РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Нравственное воспитание в современном образовательном учреждении

Инна Николаевна Долгая

Во все времена люди высоко оценивали нравственное воспитание. К сожалению, в нашем XXI веке мы регулярно встречаемся с ухудшением нравственного состояния общества, обеднением его моральных устоев, которые выражаются недостаточным формированием представлений о духовных ценностях и искажении нравственного состояния детей, школьников и молодежи.
Каждый поступок человека оценивается со стороны окружающих, как хороший или плохой, верный или неправильный, справедливый или несправедливый. При всём при этом мы пользуемся понятием морали, которая представляет собой систему правил. В зависимости от того, как освоена и принята человеком мораль, возможно судить об уровне его нравственности. Что такое нравственность и как сформировать представление о ней в молодом поколении ХХ1 века?

В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова поясняется, что нравственность [1, с.144]- это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, моральные нормы; правила поведения, характеризуемые данными качествами.

В педагогической науке нравственное воспитание рассматривается как основное звено многостороннего формирования личности[2,c.128], которое необходимо для подготовки ответственного гражданина, способного строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей, общества, государства.

В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объёме и усложнилось по своей структуре, педагогам предстоит реализовывать нравственное воспитание вопреки общественным установкам. Преподавателю требуется не только знание предметов и методика их преподавания, но и умение сосредоточить свою активность на нравственное воспитание в формировании учебной деятельности.

Технологию обучения нравственному воспитанию школьников каждый преподаватель выбирает самостоятельно, основываясь на возраст учащихся и результат, который он хочет получить.

На мой взгляд, обучение нравственному воспитанию осуществляется на каждом уроке, на каждой перемене и налюбом мероприятии. Всякий случай может стать поводом дать детям хороший урок нравственности.

Уроки литературы и классный час, я считаю, наиболее благоприятны для осуществления нравственного воспитания. Произведения, входящие в школьную программу, содержат материал, способствующий духовному развитию личности.

На примере учащихся 7 класса МБОУ «Лицей №48» города Калугимогу поделиться эффективными методамивоспитания подрастающего поколения.

К сожалению, молодое поколение не желает принимать участие в жизни класса и школы, считая это неинтересным. С таким мнением учащихся столкнулась, и я два года назад.

Будучи молодым педагогом, я не расстроилась, а приобрела замечательный опыт и сформулировала для себя особую методику нравственного воспитания.

К первой группе отношу такие методы [3], как этическая беседа в индивидуальном или групповом порядке, совместные детско-родительские вечера, посещение выставок, кинотеатров, экскурсии.Также сюда можно отнести и личный пример педагога, основанный на жизненном опыте. Школьники с особенным интересом слушают учителя и любят поделиться на определенную тему своей историей. Таким образом, между педагогом и учеником образуются доверительные отношения.

Вторая группа методов - это поручение или создание воспитывающих ситуаций.В большинстве случаев, это практическая деятельность. Такие методы предполагают ответственность детей за принятие решения перед детским коллективом, самим собой, учителем и родителями.

Третья группа методов - это стимулирование учащихся, соревнование, метод обеспечения успеха в деятельности.

Пользуясь данными методами, могу сказать, что ученики активно участвуют в жизни школы («Юные театралы», агитбригада по здоровому образу жизни, «Смотр строя и песни», «КВН-математический», «Журналистика», «Предпринимательство», спортивная игра «Волейбол» и т.д. На классных часах мы организуем для начальных классов экскурсию в музей «Письма боевой славы», где ученики рассказывают младшему поколению о подвигах русских солдат.

На мой взгляд, с учащимися всегда необходимо поддерживать обратную связь, понимать, насколько применение того или иного метода эффективно. Поэтому педагог в своей деятельности должен использовать педагогическое наблюдение, беседы, направленные на выявление уровня воспитанности и нравственности учащихся, анкетирование, совместная работа с психологами учреждения, которые выявляют результат применения того или иного метода.

Таким образом, я смогла добиться результата от своих учеников. Но важно помнить, что воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, но и педагог, его личность, знания, убеждения, а также атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений преподавателя и детей, детского коллектива между собой.

Воспитывать надо постоянно, требовательно, настойчиво, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Литература:
1. Ожегов, С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание – М.: Академия, 1995. – с. 144
2. Хаткевич О.А., Минич О.А. Поговорим о нравственности. - Минск: ООО «Красико-Принт», 2004. - 128 с.
3. https://clck.ru/366ZpX

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены