РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование критического мышления на уроке иностранного языка

Формирование критического мышления на уроке иностранного языка 
 
БИЗЯЕВА ОКСАНА НИКОЛАЕВНА 
Учитель английского языка 
МБОУ Гимназии №5, 
города Кызыл, Республики Тыва. 

В методической разработке описывается практический опыт подготовки урока английского языка с применением технологии критического мышления.

Содержание

Введение

Современная социально-экономическая ситуация ставит перед школьным образованием задачу формирования личности, не только вооруженной новейшими знаниями, но и способной применять полученные знания в конкретной ситуации, владеть приемами обработки информации, а, значит, быть конкурентоспособным на рынке труда. Окончив школу, выпускники должны уметь принимать быстрые и подчас неординарные решения, должны обладать аналитическим, проблемным, критическим, творческим, рефлексивным мышлением. Однако существующая система школьного преподавания зачастую нацелена лишь на обеспечение ученика формальным знанием. В итоге, выпускник школы оказывается ограниченным в своих возможностях понимания того, что выходит за рамки приобретенных знаний, не способным к творческому восприятию ситуации. Засилье в содержании образования объективистского знания не способствует умению выделить необходимую информацию, оценить ее и применить. Противоречие между необходимостью формирования интеллектуальных навыков, позволяющих научить определяться в смыслах и ценностях и формализацией знаний возможно решить за счет применения инновационных форм, методов и средств обучения.
Одним из наиболее эффективных способов целенаправленного развития интеллектуальных умений является использование технологии «Развитие критического мышления». Данная технология позволяет добиваться таких образовательных результатов, как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
 
В данной методической разработке описан опыт проведения урока английского языка с применением технологии «Развитие критического мышления» 

Особенности применения технологии «Развитие критического мышления» на уроке английского языка

Сущность понятия «критическое мышление»

Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих формирование "мышления оценочного, рефлексивного”, для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированного и логического мышления, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах. В основе технологии формирования критического мышления лежат идеи Д. Дьюи, Ж. Пиаже и Л.С. Выготского о необходимости развития в учениках аналитически-творческого подхода к любому материалу.
Критическое мышление - это сложный мыслительный процесс, который начинается с получения информации и заканчивается принятием решения, формированием собственных позиций. Это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; это умение ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Иностранный язык как средство формирования критического мышления

Одним из наиболее эффективных инструментов формирования критического мышления учащихся является изучение иностранного языка.
Языковое образование по своей сути есть процесс движения от цели к результату, тот «мостик», который позволяет перейти от этапа накопления знаний к этапу свободного применения их в разнообразной деятельности.
Современные тенденции обучения языкам предполагают развитие навыков и выработку умений пользования языком, а не приобретение и накопление определенной суммы грамматических правил и лексики. Основу владения языком составляют готовность и умение человека анализировать и оценивать ситуации общения, все детерминирующие их факторы и принимать адекватное им решение относительно речевого поведения. 

Применение технологии «Развитие критического мышления» на уроке иностранного языка позволяет формировать умения мыслить логично; выражать свою мысль, своё мнение связно и чётко; запоминать и оценивать факты; формировать свою точку зрения, мнение, самостоятельно работая над новым материалом; уметь отстаивать свою позицию.
Технология «Развитие критического мышления», ориентирует преподавателя и учащегося не только на деятельностное участие каждого в процессе обучения, но и на сотрудничество учителя и учащихся, на создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение. Работая с технологией «Развитие критического мышления» учащийся реализует свои потребности и возможности учиться решать свои проблемы самостоятельно, а также обучается способам оценки своей собственной деятельности. Используя данную технологию на уроках учитель развивает личность ученика в процессе обучения иностранному языку, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования.

Опыт применения технологии «Развития критического мышления» на уроке иностранного языка

Основными этапами урока при использовании данной технологии являются этап вызова, осмысления, рефлексии.
На стадии вызова с помощью различных приемов (индивидуальная / парная /групповая работа; мозговая атака; прогнозирование содержания; проблемные вопросы и т.д.) осуществляется подготовка к основному этапу. Таким образом, полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний, что дает учащимся возможность эффективнее связывать новую информацию с ранее известной и сознательно, критически подходить к пониманию новой информации.
На стадии осмысления, когда обучаемый вступает в контакт с новой информацией или идеями, он учится отслеживать свое понимание и обращать внимание на пробелы, фиксируя их для выяснения в будущем. Каждый высказывается о том, как он догадался о значении слов, какие ориентиры помогли ему в этом. Такая работа позволяет проанализировать эффективность использования тех или иных приемов мыслительной деятельности.
На стадии рефлексии учащиеся размышляют о связи с тем, что они узнали на уроке, закрепляя новые знания, активно перестраивают свои представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Живой обмен идеями между учащимися дает им возможность познакомиться с разными точками зрения, учит внимательно слушать собеседника и аргументировано защищать свое мнение. Последняя стадия рефлексии подразумевает именно творческое применение полученных знаний, навыков, умений.

Заключение

Анализ систематической работы с технологией развития критического мышления позволяет сделать вывод о ее эффективности в развитии интеллектуальных способностей и формировании навыка мыслительных операций, позволяющих ученику повысить эффективность восприятия информации и интерес как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения; осознать особенности критического мышления; ответственно относиться к собственному образованию; учиться работать в сотрудничестве с другими.
Учителю работа с данной технологией позволяет создать в классе атмосферу открытости и сотрудничества; использовать систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения; грамотно анализировать свою деятельность; стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Список использованных источников:

1. Скалкин В.Л Коммуникативные упражнения на английском языке. М.: Просвещение, 1983
2. Eckersley Macaulay Brighter grammar.- M.: Международные отношения, 1992
3. Пассов Е.И Урок иностранного языка в средней школе. М.: Просвещение, 1988
4. Климентенко А.Д Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Педагогика, 1981
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены