РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Разработка функциональных карт

Каждая «карта» представляет собой полный стандарт ТиПО и имеет следующие основные характеристики:

Как видно из схемы, функциональная карта состоит из:

  • Описания основной цели профессии или специальности
  • Описания основных функций
  • Описания функциональных модулей
  • Описания надарочных модулей
  • Описания адаптирующих модулей
1. Слева от каждой карты находится «основная цель». Основная цель описывает профессию, но как результат – то, чего требуется достичь. Она определяет, что человек должен достичь, а не как называется работа.
Цель должна быть ИЗМЕРЯЕМОЙ и НАБЛЮДАЕМОЙ.
Формулировка главной цели разрабатывается, исходя из описания профессии.

2. Справа от основной цели располагаются описания основных функций, которые позволяют достичь основной цели.
Основные функции позволяют достичь основную цель профессии и представляют собой описание тех конкретных действий, посредством которых достигается основная цель профессии. Количество функций зависит от сложности профессии. Каждая функция содержит целостную группу требований к осуществляемым действиям.

Эти функции в дальнейшем будут проанализированы в формулировках, каждая из которых станет учебным модулем. На функциональной карте они называются функциональными модулями.

Функциональные модули описывают конкретные действия, составляющие конкретную компетенцию.

Каждый функциональный модуль должен быть определенной и отдельной рабочей операцией, использующей определенные методы, материалы, оборудование или процессы. Функциональные модули – это компоненты технического процесса, которые разработаны для достижения главной цели профессии

Надарочные модули

Современная практика трудоустройства включает требования, которые мы описываем как «надарочные модули» или «надпрофессиональные модули» Надарочные модули не представляют действия сами по себе, а касаются организации работы, взаимоотношений с другими людьми на рабочем месте, а также социальной ответственности за окружающую среду.

Адаптирующие модули

Функциональная карта содержит кроме функциональных, надарочных модулей еще и адаптирующие модули.
«Адаптирующие модули» или «базовые модули» сами по себе не производят осязаемых результатов и они связаны с общепрофессиональными дисциплинами. Результаты обучения для данных модулей ориентированы на требования, содержащиеся в профессиональных модулях. Нет таких профессий, в которых является специфической функцией, но данная способность необходима в ряде производственных функций, поэтому, вместо ее повторения в каждом техническом модуле, данный вид квалификации выделен в один адаптирующий модуль.

Надарочные модули применяются ко всем модулям – и должны быть включены, только те результаты, которые применимы именно ко всем из них.

Адаптирующие модули являются более традиционными ‗предметами‘, которые поддерживают обучение по одному или нескольким техническим или организационным модулям.

Разработанная функциональная карта является основой для разработки программы обучения.

Что необходимо помнить при разработке функциональной карты:

Исходим из потребностей работодателей - проводим анализ потребностей в умениях.

Формулируем:

  • основную цель деятельности в рамках данной профессии или специальности
  • основные функции, которые выполняет работник (т.е. конкретно то, что работник делает), причем это должно быть самодостаточные укрупненные функции, освоение каждой из которой дает шансы на трудоустройство), самодостаточное укрупненное действие, освоение которого уже дает шансы на трудоустройство);
  • функциональные модули (разделение основных функций на составляющие целостные действия).
  • Надарочные модули
  • Адаптирующие модули
  • При формулировке следуем Правилам описания и используем глаголы в неопределенной форме.
Еще раз обращаем внимание на то, что полученная схема – функциональная карта - отображает потребности сферы труда. В связи с этим в разработке функциональной карты должны принимать участие работодатели. Завершенная функциональная карта должна пройти экспертизу работодателей.

3. Карта может выглядеть как иерархия или как схема производственного процесса. – но ни тем, ни другим не является. Формулировки расположены произвольно, без учета приоритета или важности. Различные группы формулировок просто представляют разные и отдельные функции.

4. Каждый функциональный модуль должен быть определенной и отдельной рабочей операцией, использующей определенные методы, материалы, оборудование или процессы. Функциональные модули – это компоненты технического процесса, которые разработаны для достижения главной цели профессии

5. Коды используются, чтобы показать степень детализации каждой формулировки и ее позиции в анализе. Первой ступенью анализа основных функций обычно является кодировка буквами – «А, В. С» и т.д. На следующей ступени анализа функциональных модулей, к коду добавляются числа «А1, А2, В1, В2» и т.д. Данная кодировка необходима и удобна, потому что она показывает из какой области анализа эта формулировка и ассоциируемые с ней формулировки.
Это особенно необходимо, когда формулировки отделяются и становятся названиями отдельных модулей. Таким образом, если мы рассмотрим модуль В22, то будем знать, что он был разработан из формулировки В2. Также будем знать, что где – то в анализе существует модуль В21 и могут быть еще В23 и В24.

Практическая работа:

Составить функциональную карту специальности

Профиль компетенций

Основанием модульной структуры служит профиль компетенций, который дает описание требований к профессии, вместе с общей целью обучения. В общей структуре название профиля компетенций следует традиционному описанию – например «Воспитатель дошкольных учреждений» – но общая цель соответствует ключевой цели, приводимой в функциональной карте.

Если рассматривать пример с воспитателем, мы увидим, что основным назначением данной профессии является «Организовать и осуществлять процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста». В профиле компетенций мы применяем данную формулировку для создания цели обучения посредством добавления фразы «По окончании данной программы, студент будет уметь» … организовать и осуществить процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста

Сферы компетенций

Профиль компетенций разбивается на некоторое количество сфер компетенций, соответствующих основным функциям карты.
В примере функциональной карты воспитателя дошкольных учреждений, основными функциями являются:

И снова, мы ориентируем данные формулировки на достижение цели обучающимися путем добавления фразы «По окончании обучения в данной сфере компетенций, обучающийся будет уметь» …

Требования для разработки учебного модуля.

Нам необходимо тщательно разработать каждый модуль. Для разработки необходимо:

  • выяснить контур точного содержания модуля
  • привести стандарты, которые должны быть применены к требуемому обучению
  • умения и знания, которые будут даны и востребованы
  • ресурсы, которые потребуются для поддержания процесса обучения.
Это необходимый документ, который определяет содержание процесса обучения.

Разработка модуля

Разработка модуля включает в себя разработку трѐх документов: спецификацию модуля, резюме модуля и руководство модуля.

Спецификация модуля является документом, включающим в себя содержание модуля. Мы разрабатываем спецификацию, используя следующий формат: 

Цель модуля:


Шаги/Действия Умения Знания Ресурсы

Учебные ресурсы

Наконец, мы завершаем спецификацию модуля определением ресурсов обучения, которые потребуются для того, чтобы учащиеся достигли цели модуля. В этом случае нам не требуется указывать ресурсы для каждого шага или действия – мы просто перечисляем ресурсы для всего модуля.

Резюме модуля можно использовать как:

  • Административный документ в целях планирования
  • Полезный итоговый «сертификат» для работодателей
  • Резюме содержания обучения и того, что должен достичь учащийся
Резюме включает:
  • Название модуля
  • Цели обучения
  • Схему содержания, представляющую собой краткое описание шагов и действий
  • Любые востребованные предварительные знания (предварительные знания будет часто включать менее сложный модуль)
  • Установленная продолжительность (срок) учебного модуля

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены