РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Реализация профессионального стандарта "Педагог" и Квалификационные требования в системе религиозного образования.

Беленкова Е.О. магистр менеджмента,
директор
ЧОУ РО «НЕРПЦ(МП)» «Гнилицкая православная гимназия»

Одной из ключевых проблем современной России является качество образования вообще и качество профессиональной деятельности педагогических кадров, в частности. В связи с этим на федеральном уровне был разработан и утвержден 18 октября 2013 года Приказом № 544н Министерства труда и социального развития Российской Федерации профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

По мнению разработчиков, этот документ является «рамочным», определяющим лишь основные требования к квалификации педагога и может быть дополнен и другими требованиями, в соответствии со спецификой реализуемых в образовательных организациях образовательных программ .

Примером подобного дополнения профессионального стандарта педагога является документ «Квалификационные требования к профессиональной деятельности педагога в образовательных организациях с религиозным (православным) компонентом» (далее - Квалификационные требования), разработанный Синодальным отделом религиозного образования и катехизации РПЦ на основании 87 ст. Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ № 273-ФЗ), а также с учетом замечаний, высказанных экспертами в ходе общественного обсуждения научной и педагогической общественностью профессионального стандарта педагога. По мнению ряда экспертов, одним из основных недостатков профессионального стандарта «Педагог» является то, что в нем практически не представлена личность педагога – ключевая фигура образовательного процесса. В Квалификационных требованиях РПЦ личностные качества педагога неотделимы от его профессиональных качеств. Применение Квалификационных требований предполагает реализацию образовательной организацией Стандарта православного компонента общего образования, который пронизывает все сферы деятельности образовательной организации: урочную и внеурочную деятельность, систему обучения (содержание образования, технологии обучения, формы и методы работы с детьми) и воспитания, уклад образовательной организации, работу с семьей.

Задача образовательной организации – выстроить христианско-антропологическую модель образования, которая основана на трех онтологических принципах православного образования:

  • христоцентричности,
  • экклесиоцентричности (церковности)
  • антропосообразности (педагогичности).

Столь высокие задачи требуют от педагогов высокого профессионализма и понимания специфики работы в образовательной организации с религиозным (православным) компонентом.

Поскольку ЧОУ РО «НЕРПЦ(МП)» «Гнилицкая православная гимназия» является площадкой Синодального отдела религиозного образования и катехизации по внедрению Квалификационных требований, предлагаю вашему вниманию некоторые результаты нашей работы в этом направлении.

 

Процедура внедрения Квалификационных требований проводится в два этапа: подготовительный и этап внедрения.

Подготовительный этап включает в себя следующие мероприятия:

  • проведение педагогических и методических советов по ознакомлению педагогических работников с КТ и обсуждению документа, размещение информации на стендах и сайте гимназии;
  • разработка и утверждение новой редакции локальных актов (Должностных инструкций педагогов, Положения об аттестации педагогов на соответствие занимаемой должности, дополнительного соглашения к трудовому договору педагогов);
  • проведение первичной диагностики соответствия компетенций педагогов образовательной организации Квалификационным требованиям (анкетирование, опрос, самооценка и др.);
  • определение по итогам анализа полученных результатов программы профессионального роста педагогических работников, и в целом повышения качества педагогического труда в образовательной организации.

Рассмотрим эти мероприятия подробнее.

При приведении Должностных инструкций педагогов в соответствии с Квалификационными требованиями нами были учтены две обобщенные трудовые функции педагогов: первая - деятельность по реализации целостного образовательного процесса на основе единства Церкви, семьи и школы (воспитание на основе православных традиций, обучение на основе православного мировоззрения), т.е. по сути, формирование православной образовательной среды (уклада), направленной на становление и развитие личности православного христианина; вторая – педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных образовательных программ с религиозным (православным) компонентом.

В должностных инструкциях всех педагогов были прописаны трудовые функции воспитание на основе православных традиций и обучение на основе православного мировоззрения.

Для преподавателей обязательных предметов Стандарта православного компонента общего образования в соответствии с п. 3.2.4. Квалификационных требований были прописаны трудовые функции предметного обучения по каждому обязательному предмету.

При составлении дополнительных соглашений к трудовому договору педагогов были включены специфические должностные обязанности, например, реализация обязательной части Стандарта православного компонента общего образования в рамках преподаваемого предмета.

При внесении изменений в «Положение об аттестации педагогов» были учтены требования к образованию педагогов, а также критерии оценки их работы, представленные в Квалификационных требованиях.

Для проведения первичной диагностики соответствия компетенций педагогов гимназии Квалификационным требованиям мы использовали модифицированную методику к.п.н. Каверина Ю. А. «Диагностика профессиональной подготовки педагога» и метод экспертных оценок. Важным, на наш взгляд, является сравнение оценки результатов уровня профессионального развития самим педагогом и независимыми экспертами по одним и тем же показателям. Чем больше совпадают данные самооценки с оценками экспертов, тем более объективной получается картина, что позволяет выбрать оптимальное направление дальнейшего самосовершенствования.

Объективная оценка рассчитывалась как среднее арифметическое самооценки, оценки эксперта из числа коллег и оценки эксперта из числа администрации. По результатам диагностики было выявлено, что большая часть респондентов (65%-75%) имеет допустимый уровень научно-теоретической, психолого-педагогической и методической подготовки, 25%-30%- оптимальный уровень подготовки по названным блокам, у 5% респондентов зафиксирован критический уровень научно-теоретической и методической подготовки.

Были определены следующие методические затруднения педагогов:

  • недостаточные умения анализировать духовные ценности и смыслы при изучении содержания учебных дисциплин;
  • недостаточные знания церковных нормативных документов в сфере образования (Стандарт православного компонента образования и др.).

Проведенная диагностика наряду с положительными моментами (деятельность гимназии полностью обеспечена кадрами, имеющими высокий образовательный и профессиональный уровень, высокий уровень удовлетворенности профессиональной деятельностью, свидетельствующий об учете интересов работников администрацией гимназии и др.) позволила выявить следующие проблемы:

  • недостаточное методическое обеспечение реализации Стандарта православного компонента общего образования, приводящее к научно-теоретическим и методическим затруднениям педагогов в их практической деятельности;
  • несформированность единства ценностно-целевой ориентации педагогов на основе христианской системы ценностей и традиций РПЦ в связи с тем, что не все педагоги гимназии являются носителями православного мировоззрения и присваивают христианскую систему ценностей на личностном уровне.

Исходя из этого, были разработаны следующие направления совершенствования системы методического сопровождения педагогов, обеспечивающей качественное профессиональное развитие педагогического коллектива православной гимназии и эффективную реализацию Стандарта православного компонента общего образования:

  • расширение профессионального обучения педагогов в учреждениях дополнительного профессионального образования (обучение учителей литературы и истории по программе профессиональной переподготовки «Практическая теология», обучение всех учителей начальных классов по программе повышения квалификации по курсу ОРКСЭ – модуль «Православная культура»);
  • обучение учителей на ежегодных епархиальных педагогических курсах «Основы православной культуры» в Нижегородской духовной семинарии;
  • участие в проведении обучающих семинаров, открытых мероприятий в православных гимназиях, организованных ОРОиК Нижегородской епархии;
  • организация регулярного взаимодействия школьных методических объединений учителей православных гимназий Нижегородской епархии (вероучительных дисциплин, гуманитарных дисциплин с религиозным компонентом, естественнонаучных дисциплин с религиозным компонентом и др.)
  • увеличение количества участников выездных научно-практических конференций и обучающих семинаров, организованных в рамках деятельности Ассоциации православных гимназий ПФО с целью обмена опытом по реализации Стандарта православного компонента;
  • расширение участия педагогов в мероприятиях, организованных в рамках Региональных и Международных Рождественских образовательных чтений;
  • организация участия учителей в работе сетевых педагогических сообществ («Открытый класс», «Всероссийский интернет-педсовет» и других), которые являются не только базой образовательных информационных ресурсов, но и местом профессионального общения, обмена опытом, оказания методической поддержки и повышения квалификации;
  • организация индивидуального сопровождения учителей, осуществляемая в формах:
  • наставничества (индивидуальное шефство опытного педагога над молодым или вновь принятым учителем, способствующее передаче опыта наставника и привитию корпоративной культуры);
  • консультирование учителя с привлечением специалистов по конкретным вопросам (администрации, духовника, преподавателей Нижегородской духовной семинарии и т.п.);
  • содействие учителям, принимающим участие в профессиональных педагогических конкурсах («Серафимовский учитель», «За нравственный подвиг учителя» и других), а также в конкурсах, фестивалях и акциях, проводимых на базе гимназии;
  • сопровождение аттестуемых учителей, консультирование по нормативно-правовым вопросам и процедуре аттестации;
  • расширение форм внутришкольного профессионального обучения:
  • организация изучения нормативных документов РПЦ в сфере образования посредством размещения их на информационных стендах и в локальной сети Гимназии (в «электронном» виде) и обсуждения на «круглых» столах трудных для понимания мест документов;
  • организация постоянно действующих семинаров по формированию умения учителей использовать духовные ценности и смыслы при изучении содержания учебных дисциплин (православная педагогика);
  • организация мастер-классов учителей, ставших победителями профессиональных конкурсов с целью демонстрации и передачи творческого опыта работы учителя-мастера путем комментированного показа методов и приемов обучения на основе православного мировоззрения, рефлексия участниками мастер-класса уровня собственного профессионального мастерства и оказания им помощи в определении задач и программы самообразования.

Кроме того, необходима организация систематической работы с педагогами, направленной на образование единства ценностно-целевой ориентации, основанной на христианской системе ценностей и традициях РПЦ.

Рекомендуемые формы работы:

  • участие духовника в подборе педагогических кадров;
  • исполнение духовником гимназии духовных треб педагогов и членов их семей;
  • регулярные коллективные и индивидуальные духовные беседы с педагогами, организованные духовником гимназии с целью содействия их духовно-нравственному совершенствованию;
  • участие духовника в организации мер, направленных на повышение профессионального уровня педагогов;
  • участие духовника в разрешении конфликтов между педагогами и обучающимися, педагогами и родителями обучающихся;
  • контроль духовника за соответствием практической деятельности педагогов духовно-нравственным принципам и ценностям Православия;
  • организация участия педагогов в воскресных и праздничных богослужениях и таинствах Церкви;
  • корректировка графика рабочего времени в дни Церковных праздников, а также в первую и последнюю недели Великого поста с целью создания условий для участия педагогов в богослужениях;
  • организация паломнических поездок педагогов за счет привлечения средств благотворителей;
  • стимулирование педагогов к обучению в Школе изучения Библии при Свято-Никольском просветительском центре Нижнего Новгорода, преподавателем которой является духовник Гимназии;
  • организация в школьной библиотеке выставок книг духовного содержания и книг по православной педагогике;
  • формирование традиций поздравления педагогов с именинами и совместного празднования педагогами Пасхи и Рождества Христова.

Впереди - этап внедрения Квалификационных требований, на котором запланированы вторичная диагностика педагогических работников, составление персонифицированных программ повышения профессионального уровня педагогов с учетом результатов самооценки, повышения квалификации, катехизации, организация и проведение квалификационных испытаний педагогов в части Квалификационных требований в рамках аттестации и др.

Спасибо за внимание.

Надо добавить связи с епархиальным ОРОиК: проведение обучающих семинаров, организация обмена опытом с другими православными гимназиями, проведение совместных с др. гимназиями открытых мероприятий (уроков, по содержанию образования), организация региональных методических объединений учителей или регулярное взаимодействие школьных методических объединений учителей вероучительных дисциплин, гуманитарных с религиозным компонентом, естественнонаучных с религиозным компонентом и др.)

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены