РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Способы углубления компетентности учащихся в структуре и пунктуации сложноподчиненных предложений.

Автор: Ермакова Марина Павловна

Компетенция – круг вопросов, в которых кто – либо хорошо осведомлен.

Компетентный – знающий, осведомленный, авторитетный в какой – либо области (Ожегов «Словарь русского языка»).

Объем компетентности школьника в области грамматики, синтаксиса и пунктуации русского языка определяется многими факторами.

  • Во-первых, это уровень учебно-познавательных способностей ребенка, его общее умственное и нравственное развитие.
  • Во-вторых, это объем пробелов (непонятых или неусвоенных разделов) школьного курса русского языка.
  • И, в-третьих, это методическое мастерство учителя, его способность довести до понимания детей с различными учебно-познавательными способностями программный материал.

Изучение синтаксиса сложноподчиненного предложения, пунктуации в нем являются логическим продолжением усвоения синтаксиса и пунктуации простого предложения. И те учащиеся, которые хорошо усвоили синтаксис и пунктуацию простого предложения не испытывают особых затруднений в работе со сложными предложениями.

Поэтому, переходя к изучению сложноподчиненных предложений, не жалею времени на повторение структуры простого предложения.
Особое внимание обращаю на зависимость второстепенных членов предложения от главных членов предложения. Дело в том, что все виды придаточных предложений в сложноподчиненных выполняют ту же синтаксическую роль, что и второстепенные члены предложения в простых предложениях: та же система зависимости и те же вопросы от главного слова к зависимому второстепенному члену предложения или к придаточному предложению.

Такой подход значительно облегчает школьникам понимание синтаксической роли придаточных предложений в сложноподчиненном предложении.

Приступая к изучению сложноподчиненных предложений, мы обращаем внимание на обязательные признаки этих предложений:

наличие подчинительного союза или союзного слова,
наличие нескольких грамматических основ.
Стараемся понять, что именно подчинительные союзы указывают на зависимость одного предложения от другого. Повторяем подчинительные союзы и союзные слова.

Наступает время детального изучения сложноподчиненных предложений с различными видами придаточных предложений. Многолетний опыт, мне думается, подсказывает наиболее простой и результативный переход к этой работе. Девятиклассники давно знакомы со всеми второстепенными членами предложения. Но ведь придаточные предложения в сложноподчиненных выполняют ту же функцию в тексте, что и второстепенные члены предложения в простом предложении. Только придаточное предложение в СПП – это предложение, т.е. имеет свою грамматическую основу, а второстепенный член – это отдельное слово или словосочетание.
Необходимо было найти «мостик», методику, последовательность рассуждений, чтобы сделать шаг от второстепенных членов к придаточным предложениям.

Начинаем с повторения определений, особое внимание уделяем согласованным определениям

В словарь – справочник записываем:

«Определение – второстепенный член предложения, который:

  • обозначает признак, свойство или принадлежность предмета, явления, чувства;
  • зависит от любого члена предложения, выраженного именем существительным или местоимением;
  • отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чье? чьи?;
  • бывает одиночным или распространенным;
  • выражается чаще всего прилагательным, причастием, местоимением.

Приводим примеры, рисуем схемы, находим определяемое слово, ставим вопросы, подчеркиваем определения одиночные и распространенные, необособленные и обособленные.

Следующий урок – контрольный письменный опрос. 

Два задания:

  • дать точное определение этому второстепенному члену предложения (5 пунктов),
  • привести собственные примеры различных видов определений (указать в анализе предложения).
  • Письменный контрольный опрос помогает выяснить степень усвоения повторяемого материала. 

При необходимости провожу урок с анализом ошибок и дополнительным объяснением некоторых моментов.
Убедившись, что дети правильно понимают роль определения в тексте, можно двигаться дальше. 

Следующий урок - сложноподчиненное предложение с придаточными определительными. 

Начинаем с простого: пишем предложение:
Мы расположились на берегу реки.

Добавляем определение к существительному «реки»:
Мы расположились на берегу красивой реки.

Анализируем: предложение простое, двусоставное, распространенное.

Продолжаем:
Мы расположились на берегу реки, которая течет между холмов.

Что получили?
Получили сложное предложение (две грамматические основы), в котором одно предложение зависит от другого значит это сложноподчиненное предложение, причем второе предложение с сложном заменяет одиночное определение в простом: зависит от того же слова «реки, отвечает на тот же вопрос : «реки_____ какой?»

Итак, второе (зависимое) предложение выполняет роль определения. Но это предложение. И его естественно назвать придаточным определительным.

Теперь пишем анализ полученного предложения: все предложение сложноподчиненное с придаточным определительным. 

Главное – «Мы расположились на берегу реки» - простое, двусоставное, распространенное. 

Придаточное – «которая течет между холмов» - определительное: зависит от существительного в главном, отвечает на вопрос определения – «реки__какой?», простое, двусоставное, распространенное, присоединяется к главному союзным словом «которая».

Двигаемся дальше, подбираем примеры, в которых придаточное определительное присоединяется к главному различными подчинительными союзами и союзными словами и стоит в различном положении по отношению к главному.

Например:

Группа туристов подошла к дому, откуда доносились звуки оркестра.

Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.
В порт осторожно вошел огромный лайнер, на палубе которого толпились люди, и причалил к пристани. И т.д.

Определяем тип придаточного по схеме:

  • что придаточное предложение характеризует?
  • от какого слова в главном зависит?
  • на какой вопрос отвечает?
  • каким союзом или союзным словом присоединяется к главному?

Обращаем внимание на разнообразие союзов!

Особенно убеждает функциональное единство определения и придаточного определительного в сложноподчиненном предложении возможность (при особых условиях) заменить определение, выраженное причастным оборотом, придаточным определительным и наоборот.

Отметим, что такое задание есть почти в каждом варианте ЕГЭ – А 6.

Пример:

  • Воздух был полон острой свежести, ощущающейся только после грозы.
  • Воздух был полон острой свежести, которая ощущается только после грозы.

Обращаем внимание на одну особенность: подобная замена возможна только тогда, когда сказуемое в придаточном может согласовываться с подлежащим или дополнением в главном предложении.

При отработке навыков пунктуации в сложноподчиненном предложении с придаточным определительным особое внимание обращаем на следующее:

  • придаточное определительное может присоединяться к главному самыми различными союзами (только подчинительными) и союзными словами (они являются членами придаточного предложения), но всегда отвечают на вопрос определения;
  • придаточное определительное может находиться в середине главного и после главного, но никогда перед ним;
  • в любой позиции придаточное отделяется от главного запятыми;
  • лучший способ проверки границ придаточного – выбросить придаточное. Главное предложение должно сохранить смысл.

После двух трех уроков закрепления с сложноподчиненными предложениями с придаточными определительными очень полезно провести письменную контрольную работу по карточкам.

Содержание:

  • Одно предложение – простое с одиночным определением.
  • Другое предложение - простое с распространенным определением (причастным оборотом).
  • Третье – сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.
  • В первом предложении – заменить одиночное определение придаточным предложением.
  • Во втором – заменить причастный оборот придаточным предложением
  • В третьем – придаточное предложение заменить причастным оборотом.
  • Написать анализ каждого из шести предложений.

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными (дополнительными).
Последовательность работы та же, что и с СПП с придаточными определительными
Начинаем с дополнения. Обращаем внимание на прямые дополнения.

Записываем в словари – справочники определение этого второстепенного члена предложения, который:

  • обозначает объект (направление) действия подлежащего;
  • зависит от сказуемого;
  • отвечает на вопросы косвенных падежей;
  • чаще всего выражается именем существительным или местоимением;
  • прямое дополнение зависит от переходных глаголов (обозначающих прямое действие) и обозначает предмет, на который действует подлежащее. Выражается существительным в винительном или родительном падежах без предлога.

Все эти признаки дополнения разъясняем на примерах в простых предложениях.

Проводим письменный опрос с практическим заданием ( анализ простых предложений с указанием дополнений).

После анализа результатов контрольного опроса можно переходить к сложноподчиненным предложениям с придаточными изъяснительными.

Начинаем с простого. Пишем, анализируем:
Мы не видели (что?) дорогу.

Переделываем простое в сложноподчиненное предложение:
Мы не видели (что?), где находится дорога.

Анализируем это предложение, убеждаемся, что оно сложное (две грамматические основы) и одно (придаточное) зависит от другого (главного) и отвечает на вопрос дополнения: не видели____ что?

Следовательно, это предложение сложноподчиненное, где придаточное предложение выполняет роль дополнения.

Поясняем, что придаточные изъяснительные, как и дополнения, всегда зависят от сказуемого в главном предложении и отвечают на вопросы дополнения (чаще всего на вопросы винительного падежа). К главному они присоединяются союзами : что, будто, чтобы и др. и союзными словами: что, кто, как и др.

Придаточные изъяснительные имеют свою особенность: довольно часто главное предложение без них теряет смысл (является недосказанным), поэтому часто в главном предложении присутствует указательное слово, смысл которого и объясняет придаточное изъяснительное: Я с тревогой думал о том, что ожидает меня в будущем.

Дальше следует уже рутинная работа по отработке навыков определения границ придаточного изъяснительного в составе сложноподчиненных предложений. В ходе этой работы следует разнообразить союзы и союзные слова, при помощи которых придаточное изъяснительное присоединяется к главному.

Например:

  • Мы не очень задумывались, к которому члену жюри следует обратиться.
  • Срочно требовалось узнать, когда и куда прибывает поезд с делегацией ученых. И т.д.

Обращаем внимание на структуру главных и придаточных предложений: они могут быть двусоставными и односоставными.

Особо следует сказать ( и отработать на примерах), что придаточные изъяснительные в сложноподчиненном предложении являются одним из способов передачи косвенной речи.

После нескольких уроков, на которых работаем с СПП с придаточными изъяснительными и определительными, полезно провести письменную контрольную работу с полным анализом сложноподчиненных предложений с этими придаточными.

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.

Придаточных обстоятельственных в сложноподчиненных предложениях существует множество видов, но почти все они абсолютно идентичны обстоятельствам по синтаксическому значению. Поэтому работу с ними ведем так же, как и в предыдущих случаях: от второстепенных членов (различных обстоятельств) к придаточным обстоятельственным в составе сложноподчиненных предложений. Тщательно прослеживаем, от какого слова в главном зависит придаточное, на какой вопрос отвечает, какими подчинительными союзами присоединяется к главному.

Особое внимание уделяем замене обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом, придаточными обстоятельственными.

В заключении проводим контрольную работу на определение видов придаточных предложений в составе сложноподчиненных предложений.

В процессе работы со сложноподчиненными предложениями постоянно обращаем внимание на следующее:

  • обязательным признаком сложноподчиненных предложений является подчинительный союз или союзное слово;
  • тип придаточного нельзя определять по союзу;
  • главное – на какой вопрос отвечает придаточное и от какого слова в главном предложении оно зависит.

Завершаем работу со сложноподчиненными предложениями творческой контрольной работой.

Приложение №1.
Контрольная работа для 9 класса. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

1. Среди спокойного залива возвышалась одинокая скала.

Задание: - написать полный анализ предложения:

  • заменить одиночное определение придаточным определительным предложением;
  • написать анализ полученного предложения.

2. Почти каждое поколение имеет своих лидеров достигших вершин своим талантом и трудом.

Задание:

  • написать анализ предложения;
  • расставить знаки препинания;
  • заменить причастный оборот придаточным определительным предложением;
  • написать анализ полученного предложения.

3. Елки которые скромно прятались в роскоши лиственных деревьев теперь вытянулись и раскинули ветви.

Задание:

  • расставить знаки препинания;
  • написать анализ предложения;
  • заменить придаточное предложение причастным оборотом,
  • написать анализ полученного предложения.

Приложение №2.

Контрольная работа для 9 класса. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и изъяснительными.

Задание №1:

  1. Расставить знаки препинания.
  2. Написать анализ предложений.

Мост предполагали выстроить в виде дуги выпуклая часть которой будет обращена навстречу течению.

Мы не сразу поняли куда ведет дорога огибающая лес.

Перед нами неожиданно открылось широкое пространство где вполне возможно было строить завод.

Оказавшись в библиотеке ребята увидели каким богатством обладает школа.

Задание №2:

  • заменить прямую речь косвенной;
  • написать анализ полученного предложения.

Сестра меня укоряла: «Не обижай собаку ведь она не виновата в том что ты ее не понимаешь».

Приложение №3.

Контрольная работа для 9 класса. Сложноподчиненные предложения.

Задание:

  • расставить знаки препинания;
  • написать анализ предложений.

Мы уже подъезжали к городу когда сильно похолодало и завьюжило.

Бездонное небо переливалось как будто по звездной пыли шел ветерок.

Ребята долго ломали голову над тем как устроен аппарат обеспечивающий дыхание пилота.

За холмом на вершине которого возвышалась церковка начиналось обширное поле.

Когда среди хмурых туч наконец показалась луна по морю пролегла широкая и яркая полоса загадочного цвета.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены