РАЗРАБОТКИ

Другие модули


"Авторские" уроки учащихся при изучении темы "Металлы"

Автор: Жарко Марина Анатольевна

9 класс сложный возраст, сложная программа, много ответственности: экзамены, выбор дальнейшей учебы, самоопределение. И именно в этот период навыки самостоятельной работы и тем более самостоятельной подготовки к уроку необходимы.

К этому времени ученик должен достичь достаточно высокого уровня самостоятельности, чтобы справляться с разными заданиями, добывать новые знания в процессе обучения. Вербальный способ в настоящее время становится малоэффективным. Изменяются цели обучения, их направленность на формирование навыков творческой деятельности, происходит компьютеризация обучения.

В течении нескольких лет я практикую проведение самостоятельно разработанных и подготовленных учениками уроков, которые вместе с ребятами называю "авторскими". Целью таких уроков в первую очередь является развитие самостоятельности.

Проводить "авторские" уроки лучше всего, по-моему, в середине или в конце учебного года. По программе курса химии Новошинского И.И. в 9 классе для этого подходит тема "Металлы и их соединения", изучение которой приходится на март-апрель.

Вся тема (12 часов) - это 3 блока:

  1. вводно-лекционный;
  2. самостоятельный ("авторские " уроки)
  3. проверочно-обобщающий.

Хочу подробнее остановиться на 2 блоке, который условно назван "авторские" уроки.

Для их проведения учащиеся заранее распределяются на 6 групп. В зависимости от специфики классного коллектива деление может происходить как по желанию учащихся, так и по указанию учителя. Каждая группа получает свою тему для подготовки и консультации учителя. Совместно составляется план урока и определяются задания для учащихся, продумывают демонстрационные и лабораторные опыты. Главное, на мой взгляд, объяснить, что всегда нужно использовать только то, что сам понимаешь, что сам можешь доказать и показать.

"Авторский" урок хотя и строится по одинаковой схеме, но всегда непредсказуем, поэтому важна руководящая роль учителя.

Что же может произойти?

  1. Вообще не готовы. Это проще всего, т.к. учитель готов всегда к любому уроку.
  2. Приготовили доклады или сообщения, которые собираются просто прочитать. Это сложный случай, когда необходимо повернуть урок из разговорного русла в творческое. Для этого всегда должны быть готовы вопросы или задачи по данной теме, лучше всего подходят ситуационные задания.
  3. Пытаются очень подробно и "научно" объяснять материал, используют презентацию, видео и т.д.. Лучше всего не мешать, но корректно не допускать затягивания и углубления в научность. На мой взгляд, лучше всего здесь подходит эксперимент, который как правило такие "авторы" с удовольствием демонстрируют.

В заключении каждого такого урока обязательно подведение итогов. Формы могут быть различны: коллективное обсуждение( о чем говорили, что понравилось, что запомнилось, что хочется узнать еще по этой теме и т.д.), анкета, тест по теме урока, короткая проверочная работа.
"Авторы " обычно с удовольствием задают домашние задания остальным, (главное не забыть проверить их выполнение у них самих), но вот дозирование и формулировку необходимо проконтролировать.

Очень часто "авторские уроки" воспринимаются учащимися как игра, в которой они уже выиграли. Я думаю, это не только развивает самостоятельность, но и мотивирует к дальнейшему изучению предмета.

Иногда, рассматриваемая учащимся тема переходит в исследовательскую работу. Так подготовка к уроку "Железо и его соединения" переросла в работу "В поисках железа" основанную на качественных реакциях на ионы железа, а урок "Сплавы" положил начало работе по исследованию используемых в быту металлических изделий "Металлы, которые нас окружают".

В моей практике случались и нестандартные "авторские уроки", когда учащимися использовался творческий подход к изучаемому предмету. Например урок "Сплавы" получивший "авторское" название "Колокольный звон" содержал не только информацию по общей теме, но и исторические и литературные данные и даже звукозапись колокольного звона, сделанную учеником.

Я думаю, мой опыт самостоятельной "авторской" работы учащихся в 9 классе способствует формированию определенных умений и навыков и помогает развитию личности подростков.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены