РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Работа над техническим развитием левой руки при обучении игре на фортепианоучащихся 3-4 классов музыкальной школы (студии)

Цель статьи: ознакомление с работой над техническим развитием левой руки при обучении игре на фортепиано учащихся младших классов музыкальной школы и учреждений дополнительного образования.
Задачи:
1. Раскрыть актуальность данной темы и указать на важность технического развития левой руки;
2. Проследить динамику технического развития левой руки через систему овладения различными видами техники;
3. Дать конкретные рекомендации на примере упражнений и соответствующего репертуара по овладению различными видами техники левой руки.

Техника (от греч. Техно-искусство)- это совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле. 

Пианистическая техника представляет собой комплекс технической беглости в сочетании с музыкально-образным содержанием. 

Оба эти компонента с первых шагов обучения должны находиться в полном единстве. Исходя из этого, каждый игровой приём не может быть абстактным, а должен быть обоснован музыкальным выражением. Точно также каждый музыкальный образ необходимо увязать с соответствующей формой игровых движений.

На каких же принципах следует развивать технический аппарат, чтобы создать наиболее благоприятные технические условия для выражения музыки?

  1. Гибкость и пластичность аппарата;
  2. Связь и взаимодействие всех его усастков при ведущих живых и активных пальцах;
  3. Целесообразность и экономия движений;
  4. Управляемость техническим процессом;
  5. Звуковой результат (как необходимый итог).
Добиваясь с первых шагов обучения неразрывной связи музыкально-звукового представления с игровым приёмом, следует в той или иной степени развивать перечисленные принципы. Без них контакт музыкального и технического развития будет чрезвычайно сложным, а иногда останется только «на словах». Таким образом, основная цель технического развития- обеспечить условия, при которых технический аппарат пианиста будет способен лучше выполнить необходимую музыкальную задачу. Эти условия должны привести к полному и беспрепятственному подчинению двигательной системы музыкальной воле исполнителя.

Одним из составляющих элементов технического развития является техническое развитие левой руки.
Прежде всего, работа над развитием беглости, звуковой ровности левой руки должна строится по этапно. Также как и развитие правой руки.

Система различных видов техники включает в себя овладение всеми её элементами, начиная от взятия одной ноты (на стадии овладения нотной грамотой и постановки рук) до мелкой и крупной техники. Поэтому работа над различными видами техники (крупной, мелкой) должна строиться с учётом возрастных особенностей учащихся.

В начальном периоде обучения, когда ученик только находится на стадии овладения нотной грамотой, педагоги используют различные попевки, дет.песни в виде одноголосных попевок приёмом нон легато. Зачастую педагоги не придают большого значения, что при этом ученик как правило, исполняет одноголосную попевку правой рукой.

Учитывая важность синхронного развития обеих рук, полезно приучать ученика исполнять попевки лев.рукой в низком регистре, имитируя тем самым тембры различных животных (как медведь). Затем можно предложить исполнить её октавным удвоением обеими руками. При этом ученик уже в самом начале получит навыки скоординированности движений, синхронности и значимости обеих рук.
Следующим элементом фортепианной техники и этапом работы является мелкая техника, в частности овладение гаммой и гаммообразными пассажами.

В работе над мелкой техникой следует соблюдать 3 фактора:

  • Активные ведущие пальцы;
  • Перемещающаяся опора (гибкая, подвижная кисть);
  • Крупное движение всей руки.

Кроме привычного разучивания гамм отдельно правой и левой руко, полезно играть различными приёмами туше: например- пр.р легато, лев.-нон легато; потом наоборот, а также менять штрих при восходящем и нисходящем движениях гаммы. Это развивает самостоятельность рук, в частности независимости левой от правой.

Другой вариант: когда ученик играет левой рукой, а педагог – правой на октаву выше одновременно, причём ведущая роль в метроритмической пульсации принадлежит ученику. Такой способ полезен не только на начальном этапе технического развития, но и в дальнейшем его процессе при разучивании одной левой рукой «трудных» мест в любом произведении.

Полезно воспользоваться упражнением Ганона №38.

Следующим этапом в развитии техники левой руки является развитие крупной техники. Это такие виды техники как аккорды, арпеджио, большие интервалы (сексты, октавы).

Для развития крупной техники левой руки необходимо хорошее растяжение и эластичность ладони- главное условие ненапряжённого взятия аккордов, различных видов арпеджио и октав. Растяжение поддаётся развитию путём тренировки, такие упражнения хорошо раогревают руки и развивают необходимые навыки при исполнении такого вида партии лев.руки.

УПРАЖНЕНИЕ «со станком» на задержанном звуке.

Запястье на подымать, все восьмые играть под ладонью, поворачивая кисть по рисунку мелодии.


В развитии техники левой руки следует отдельно остановиться на развитии пронационно-супинационных движений, лежащих в основе исполнения фигураций, встречающихся в аккомпанементах и исполняемых, как правило, левой рукой. Речь идёт об «альбертиевых басах» и разнообразных фигурациях типа разложенного аккорда из 3-х звуков.

Именно развитие пронационно-супинационных движений в левой руке является залогом воспитания лёгкости и четкости такого рода аккомпанемента, т.к. создаёт определённую метроритмическую опору и выполняет роль дирижёра.

Проследить динамику развития несложно. 

В качестве начальных навыков и знакомства с пронационно-супинационными движениями для их осмысления достаточно привести примеры как 1) открывания крана с водой, выполняя эти движения на вытянутых рукых и при опущенных плечах или 2) представить себе тарелку с супом.

Хорошо помогает усвоить это движение упражнение «Колёсико» - устойчивость руки находится на 3 пальце, ось вращения проходит через предплечье и плечо от 3-го пальца:

Затем можно использовать упражнение на скачки на боковом движении в быстром темпе.

При этом броски нужно играть боковым движением, как бы накидывая руку на верхние клавиши.

Такие и подобные пронационно-супинационные упражнения следует включать в работу как можно раньше, как только ученик начнёт ощущать «дно» клавиатуры и опёртость пальцев. Конечно же, лучше всего их освоение осуществлять на многочисленных этюдах. 

Очевидно, что самые простые из них будут иметь вид конструктивных, имеющих чисто прикладное, тренировочное назначение. Однако ученику важно рассказать и показать итоговых результат этого обучения. В качестве примера можно привести несколько этюдов из сборников Черни-Гермера (Этюд №18, фа мажор), затем такие же технические задачи решаются в Этюдах ор. 299( Этюд № 13) , сонатах Моцарта, Бетховена и пр. КПЗ, выливаясь в исполнение музыкальных картин Рахманинова, Шопена и т.д. (Шуман «Этюд-каприс».

Следует отметить необходимость подбирать соответствующий репертуар. Это должны быть не только этюды, но и пьесы, в которых ведущая партия (или мелодическая линия) принадлежит левой руке.

К числу способов разучивания можно отнести:

  • Разучивание одной лев.рукой трудных мест;
  • Проигрывание пассажей левой руки вместе с правой, удваивающей октавой выше партию левой
  • Специальные упражнение , этюды и пьесы, предназначенные для одной левой руки.
Среди таковых следует отметить сборник К Черни «Школа для левой руки» ор.399, воспитывающий значительную техническую выдержку и исполнительскую свободу левой руки.

Развивая техническую свободу левой руки педагоги ставят более скромные задачи для овладения различными приёмами техники, используя при этом инструктивный материал. Но вместе с тем помимо технического совершенства мы, педагоги, должны добиваться воспитания звуковой и художественно-музыкальной культуры ученика, тем самым достигая единства технического и музыкального, о чём говорилось в начале доклада.

Таким образом, при решении проблемы развития техники левой руки, следует помнить. Что главная цель технического развития- выражение через технические приёмы художественного и музыкального образа любого произведения. 

Поэтому через сиситему развития техники, в частности техники левой руки, ученик получает следующую цепочку:
Умение – навык - решение проблемы ( исполнения и подбора репертуара) - интерес к освоению новых произведений - любовь к исполнению.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены