РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие диалогической речи у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью посредством драматизации и театральных игр.

Н.А. Гилева
ГКОУ СО «Полевская СКОШИ» г. Полевской


Проблема развития диалогической речи детей с ОВЗ остается одной из актуальных в теории и практике коррекционной педагогики, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения.

У ребенка с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталостью медленно развивается словарь, замедленно формируются обобщающие понятия, дети с трудом абстрагируются от конкретной ситуации, их речевая продукция сводится к использованию заученных речевых шаблонов. Самостоятельный рассказ сводится к простому перечислению отдельных предметов и действий, изображенных на картинке. Внимание к речи окружающих и контроль за своей речью у детей снижены. Речь умственно отсталых школьников настолько слабо развита, что не может осуществлять и свою важнейшую функцию - коммуникативную.

Для преодоления данных проблем и достижения наилучших результатов в процессе развития речи особое внимание уделяется элементам драматизации и театрализованным играм. Работа по этой теме начинается с изучения методической литературы. Основная цель - подбор специальных методов и приемов по развитию диалогического общения детей с взрослыми, сверстниками и детьми младшего возраста.

Для достижения поставленной цели определен круг основных задач:

  • Подбор специальных игр, литературных произведений и театральной атрибутики (игрушки, маски, костюмы и т.д.).
  • Упражнение детей в умении драматизировать небольшие сказки или наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок, небольших рассказов из учебника по чтению.
  • Обучение правилам ведения диалога (умение слушать, понимать собеседника, формировать и задавать вопросы, строить ответы в соответствии с условиями.
  • Развитие речевого этикета в диалоге с взрослыми и детьми, применяя заученные речевые штампы.
  • Формирование творческих способностей в речевом развитии учащихся через самостоятельный рассказ и пересказ; выполнение трудовых поручений и их оречевление.

Все поставленные задачи реализуются через участие в школьных мероприятиях, в ходе учебно-воспитательного процесса, на основе программного материала посредством элементов малой драматизации и театрализованных игр, в трудовой деятельности. По мнению О.В. Акуловой все театрализованные игры можно разделить на две основные: игры драматизации и режиссерские, что и делается по ходу изучения программного материала на уроках. Например, при изучении стихотворения «Птичья школа» игра-драматизация стала ведущим методом. В играх-драматизациях ученик, исполняет роль в качестве «артиста», под руководством педагога, создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Часто используются на уроках игры-имитации: образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста «Коньки купили не напрасно»; инсценировки произведений с диалогами «Зачем дети ходят в школу?», «Лиса и волк»; мини-постановки спектаклей (преимущественно это небольшие русские народные сказки).

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки, а школьник, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» управляет артистами, «озвучивая» героев и комментируя сюжет, используя разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в процессе обучения: настольный, плоскостной, объемный, кукольный (би-ба-бо, пальчиковый) и др.

Для проведения игр-драматизаций необходимы определенные требования:

  • Знание литературного текста
  • Правильный отбор художественного произведения небольшого по объему, желательно из образовательной программы.
  • Должны быть действия.
  • Должен быть диалог и монолог.
  • Доступность понимания детьми.
  • Произведение должно быть ценно в воспитательном отношении.
  • Наличие атрибутов: костюмов, декораций, игрушек.

На уроках чтения, развитие речи и во внеклассном чтении используется атрибутика, помогающая лучше почувствовать своих героев и погрузиться в мир произведения (экологическое панно, плоскостные фигуры, игрушки и др.) Так был изготовлен театр мягкой игрушки, пальчиковый театр, различные маски – шапочки. Вначале слушается выразительное чтение произведения педагогом, рассматриваются иллюстрации, чтение по ролям с учащимися – этот приём позволяет сконцентрировать внимание детей на интонации речи персонажей. Чтение по ролям предполагает не просто читать реплики, а играть роль подсказанную содержанием диалога, что всегда активизирует воображение детей.

Во внеурочной деятельности посещается театральная студия в дворовом клубе, где выбирается соответствующее нашим способностям произведение, оно обсуждается в деталях, придумываются костюмы героев постановки, распределяются роли (здесь учитывается желание ребёнка), неоднократно прочитывается текст и начинается репетиция. Так показаны сказки «Теремок» и «Колобок», а зрителями были учащиеся начальных классов. Театрализованная игра (или драматизация) является эффективным средством социализации школьника с ОВЗ в процессе осмысления им литературного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Наконец, театрализованная игра является средством речевого развития и самореализации ребенка с ОВЗ.

Велика роль педагога в организации и проведении малой драматизации, игр. Она заключается в том, чтобы поставить перед учащимися четкие задачи, организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло, очень важно осуществить индивидуальный подход. Следует подчеркнуть, что для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость, приходится обращаться к одному и тому же элементу несколько раз, что способствует развитию внимания и длительному сохранению интереса. Литературные произведения для драматизации и постановок следует отбирать с учетом коммуникативных навыков детей и речевого содержания самих художественных произведений. На разных этапах обучения одни и те же произведения могут использоваться с различными целями: развития восприятия речи, развития диалогической речи, развития речевой коммуникации.

Исходя из наблюдений, можно сделать вывод, что у детей появляются навыки диалогической речи, они легче идут на контакт, охотнее отвечают на уроках и дают полные ответы, что доказывает правильность выбранных методов работы, которые можно рекомендовать коллегам работающим с детьми с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталостью.

Литература:

  1. Акулова, О.В. Театрализованные игры / О. Акулова // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.С. 14-18
  2. Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду / Е.А.Антипина. - М.: СФЕРА, 2003. – 128 с.
  3. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии /Л.С. Выготский, СПб.: СОЮЗ, 2007. -224 с.
  4. Вершина О.М. Особенности общения у детей с общим недоразвитие речи / О.М. Вершина. М.: Просвещение, 2003.
  5. Зверева О.Л. Игра-драматизация//Воспитание детей в игре. – М., 1994.
  6. Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. Под редакцией Г. М. Дульнева. - Москва, Педагогика,1971г.
  7. Лалаева Р. И. Нарушения устной речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников. - Л., 1988. Лалаева Р. И., Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии - Москва, Просвещение, 1990.
  8. Петрова В. Г. Речь умственно отсталых школьников. - В кн.: Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. М., 1965.
  9. Реуцкая Н.А. Театрализованные игры дошкольников//Игра дошкольника/Под ред. С.Л.Новоселовой.- М., 1989.
  10. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии /С.Л.Рубинштейн, - СПб: «Питер»,-2000.- 712 с.
  11. Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников / Э.Г.Чурилова.- М.: ВЛАДОС, 2000.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены