РАЗРАБОТКИ
|
Формирование мировоззренческих установок восьмиклассников в системе уроков развития речиВ современной России осознается падение нравственно¬сти молодежи, что означает смену ценностных ориентаций людей под влиянием различных обстоятельств. Философы, социологи, поли¬тологи отмечают, что в стране складывается новая морально-нравственная атмосфера, идет переоценка ценностей, их твор¬ческое переосмысление. В этой связи становится понятным особое значение формирования ценностных ориентаций молодого поколения. В данном процессе велика роль родного языка. Поэтому в новом стандарте русский язык определяется как предмет духовный, мировоззренческий, т.е. формирующий систему взглядов и воспитывающий «гражданина, патриота». Подростковый возраст — решающий этап становления мировоззрения, потому что именно в это время созревают и его когнитивные, и его эмоционально-личностные предпосылки. Учитывая бедность учебных пособий по русскому языку уроки «развития речи» являются самым актуальным приемом в формировании мировоззренческих установок учащихся. Поэтому мною было проведено исследование , цель которого состоит в разработке, обосновании и экспериментальной проверке методической системы по формированию у учащихся 8-го класса ценностной картины мира на основе мировоззренческих концептов в процессе речевого развития школьников. Т.о. была выдвинута гипотеза: целенаправленное и осознанное формирование национальной картины мира на основе мировоззренческих концептов в процессе речевого развития школьника способствует развитию ученика как «человека культуры» (в понимании М.С. Библера) и целостной личности, обретению им ценностных ориентаций и смысла жизни, а также свободы речевого оформления. Для реализации поставленной цели и выдвинутой гипотезы работа проводилась поэтапно. На первом этапе был проведен констатирующий эксперимент, целью которого было выявить уровень сформированности лингвокультурологических знаний и умений восьмиклассников на основе осмысления и переживания ими гуманитарно значимых концептов. 1. Учащимся было предложено написать сочинение на тему: «Мое представление о вечных ценностях». В задачи эксперимента входило:
Из представленных в таблице данных можно увидеть, что высок рейтинг семьи как ценности, что не противоречит данным, констатирующих высокую степень сплоченности и солидарности в системе отношений «отцов и детей». Скорее всего это связано с формированием у подростков средства защиты на пороге вхождения в более широкий социум. Но, есть работы, где учащиеся отмечают непонимание, даже обиду во взаимоотношениях с родителями. Чаще всего эта проблема затрагивается подростками из неблагополучных семей. Я установила, что концепт «дружба» является для подростков одним из самых актуальных ценностей. Во многих работах она возведена на пьедестал. Авторы этих работ считают, что в основе дружеских отношений лежит личный интерес, что свидетельствует концепция разумного эгоизма, выражая пользовательское отношение к другу. Христианское осмысление дружбы встретилось только в нескольких работах (умение дружить – это божественный дар). Это привело меня к выводу, что необходимо в работу внедрять концепт «толерантность» Также одной из ценностей является «свобода». Это понятие интерпретируется подростками как отрицательное, т. к под ним понимается свобода в выборе поступков и действий. Отнесение концепта «деньги» к вечным ценностям объясняется давлением на подростка потребительски ориентированной среды, способной деформировать сам смысл жизни, вызывая в детях стресс и напряжение. (В нашем мире все можно купить, а не достичь трудом). Т. о. можно сделать вывод, что доминантной формой этического сознания наших респондентов является форма наивного понятия. Наши респонденты в своем большинстве не готовы к языковой/речевой форме репрезентации духовно-нравственных знаний и представлений, поэтому «переживание» телеономных концептов у них, по-видимому, осуществляется в основном за границами языка. 2. Мною был проведен диагностический опрос «Три смысловые доминанты», целью которого было определить три наиболее значимые и актуальные для школьников проблемы, связанные с формированием «практической философии» человека. В ходе исследования решалась конкретная задача: установить, какие концепты «практической философии» наиболее востребованы современными подростками. Респондентам был предложен список тридцати тем морально-этического содержания, представленных или понятиями – антиподами, или понятиями – «друзьями». От них требовалось выделить (обвести в кружок цифру) три темы, которые они считают наиболее важными, актуальными и интересными для себя (если есть необходимость. Восьмиклассники проявили устойчивый интерес к четырем темам морально-этического содержания: Вера. Надежда. Любовь , Свобода , Воля , Радость, Удовольствие . Таким образом были определены актуальные темы уроков речевого развития, разработана система уроков для освоения учащимися «вечных ценностей». 3. Диагностический прием «Трех пословиц». Задача эксперимента: установить отношение современных школьников к когнитивным, аксиологическим и поведенческим стереотипам, составляющим этническое сознание и хранящимся в паремиологическом фонде языка (пословицах и поговорках). Для констатации установок современного этнического сознания респондентам было предложено из предъявленного списка в 40 пословиц назвать сначала
В ходе обработки материалов диагностического среза «Три пословицы» было установлено, что остроение современной мировоззренческой модели обучения языку и речи невозможно без учета ситуации когнитивного диссонанса, в которой существуют наши ученики, для которых два элемента знания: знание нравственных законов, по которым должен жить человек, и знание того, что сейчас по этим законам жить нельзя, - находятся в отношениях непримиримого противоречия.
Результатом теоретического исследования и констатирующего эксперимента явилась разработка и обоснование системы лингвоконцептоцентрических уроков развития речи в 8 классе на основе мировоззренческих концептов («свобода-воля», «добро-зло» и «толерантность»). Изучение данных мировоззренческих лингвоконцептов опирается на принцип лингвоконцептоцентризма в преподавании родного языка и в формировании языковой личности, понимаемый как направленность концептуального анализа на присвоение учеником культурных смыслов в процессе его «диалога» с культурными концептами, отражающими взаимосвязь языка и культуры. Совершенствование и разнообразие методического инструментария позволяет осваивать язык как культурно-духовный феномен, слово и понятие «делать собственностью ребенка» (Л.С.Выготский), ведь культурой («царством смысла» - Ф.Феникс) нельзя овладеть, ее можно только присвоить. Постепенное «вхождение» в мировоззренческие концепты (с учетом индивидуально-возрастных особенностей восьмиклассников) – это и есть присвоение (=осмысление и переживание) конкретной «культурной темы» в языке и литературе, причем присвоение рефлексивное, «событийное», предельно личное, определяющее отношение ученика к «ключевому слову» русской культуры. Ведущим жанром речи экспериментального обучения, реализующим когнитивно-творческую деятельность учащихся, в 8-м классе является метафорический портрет слова и эссеистический текст. Итогом контрольного эксперимента стали творческие работы учащихся:
Анализ результатов экспериментального обучения показал эффективность предложенной методической системы уроков, при которой в результате специально организованной деятельности ученика происходит своеобразное «окультуривание» личного опыта, школьника, его обогащение и преобразование. Работу в этом направлении необходимо продолжать, систематизировать, только в этом случае можно рассчитывать на духовно-нравственное, толерантное, свободное БУДУЩЕЕ страны.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
В России предложили ввести ответственность за оскорбления педагогов Рособрнадзор: названы самые популярные предметы ЕГЭ по выбору в 2024 году Опубликован график обработки экзаменационных работ ГИА-9 в 2024 году Владимир Путин встретился с Министром просвещения Сергеем Кравцовым Популярные разработки
Презентация к уроку алгебры "Линейное уравнение с двумя переменными" 7 класс Шаблоны для создания презентаций «Тетрадь на спирали». Часть 43 Презентация к урокам алгебры "Сложение и умножение числовых неравенств" 8 класс Презентация к урокам алгебры "Свойства числовых неравенств" 8 класс Презентация к урокам алгебры "Погрешность и точность приближения" 8 класс В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Текст как основная единица русского языка в формировании предметных компетенций обучающихся Использование активных методов обучения в образовательном процессе Родителям
Как реагировать на плохие оценки ребёнка? Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников Рекомендации родителям. Как построить благоприятные взаимоотношения со своими детьми. Правила пользования мобильным телефоном для детей Компания HEINEKEN помогает взрослым обсуждать с подростками тему злоупотребления алкоголем |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены