение в процессе чтения; контекстуальная и смысловая догадка о соотношении читаемой в данный момент части с текстом в целом; размышление во время чтения о содержании текста; собственная оценка понимания прочитанного и др.

Методические приемы:

  • Работа с географическими понятиями
  • Верные/неверные утверждения
  • Путешествие по содержанию.
  • Карта осмысления и запоминания событий.
  • Тайм-аут! (паузы для сохранения информации).
  • Чтение в кружок
  • Чтение про себя с вопросами.
  • Чтение про себя с пометками
  • Чтение с остановками

III. Послетекстовая деятельность - на данном этапе работы с учебным текстом используемые педагогом методы и приемы позволяют применить содержание освоенного текстового материала в разных интеллектуальных ситуациях, формах применения, областях социально значимого знания.

Методические приемы:

  • Паутина обсуждения.
  • «Сворачивание текста».
  • Пирамида фактов.
  • «Тонкие» и «толстые» вопросы к тексту.
  • Вопросы после текста.
  • Взаимовопросы.
  • Кластер.

Существуют различные типы заданий, которые позволяют развивать и проверять навыки чтения:

1. Задания «множественного выбора»:

  1. выбор правильного ответа из предложенных вариантов;
  2. определение вариантов утверждений, соответствующих/не соответствующих содержанию текста/не имеющих отношения к тексту;
  3. установление истинности/ложности информации по отношению к содержанию текста.

2. Задания «на соотнесение»:

  1. нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями, пунктами плана, картинками, знаками, схемами, диаграммами и частями текста (короткими текстами);
  2. нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений, картинок, схем и т. п.;
  3. соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста (нахождение синонимов/ антонимов).

3. Задания «на дополнение информации»:

  1. заполнение пропусков в тексте предложениями/ несколькими словами/одним словом;
  2. дополнение (завершение) предложений.

4. Задания «на перенос информации»:

  1. заполнение таблиц на основе прочитанного;
  2. дополнение таблиц/схем на основе прочитанного.

5. Задания «на восстановление деформированного текста»: расположение «перепутанных» фрагментов текста в правильной последовательности.

6. Задания с ответами на вопросы могут иметь различные целевые установки и соответственно различаться по степени сложности.

  • нахождение фактического материала – в основном вопросы кто (что)? где? когда? что делал (а)?
  • определение темы;
  • выявление информации, явно не выраженной в тексте.
  • нахождение в тексте заданной информации;
  • использование информации из текста для подтверждения своей точки зрения;
  • установление смысловых связей между частями текста или двумя (несколькими) текстами;
  • определение основной мысли (идеи) текста;
  • соотнесение конкретной детали с общей идеей текста;
  • интерпретация (комментирование) названия текста.

Приемы работы с текстом

В настоящее время основными проблемами, связанными с чтением подростков, принято считать:

  • снижение интереса к чтению;
  • ограниченность круга чтения подростков с преобладанием учебной и развлекательной литературы;
  • низкий уровень читательской компетентности: неумение находить необходимые источники письменной информации, отбирать, оценивать, анализировать тексты; обрабатывать информацию в письменной форме.

Кризис чтения, наблюдаемый во всем мире, безусловно, сказывается на результатах школьного обучения.

Фрагмент урока: 8 класс Тема «Численность населения»
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
2. Актуализация опорных знаний – проверка д/з.
3. Мотивация

4. Изучение нового материала
- новые понятия «естественный прирост», «демографический кризис», «демографический взрыв»,
- работа по рис. 13-14, анализ показателей естественного прироста.
- текстовая деятельность:

Задания «на перенос информации»: заполнение таблицы на основе прочитанного - § 7, Как менялось число жителей России?

5. Закрепление изученного материала

6. Итог урока

7. Д./з.

Сегодня важнейшим критерием успеха становится доступ к информации и умение эффективно ее переработать. Залогом успеха каждого учителя может стать овладение стратегией смыслового чтения, систематическое применение ее приемов на своих уроках.

Литература

  1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская / под ред. А.Г. Асмолова. – 2- е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с
  2. Демидова М. Ю. Формирование естественнонаучной грамотности. Школа современного учителя. 2021 год.

Электронный ресурс:

  1. https://interactive-plus.ru/e-articles/731/Action731-552630.pdf
  2. https://www.sites.google.com/site/ucitelamv/home/cto-takoe-smyslovoe-ctenie
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены