РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Теория развития критического мышления как средство формирование УУД в современной начальной школе

И.В. Болтаевская

Аннотация

Статья посвящена теории развития критического мышления как одному из средств формирование УУД в современной начальной школе, которая вносит новые формы обучения младшеклассников. Показано, что формы урока РКМЧП отличаются от уроков с традиционным обучением. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока, они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Используя технологию РКМЧП, учителя отмечают стремление учеников принять более активное участие в учебном процессе, дети больше внимания уделяют подготовке к уроку, появляется уверенность в своих творческих возможностях, не боятся брать ответственность на себя, способны делать выводы.

Ключевые слова: Теория развития критического мышления

Учащиеся начальной школы должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, самостоятельно оценивать и регулировать свою деятельность, выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Цель ФГОС НОО – развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий.

Основным результатом обучения становится освоение обобщенных способов действий и достижение новых уровней развития личности учащихся)‏.

Важнейшим инструментом формирования УУД могут и должны стать современные образовательные технологии.

Главная цель технологии развития критического мышления – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно.

Достоинство технологии развития критического мышления по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям , ориентированным на развитие ученика и учителя в ее открытости, авторы технологии при ее создании опирались на современные методические приемы, разработки, используемые другими технологиями и подходами – дискуссионные, игровые технологии, ТРИЗ, модели рефлексивного письма; разнообразные методические приемы, развивающие интеллектуальные, коммуникативные умения учащихся. Технология помогает ученику овладеть способами работы с информацией, вдумчивого чтения, структурирования материала, умением задавать вопросы, постановки и решения проблем, рефлексивного письма, помогает овладеть методами групповой работы, умением аргументировано вести дискуссию. Технология объединяет известные и новые методические приемы в определенной логике построения урока (занятия).

Концепция стандартов второго поколения пополняет известную терминологию «знания», «умения», «навыки», «компетенции» (основным результатом обучения становится освоение обобщенных способов действий и достижение новых уровней развития личности учащихся и предлагает новую версию формулировки общеучебных (универсальных учебных) действий, которые закладываются в школе, действий, обеспечивающих способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию         посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Критическое мышление - это педагогическая технология построения урока на базе критического отношения к тексту. «Критическое мышление»- это новый взгляд на урок. Эта технология даёт освоение нового способа познания. Уроки, поcтроенные в данной технологии, побуждают детей самих задавать вопросы и активизирует к поиску ответа. Одна из основных целей технологии развития критического мышления – научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя.

Что же даёт технология критического мышления дает ученикам:

  • повышение эффективности восприятия материала;
  • повышение интереса к процессу обучения;
  • умение работать в сотрудничестве с другими;
  • повышение качества образования

И учителю:

  • умение создать в классе атмосферу открытости и сотрудничества;
  • возможность использовать модель обучения и систему методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
  • стать практиком, который умеет грамотно анализировать свою деятельность.

Технология развития критического мышления – надпредметная, проникающая, она применима в любых программах и предмете.

В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий). Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Технологические этапы урока

1 фаза

Вызов

Задачи: пробуждение имеющихся знаний и интереса к получению новой информации; помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.

На этой этапе происходит актуализация знаний, имеющихся у учащихся, возникает интерес к обсуждаемому вопросу. Для пробуждения вызова используются рисунок, вопрос, задачу, проблему, ситуацию, мозговой штурм, работу с ключевыми терминами, перевернутые логические цепи, свободное письмо, разбивку на кластеры

2 фаза

Осмысление

Задачи: помочь активно воспринимать изучаемый материал и соотносить старые знания с новыми.

3 фаза

Рефлексия

Рассмотрим систематизацию приемов технологии по формированию определенных универсальных учебных действий

  • Познавательные УУД
  • Приемы ТРКМ
  • Кластер
  • Верные - неверные утверждения
  • Синквейн
  • Эссе
  • Зигзаг
  • Общеучебные
  • Инсерт
  • Чтение с остановками
  • Постановка и решение проблемы
  • Знали – Хотим узнать – Узнали
  • Толстые и тонкие вопросы
  • Знаково-символические
  • Кластер

Каждый прием, используемый в технологии развития критического мышления, многофункционален, работает на развитие интеллектуальных и личностных умений, а выстроенные в логике «вызов–осмысление–рефлексия» они способствуют развитию рефлексивных способностей, помогают овладеть умением учиться самостоятельно.

Использование методов и приёмов технологии критического мышления у младших школьников на уроке:

  • способствует развитию умения производить простые логические действия: классифицировать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи и т.д.;
  • формирует умение аргументировано высказываться;
  • развивает познавательную деятельность с помощью формулирования вопросов.

Дети находятся в активной позиции, получают удовольствие от своей работы. Учитель видит интерес детей и хорошие результаты их работы. Поэтому считаем, что развитие логического мышления с помощью приёмов критического мышления актуально и его необходимо использовать в работе с младшим школьником. Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний. Формы урока РКМЧП отличаются от уроков с традиционным обучением. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока, они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.Используя технологию РКМЧП, учителя отмечают стремление учеников принять более активное участие в учебном процессе, дети больше внимания уделяют подготовке к уроку, появляется уверенность в своих творческих возможностях, не боятся брать ответственность на себя, способны делать выводы.

Литература

  1. Асмолов А.Г. Виды универсальных учебных действий. Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли.- / /-М.,- 2010.

  2. Бройде М.. Русский язык в упражнениях и играх.- / /-М. Бройде. – М., 2001.

  3. И.П. Валькова, И.А. Низовская, Н.П. Задорожная, Т.Т. Буйских. Как развивать критическое мышлени.-./- М.- 2010

  4. Загашеев И.О., Заир-Бек С.И. Муштавинская И.В. // Учим детей мыслить критически.- М.- 2003

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения от 10 апреля 2009г.. М., 2009.

  6. http://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm   Педагогические технологии и инновации.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены