РАЗРАБОТКИ
|
Современные приёмы индивидуализации обучения, направленные на развитие исследовательских способностей личности в свете требований ФГОС НООИрина Борисовна Тертица В настоящее время важнейшей задачей образования в начальной школе является формирование предметных и универ-сальных способов действий, воспитание умения учиться у каждого отдельно взятого ребёнка. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. В рамках поставленной задачи встаёт вопрос, каким требованиям должен отвечать педагог современной школы? Новые принципы образования требуют от каждого учителя овладения и применения современных педагогических технологий и новых методов обучения. И я не исключение, на своих уроках использую только современные образовательные технологии (деятельностный метод обучения, проблемно-диалогическое обучение, ИКТ – техно-логии) ориентированные на формирование у учащегося способности быть субъектом образовательной деятельности как процесса собственного развития (интеллектуального, личностного, эмоционального, телесного, духовно-нравственного). Ставлю перед собой основную задачу в обучении: не просто вооружить учащегося фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде. А также способствовать его саморазвитию и самоорганизации. Признанными подходами здесь выступают деятельностно-ориентированное обучение; учение, направленное на решение проблем (задач и ситуаций), а также проектные и исследовательские формы организации обучения. Именно такое сопровождение позволяет мне работать с интересом каждого ученика, помогать осваивать способы нахождения новых знаний, отвечать на конкретные запросы обучающихся и на базе этого помогать разрабатывать индивидуальные образовательные программы, которые послужили бы началом создания своего образа будущего, осуще-ствлять «тьюторскую позицию педагога». «Тьютор» - в переводе с английского означает « наставник». Цель работы тьютора – персональное сопровождение ученика или группы учеников в образовательном пространстве для становления у них устойчивых мотивов обучения, реализации личностных потребностей и интересов, самоопределения, осознанного и ответственного выбора жизненного пути. В поле зрения тьютора находятся основные компетентности:
Работу по обеспечению успешности каждого отдельно взятого учащегося реализую в рамках урочной, внеурочной и внеклассной деятельности.
Значимое место в моей практике занимает проектно-исследовательская деятельность учащихся, основанная на индивидуализации обучения. Принцип индивидуализации обучения исходит из необходимости ориентироваться в обучении на реальные типы учеников, их индивидуально-психологические особенности учащихся учитываются при выборе и применении методов и приемов обучения, при дозировке домашних заданий, определении вариантов классных и контрольных работ (по степени их трудности). На уроке продуктивно сочетаю фронтальную работу с классом и индивидуальную работу с отдельными учениками. Найдены оптимальные возможности сочетания фронтальной работы с классом и групповых и индивидуальных форм учебных занятий. При этом одни и те же вопросы программы в зависимости от подготовленности, индивидуальных склонностей, интересов и способностей, индивидуальных темпов работы школьники изучают с различной полнотой и глубиной так, чтобы каждый был оптимально занят на уроке Фронтальная работа с классом (обязательная для всех учеников) сочетается с известным варьированием материала для группы наиболее успевающих, особо интересующихся тем или иным вопросом учащихся, которые более глубоко изучают мате-риал по дополнительным источникам, расширяют знания, а также с индивидуальной работой с отдельными учащимися (для восполнения пробелов или расширения и углубления знаний). Так, некоторые разделы программы группы учащихся изучают по разным источникам, решают качественно различные задачи на одно и то же правило, ставят различной сложности опыты по одной и той же теме, получают различную дозу домашних заданий. В порядке индивидуальной работы ученики изучают дополнительную литературу, проводят опыты, выполняют специальные задания и дополнительные упражнения, готовят доклады и рефераты по интересующим их вопросам. Подобная предельная индивидуализация в условиях обычного школьного обучения возможна, и нужна. Для организации такой деятельности достаточно учесть лишь основные типы мыслительной деятельности школьников. Именно проектная – исследовательская деятельность в полной мере позволяет выявить и развить в каждом ребёнке свою неповторимую индивидуальность. Поэтому моё педагогическое кредо звучит так: «Найти в ребёнке талант, взрастить его, оберегать и постоянно развивать». Создание проекта, является следствием проведённого исследования. Поэтому роль учителя как можно раньше определить и самое основное не «погасить» стремление детей к самообучению, активно стимулировать исследовательское поведение ребенка, предлагая ему различные исследовательские и проектные задачи. В этом и заключается тьюторская позиция педагога по отношению к обучающемуся – позиция партнера, старшего друга, советчика и консультанта. Тематика проектно – исследовательских работ моих учащихся разнообразна, но сегодня мы поговорим о проектах, которые использую на разных уроках первой ступени обучения.
Исследовательская работа в 1 классе, образовательная область - математика. Проект: «Число и цифра 7». Цель данного проекта: расширение знаний учащихся в области математики, развитие ИКТ компетентности, познавательный интерес, исследовательские навыки, формирование вы-числительных навыков, умения работать в группе. Были выявлены учащиеся, владеющие компьютерными технологиями, которые и оформили мультимедийную презентацию.
Исследовательская работа по теме: «Использование экологически чистых природных материалов в строительстве жилых домов», 1 класс Цель: показать важность и актуальность проблемы строительства жилья в современном мире. Исследовать виды жилья на территории России. Узнать о строительстве жилья в настоящее время. В результате: использование данного материала на уроках кубановедения, окружающего мира.
Исследовательская работа по теме: «Почему листья меняют цвет », 1 класс Цель: исследовать годовой жизненный цикл растения. Вы-яснить, какие факторы влияют на изменение в течение четырех сезонов. Объяснить опытным путем происходящие изменения. Результат: использование данного материала на уроках кубановедения и окружающего мира.
Проект «Ремёсла на Кубани», 2 класс Цель: воспитание любви к родному краю, приобщение к культуре казачества на Кубани, расширение знаний учащихся в области кубановедения, развитие творческие способностей. Результат: выставка поделок.
Проектно – исследовательская работа «Моя мама лучшая на свете!», 2 класс Объединила три образовательные области: кубановедение, технологию, изобразительное искусство. Цель проекта: воспитание любви, уважительного отноше-ния к матери, развитие творческих способностей, формирование умения проектировать. Результатом данного проекта стало изготовление плаката «Наши мамочки» к празднику 8 марта.
Исследовательская работа по теме: «Самый важный инструмент школьника – шариковая ручка», 2 класс Цель: установление исторически сложившихся этапов развития письменных принадлежностей от руки до шариковой ручки, выявление влияния формы, размера, массы шариковой ручки на качество письма школьников. Результат: создание памятки по эксплуатации.
Исследовательская работа по теме: «О чём поют ракушки», 3 класс Цель: изучение истории возникновения раковин у беспозвоночных, охарактеризовать основные виды моллюсков Чёрного моря Краснодарского края, формулирование научного обоснования явления возникновения шума в ракушках с точки зрения физики, обоснование значимости раковин моллюсков в жизни человека. Результат: использование данного материала на уроках окружающего мира и кубановедении.
Исследовательская работа по теме: «Удивительный мир чисел», 3 класс. Цель: изучить историю развития счёта у разных цивилизаций, как можно больше отыскать удивительных чисел, установить их свойства и закономерности, рассмотреть некоторые алгоритмы действий с числами, показать значимость чисел в жизни человечества. Результат: использование исследования на уроках матема-тики, дополнительных занятий по предмету, во внеурочное время.
Цель: изучить отличие паукообразных от других насекомых, особенности их жизни и охоты, многообразие пауков, в том числе пауков Краснодарского края, изучить геометрические фор-мы и физические свойства паутины, показать границы использования паутины человеком. Результат: использовании исследования на уроках окружающего мира, кубановедения, биологии. Расширение кругозора учащихся в области естествознания, а также формирование бережного отношения к природе, в частности, к природе родного края. Исследовательская работа по теме: «Определение качества воды в домашних условиях», 4 класс Цель: изучить качество воды, которую мы пьём в повседневной жизни при помощи электролизёра и солемера. Результат: использовании данных исследования в повседневной жизни. Система работы по формированию исследовательских способностей учащихся на основе выявления индивидуальных наклонностей, интересов моих воспитанников, позволила выявить одарённых учащихся в той или иной образовательной области, а также повысить интеллектуальные способности всех учащихся класса и достичь высоких показателей на муниципальном, зональном, краевом, российском уровнях по предметным олимпиадам и в научно- исследовательской деятельности.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В России предложили сократить срок обучения в школе Министр просвещения призвал запретить сайты с готовыми домашними заданиями Опубликованы проекты демонстрационных вариантов ОГЭ на 2025 год Глава Рособрнадзора предложил реформу школьных экзаменов после 9 класса В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Статей за текущий месяц нет.
|
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены