РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Духовно-нравственное воспитание школьника на уроках словесности

Погребная Н.И.

Нет, не гибнет в жизни большой
Всё, на что сердце твоё откликается.
Живи беспокойно, живи с маетой:
С доброты человек начинается.
С. Иванов.

В последние годы наши дети очень изменились. Это и понятно: другое время, доступность, информационная свобода, другие ценности… Но мы опять и опять поднимаем вопрос о духовном оскудении подрастающего поколения.

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения была и будет актуальной. Задача вырастить молодое поколение добрым, честным, трудолюбивым – одна из главных и важных задач современной школы. Да, мы живем в бурный век информатизации, мирового кризиса, но есть вечные истины, которые не надо искать и которые живут всегда, в любые времена, при любых политических режимах. Добро всегда было и остается добром, любовь – любовью, милосердие – милосердием…

Формирование у подрастающего поколения активной жизненной позиции, основанной на серьезном нравственно-этическом фундаменте, является важнейшим приоритетом государственной политики в сфере образования. В этих целях широко используются огромные воспитательные возможности учебных предметов, прежде всего, гуманитарного цикла.

Кому же воспитывать нравственность, как ни учителю русского языка и литературы! Казалось бы, столько книг и столько возможностей. Но где-то происходит сбой, и мы наталкиваемся на невежество, непорядочность, неумение слышать и слушать. И страдаем от самих себя. Как же научить будущих взрослых, сейчас детей, прислушиваться друг к другу, «разговаривать душами»?

В школе я преподаю русский язык и литературу 11 лет. Литература – это учебный предмет, который призван формировать нравственные ценности в подрастающем человеке. К сожалению, согласно учебному плану на уроки литературы оставлено 1-2 часа в неделю. Да, не очень много для решения такой важной задачи. Но я стараюсь использовать по максимуму духовно-нравственный потенциал каждого урока, чтобы каждый час не прошел впустую, чтобы на каждом уроке дети задумались, высказали свое мнение, доказали, опровергли, поспорили и, конечно же, ответили на вопрос: «Кто я?».

Необходимо понять ученика, а для этого нужно, в первую очередь, пристально вглядеться в то, как он живёт, с кем дружит, узнать его мысли и стремления. А поняв – обязательно помочь ему. Помочь тактично и ненавязчиво разобраться в самом себе, поддержать, приободрить, направить по правильному пути. В этом наша педагогическая обязанность, наш долг перед вступающим в мир взрослых отношений и проблем поколением. Главной задачей нравственного воспитания является процесс становления в каждом ребёнке Человека.

Но этот процесс очень сложен, а результат его во многом зависит от мастерства, как педагога, так и родителей.

Чтение детей — одна из важнейших перспектив духовности, интеллекта, культуры нации.

Что же может взрослый человек, учитель, сделать для своих учеников? Учитель литературы может самое главное – увлечь искусством, раскрывающим сложность человеческих характеров и судеб, систематически пополнять знания о духовном мире человека, стимулировать духовную активность личности, потребность в творческой самоотдаче.

Работая над темой «Духовно-нравственное становление личности на уроках словесности», особое внимание уделяю вопросам нравственности, стараюсь создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества с помощью таких приемов, как доверие, просьба, скрытая инструкция, поощрение, высокая оценка детали. Считаю, что внимательное, деликатное, вежливое отношение к ученику является одним из способов повышения нравственности и общей культуры учащихся.

Сегодня дети увлечены боевиками, ложными кумирами и понятиями, что зачастую порождает агрессивность, жестокость, культ насилия. Размытые и искаженные духовно-нравственные ориентиры в обществе, пропаганда насилия, разрушение семейного уклада жизни, фильмы, подобные «Школе», и многое другое входят в детские души.

Поэтому актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания школьников заключается в следующем:

  • во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными качествами личности.
  • во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на ребенка.

Современный школьник читает очень мало. Хорошие ученики в лучшем случае прочитывают только обязательный программный минимум по литературе. Мало читают не только у нас. Это всемирное явление. Причин много, например, — альтернативные источники, а среди них, в первую очередь, — мультимедийные. Нельзя отрицать роли классической литературы в духовно-нравственном воспитании подростков, её роль просто неоценима. Мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. А «Книга,- по словам А.Герцена,- это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых человеку, заступающему на его место». Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеет богатейшей материал для воспитания юных сердец. В числе писателей, поставивших в центр своего творчества нравственные проблемы личности можно назвать Ч.Айтматова, Б.Васильева, В. Астафьева, В.Распутина, Ю.Бондарева и многих других.

На уроках литературы с ребятами мы занимаемся по учебному пособию Г.С. Меркина. Содержание и структура программ определяются целью литературного образования: приобщить учащихся к богатствам русской и мировой литературы, развить способности развивать и оценивать произведения литературы и отражённые в них явления жизни и на этой основе формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую идейно-нравственную позицию школьников. В отборе произведений для чтения и изучения не утратила своей значимости мысль, высказанная К.Д. Ушинским: «Всё в преподавании должно быть нравственно, так, чтобы само говорило за себя, не нуждаясь в сентенциях. То литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженные в этом произведении. Кроме того, всякое искреннее наслаждение изящным есть уже само по себе источник нравственного чувства…».

Уроки литературы тем и выигрышны, что они побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле.

На каждом уроке литературы учитель ведёт своих воспитанников к уяснению тех или иных нравственных понятий. Это не означает того, что учитель навязывает своё мнение, лишает ученика самостоятельного выбора. На уроках важно создавать ситуацию нравственного выбора, которая оказывает сильное влияние на формирование духовно-нравственной позиции. Ярким примером раскрытия проблемы чести, достоинства, выбора человека служит урок – раздумий по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»: как не поддаться малодушию, как сделать выбор между жизнью и честью, совестью и подлостью. Учащиеся отмечают приёмы, с помощью которых писатель раскрывает характеры героев и идейный замысел романа

Анализ ситуации, где герой поставлен перед нравственным выбором и оценка его решения с учетом последствий поступка позволяет учащимся оценивать собственные действия, формирует умения выбирать оптимальный вариант нравственного решения и его исполнения.

Здесь большое поле для деятельности представляют уроки по древнерусской литературе, ведь литература Древней Руси вместе с ее искусством представляет собой необыкновенную духовную целостность, отражающую единство и крепость народного духа, проникнутого нравственным просвещением. Сколько непреложных истин, настоящих уроков нравственности можно почерпнуть при изучении таких произведений, как «Поучение Владимира Мономаха», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Слово о полку Игореве». На таких уроках я предлагаю ученикам составить словарик моральных качеств, о которых идет речь в тексте, написать советы своим сверстникам, обратиться к одноклассникам от лица древнерусского автора.

Обучение анализу поступков героев способствует саморазвитию учащихся, используя понятия «мотив поступка», «цель жизни» школьники проводят параллель от литературы к жизни, таким образом, на моих уроках они создают модель своего будущего.

А в продолжение разговора на уроке литературы, чтобы глубоко проникнуть в смысл нравственных понятий, предлагаю учащимся тексты, содержание которых позволит им совершить для себя открытие и по-новому осмыслить сущность человеческих отношений и поступков.

Текстов на нравоучительные темы много, например, «Удивительная книга» (по Е.Корниловой), «Молния» (по Е.Воробьеву), «Село Великое» (по С.Воронину), «Рябинка» (по Н.Соколовой), «Незабываемый урок» (по К.Чуковскому) и.т.д.

Хочу остановиться на таких произведениях, как «Живи и помни» В. Распутина, «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицына, «Лето Господне» И. Шмелёва, которые несут большой нравственный заряд, не оставляют читателя равнодушным, заставляют сопереживать, учат преодолевать трудности, верить в победу Добра и Разума, а также жить по человеческим законам.

Уже с 5 класса привлекаю ребят к созданию устных и письменных монологических высказываний по определению авторской позиции в художественном произведении, ориентируясь на нравственные ценности. Этот вид работы достаточно трудный для малышей, но он оправдывает себя.

В старших классах основное внимание школьников при анализе русской классики направлено на своеобразие способов изображения человеческой личности в художественной литературе разных направлений. Например, патриотический пафос «Слова о полку Игореве», роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин», комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» - обличение невежества, злонравия, деспотизма; идеалы человеческого достоинства, гражданского служения родине; роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - бескомпромиссный поиск истины, боль за человека как основа авторской позиции, проблема личной ответственности человека за судьбы мира, роман Л.Н. Толстого «Война и мир» - любовь к жизни, чувство полноты бытия, поиски смысла жизни – вот неполный список произведений, которые играют важную роль в духовном взрослении человека и дают ответы на многие наши вопросы.

Уроки русского языка также способствуют нравственному воспитанию школьников. Их нужно строить в тесной связи с материалом уроков литературы.
Например, При изучении темы «Лексика и фразеология» объектом пристального внимания во всей полноте своих значений становится слово. Здесь же формируем понимание различных нравственных понятий. Ключевыми становятся «совесть, истина, милосердие, благодарность, долг, добросердечность, жестокость». Мы составляем небольшой словарик, в котором представили лексическое значение и этимологию этих слов.

Важно научить ребенка не только объяснять значение нового слова, но и пользоваться изученным словом в речи. Этому помогают образцы употребления слов - готовые словосочетания и предложения, которые после прочтения обязательно записываются под диктовку.

Для того чтобы помочь ученикам осмыслить, осознать сущность любого нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими близкими и противоположными ему.
А в качестве домашнего задания предлагаем написать сочинение – рассуждения о нравственных понятиях. Темы предлагаются разные: «О доброте», «О милосердии», «О гордыне» и другие.

Очень люблю на уроках сочинения-размышления в виде решения нравственно-психологических задач с различной формой взаимо- и самооценивания, диспуты на темы морали. Темы могут быть следующими: «В какой семье я хотел бы родиться: в семье Ростовых или Болконских?», «Кто я?», «Чего во мне больше: доброго или злого?», «Какие качества я должен в себе развить, чтобы общение со мной было приятным?», «На что я способен?», «Человек внутренний и человек внешний», «Поездка в прожитое…», «Себя каждый выбирает сам». С помощью этого приема можно начать беседу, дискуссию, ответ на любой проблемный вопрос.

Можно придумать и массу других тем, важно о них правильно рассказать, дать ребенку возможность рассуждать и услышать мнение других. Учитель должен в каждом ученике видеть «я – реальное» и «я – возможное». А искусство – это своеобразная «машина времени». Оно дает ощущение связи времен.

Посредством внимательного чтения, исследовательской и поисковой работы, погружения в текст вместе пытаемся выяснить, что хотел автор сказать нам, читателям ХХІ века, на чем заострить наше внимание. Никаких готовых утверждений я не приемлю. Дети сами ищут пути решения проблемы, поднимаемой на уроке.

Ученик, решающий нравственную проблему на уроке и принимающий решение, умеет выражать свои взгляды, убеждения, делать выводы, благодаря чему приобретают навыки принимать правильные собственные решения. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной, пусть и не полностью.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены