РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование познавательных УУД средствами технологии развития критического мышления на уровне начального общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) определяет цели современного образования как развитие личности обучающихся на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД), освоение в познании мира. Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить и решать учебные проблемы, осуществляя для этого необходимые логические операции, поиск, структурирование, моделирование нового знания, иначе говоря – формирование умения учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. [1]

Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы УУД, одно из составляющей которых на этапе начального общего образования являются познавательные УУД. Они обеспечивают создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию.

Перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема подбора методов, средств и приемов для формирования умения учиться, для успешного владения новыми знаниями. Большинство учеников до сих пор ожидают работу по репродуктивной системе, обладают заниженной мотивацией к получению знаний и развитию своих способностей, испытывают психологический дискомфорт при необходимости публичного выступления. Познавательный интерес, будучи включённым в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжён с формированием познавательных УУД и многообразных личностных отношений.

Анализируя проблематику формирования познавательных УУД младших школьников, можно сказать, что разработан большой объем теоретического материала, который может служить основой работы педагогов школы по решению данной проблемы. Но, не смотря на это, мы видим, что существует проблема практического внедрения знаний в работу школы. Отсутствуют конкретные механизмы работы по решению данной проблемы, к тому же, данные теоретические разработки несколько устарели в связи с меняющейся ситуацией в современном образовании. [4]

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что новые требования к образованию не могут быть осуществлены в полной мере с помощью существующих подходов. Встает вопрос об изменении направлений в современном образовательном процессе в школе. Процессы получения знаний и формирования УУД органично связаны между собой. Усвоение нового знания необходимо организовать с опорой на деятельностные технологии, способствующие формированию УУД.

В более узком значении Александр Григорьевич Асмолов определяет этот термин как совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность. [2]

Прежде всего, через формирование УУД в системе образования обеспечивается развитие личности, где они выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися УУД выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Согласно ФГОС НОО познавательные УУД – это инструмент формирования у ребенка представления об особенностях развития, существования и взаимодействия человека с окружающим миром. [1]

Александр Григорьевич Асмолов подразделяет познавательные УУД на: общеучебные, логические учебные действия, а так же постановку и решение проблемы, что необходимо на каждом уроке в начальной школе. [2]

Одним из компонентов развития познавательных УУД, посредством которых «закладываются» компетенции в образовательном процессе, являются деятельностные технологии обучения. Одной из таких технологий является технология развития критического мышления.
Технология развития критического мышления – это проект сотрудничества учёных, учителей всего мира. Она была предложена в 90-е годы 20 века американскими учёными Куртом Мередит, Чарльзом Темплом, ДжинниСтил как особая методика обучения, отвечающая на вопрос: как учить мыслить? Различные приёмы, касающиеся работы с информацией, организация работы в классе, группе, предложенные авторами проекта, – это «ключевые слова», работа с различными типами вопросов, активное чтение, графические способы организации материала. Цель создания данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.). [5]

Данная технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы.

Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как:

  • умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
  • умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
  • умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
  • умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
  • умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми. [7]

Важным условием является применение данных приёмов в контексте трёхфазового построения урока, полное воспроизведение трёхфазового технологического цикла: вызов, осмысление, рефлексия. [6]

При прохождении всех фаз данной технологии будут формироваться такие познавательные УУД, как: поиск, получение и использование информации; осознание познавательной задачи; чтение и слушание с извлечением нужной информации, соотнося её с имеющимися знаниями, опытом; фиксирование информации разными способами; понимание информации, представленной в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; использование различных словарей, справочников, имеющихся в учебнике;нахождение в них нужных сведений; выполнение логических действий с учебным материалом: проведение анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения; подведение под понятие, доказательство, выделение выводов и т.д.

Критическое мышление, таким образом, - не отдельный навык, а комплекс навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи). Кроме того, учащиеся должны научиться (а педагоги должны помочь им в этом) подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т.д. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательные УУД.

Поэтому, работая в русле критического мышления, необходимо уделять большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]: утвержден Министерством образования и науки – Каменск-Уральский: ГБОУ СПО СО «Каменск-Уральский педагогический колледж», 2014. С изменениями и дополнениями от: 18 мая 2015 г., 31 декабря 2015 г.
  2. Асмолов, А. Г. Программа развития универсальных учебных действий: структура, содержание, ожидаемые результаты [Текст]: учебно-методическое пособие / А. Г. Асмолов
  3. Битянова, М. Р. Портрет современного ребенка [Текст] / М. Р. Битянова // Директор школы. – 2015. - №9.
  4. Левитес, Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии [Текст]: книга для учителя / Д. Г. Левитес. – Мурманск: Пазори, 2001.
  5. Майлахова, Е. А. Технология развития критического мышления [Текст] / Е. А. Майлахова // Научно-методическое осмысление. - 2017.
  6. Темпл Ч. Технология развития критического мышления [Текст]: методическое пособие для учителей / Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит.
  7. Халперн, Д. Психология критического мышления [Текст]: учебное пособие / Д. Халперн. – СПб.: Питер, 2000.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены