РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование навыков письменной речи при обучении английскому языку в младших классах

Квисберт Татьяна Владимировна,
учитель английского языка,
МОУ «Рыбачьевская школа» г. Алушта

Содержание:

  1. Письмо и письменная речь. Особенности, цели и задачи обучения.
  2. Трудности овладения письменной речью и пути их преодоления.
  3. Различные приемы, упражнения и методические приемы обучения письменной речи на начальном этапе.

В последние годы роль письма в обучении иностранному языку постепенно повышается, и, в некотором смысле, письмо начинают рассматривать как резерв в повышении эффективности обучения иностранному языку. Нельзя не учитывать и практическую значимость письменного речевого общения в свете современных средств коммуникации, таких как электронная почта, интернет и т.п. Письменная речь – один из самых сложных видов речевой коммуникации, напрямую сопряженный с такими сферами, как грамматика, орфография, пунктуация, стилистика,  Наряду с говорением письмо – это продуктивный вид деятельности, но, в отличие от говорения, усложненный целым рядом факторов. Прежде всего, следует отметить отсутствие непосредственного реципиента и обратной связи - говорящий видит непосредственную реакцию слушающего на каждую фразу, это регулирует его речь; пишущий лишен этой возможности, а также  возможности выразительно интонировать свою речь, поэтому он должен более тщательно строить фразы, подбирать более адекватные средства.

Говорящий чаще всего находится в условиях острого дефицита времени; пишущий практически во времени не ограничен.  Перечитывая написанное, мы всегда можем проверить, исправить, подобрать более адекватные формы и фразы для передачи содержания. Пишущий не может использовать жесты, мимику, не может не договаривать фразы, поэтому его речь грамматически оформлена всегда более строго.

Все эти особенности функционирования письменной речи обусловливают не только определенную трудность или легкость, но и специфику работы по обучению письму.

Стройное, логически выверенное и аргументированное письмо – это итог многолетней работы и тренировки всех видов речевой деятельности, поэтапное овладение всем арсеналом лексических, орфографических, грамматических, стилистических составляющих иноязычной речи.

Основные сложности письма –

  1. Ограниченный словарный запас.
  2. Незнание структуры предложений, абзацев, целостной композиции высказывания.
  3. Боязнь орфографических и грамматических ошибок.
  4. Низкая мотивация, отсутствие интереса к предмету обсуждения.
  5. Слабые навыки аргументации и анализа.
  6. Низкий уровень концентрации, недостаточный жизненный опыт.

Обучение письму совпадает с обучением чтению начинается непосредственно с написания букв и распознавания их звуковых значений.

В обучении письму выделяют 3 этапа

  1. овладение графикой(орфографией),
  2. усвоение структурных моделей предложений,
  3. овладение письменной речью как способом коммуникации.

Для каждого этапа характерны разные типы и виды упражнений. На первом этапе происходит формирование орфографических навыков. Различают написание печатных и письменных букв, а также цифр. Акцентируем внимание на написание букв, которых нет в родном языке – таких как b, d, t, r, s, w, l, f, g. Буквы, схожие по орфографии на русские, отрабатываются учениками дома самостоятельно. Формирование графических навыков осуществляется поэтапно – показ буквы (прописной и строчной), медленное изображение буквы учителем на доске или видео, вторичное написание буквы с одновременным повтором учениками движениями ручкой в воздухе, написание учениками буквы в тетрадях по контуру, списывание, самостоятельная запись буквы. Возможны игровые приемы для закрепления –

  1. «Отгадайка» - учитель или ученик в воздухе пишет задуманную букву, остальные – отгадывают.
  2. «Клякса» - Часть букв «размыта», ученики дожны узнать все буквы целиком.

 Буквы складываются в слоги, дифтонги. На этом этапе можно начинать писать диктанты, слуховые и зрительные. Они развивают память, внимательность, дисциплинируют и мотивируют к достижению положительных результатов. В качестве учителя можно поручить выступить и ученика.

Следующий этап – слова и фразы, и в итоге – предложения. Списывание и копирование играет важную роль в развитии памяти и освоении орфографии. При списывании учащимся следует не срисовывать слово букву за буквой, а внимательно посмотреть на слово, постараться запомнить его буквенный состави написать по памяти. При списывании словосочетаний ученик также не должен писать пословно, а держать в памяти сочетание слов. Списывание блоками развивает память учащихся, приучает к употреблению устойчивых выражений в разговорной речи. При списывании предложения следует приучать учащихся сначала внимательно прочитать его, всмотреться, выявить ключевые слова, затем постараться записать его по памяти. Списывание можно проводить с разными заданиями – подчеркнуть нужную букву, буквосочетание, слова с одной и той же орфограммой.

По мере усложнения изучаемого материала усложняются и упражнения.  Разнообразные кроссворды, загадки, вписывания пропущенных слов, (в том числе в песне и стихотворении), анаграммы, «собиралки» слов из букв, выписывание коротких слов из длинного, змейки, угадывание слов по количеству букв, по первой и последней букве и многие другие упражнения формируют навыки орфографии.

Подготовка к полноценным диктантам происходит поэтапно. Детям предъявляются 7-12 слов для запоминания, они пишутся на листах, вешаются на стену в классе, раздаются детям на листах, чтоб дома они имели возможность тренировать их написание. Через неделю – опрос. Первый диктант – зрительно-слуховой – дети слышат слово на родном языке, разыскивают его перевод на английский среди слов, написанных на доске, воспроизводят его. Фактически это диктант-списывание. В следующий раз слова стираются (или закрываются доской), дети пишут услышанные слова уже по памяти. Запись диктанта по стишкам-договоркам также очень эффективен – дети слышат рифму и угадывают требуемое слово (по-английски каждый день ручку называем pen)

На более продвинутом этапе возможен более сложный вид диктанта –

Популярно также упражнение «Spelling bee», в котором из коробки достаются карточки с написанными словами, один ученик зачитывает слово, второй – произносит его по буквам, а третий или все остальные – записывают его.

После успешного овладения орфографией ученикам предлагаются задания, нацеленные на развитие умений самостоятельно высказываться – это упражнения на подстановку, на трансформацию речевого образца, на вопросы –ответы с частичной заменой речевого материала, на расширение или сокращение высказывания. На данном этапе рекомендуется поручать детям заполнять дневник природы, составлять списки покупок, меню, расписание уроков и режим дня, писать друг другу SMS-ки, записки, подписывать открытки с опорой на шаблоны.

Работа в словаре становится более «взрослой», постепенно превращаем словарь в «дневник писателя» со своим банком слов, фразеологизмов, грамматическим справочником и шаблонами письменных работ – начиная с приглашений и поздравительных открыток и заканчивая эссе и письмами делового и личного характера. Банк слов обязательно должен включать в себя антонимы-синонимы, идиомы, устойчивые выражения и слова-связки, необходимые в последствии для построения всех видов письменных работ.

Полезно также завести «банк идей» - своеобразную копилку проблемных тем, с вопросами для их обсуждения, с проектами решения,например – «Защита животных», «Здоровая пища»,  «Спорт или телевизор?» и так далее.

Предварительный мозговой штурм по проблемной теме, отработка диалогов, обсуждение, составление mind-map, прием «снежный ком» – все это в совокупности подготовит ученика к написанию стройного высказывания по данной теме, расширит его лексический запас. На последнем, третьем этапе обучения письму характерными упражнениями могут быть ответы на вопросы по содержанию текста, написание вопросов к тексту, составление плана по прочитанному тексту,заполнение анкет и прочее.

Когда ученики достаточно уверены в своих навыках письменной речи и у них исчезает страх ограниченности лексического запаса, можно поречать им “free writing” – свободное письмо в течение 2-5 минут или в качестве обмена мнениями, или рефлексии по изученной теме.

В качестве рефлексии также можно предложить ученикам написание синкана, с правилами которого дети уже, как правило, знакомы по другим школьным предметам.  Стихи, создание простых четверостиший по предложенным рифмам – также очень эффективный вид творческого письма для маленьких школьников. Важно стимулировать учеников к выполнению подобных упражнений разнообразными интересными ситуациями.

Ex.1  Complete the form with information about yourself for London school of Music and Dance.

Ex.2 Send an e-mail to your pen-friend from Mexico about your best friend

Ex.3 Do you carry a heavy school bag to school? What do you have in it?

Ex.4 Here is a letter to the editor with lots of mistakes. Correct them to send it later.

Ex.5 Pooh and Piglet are writing a birthday card to Donkey. Help them finish it!

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены