РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Формирование у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий

В современных условиях перед учителем встаёт проблема выбора системы заданий и ее значимость в формировании универсальных учебных действий для жизни учащегося.

Обоснование выбора темы. В современных условиях перед учителем встаёт проблема выбора системы заданий и ее значимость в формировании  универсальных учебных действий для жизни учащегося.

Цель деятельности. Цель деятельности разработать систему заданий для формирования регулятивных универсальных учебных действий и создать условия для развития  личности младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС  начального  общего  образования.

Практическая часть.

На конец обучения в 1 классе   учащиеся должны научиться:

  • понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения;
  • понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи;
  • принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему;
  • выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;
  • осознавать результат учебных действий, под руководством учителя описывать результаты действий, используя изученные математические термины;
  • осуществлять под руководством учителя пошаговый контроль своих действий.
  • Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
  • Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.
  • Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
  • Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.

На конец обучения 2 класса учащиеся должны научиться:

  • Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
  • Следовать режиму организации учебной и внеурочной деятельности.
  • Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
  • Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
  • Соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем.
  • Использовать в работе простейшие  инструменты и более сложные приборы (циркуль).
  • Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
  • Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

На конец обучения 3 класса учащиеся должны научиться:

  • Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
  • Самостоятельно определять важность или  необходимость выполнения различных задания в учебном  процессе и жизненных ситуациях.
  • Определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно.
  • Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
  • Определять правильность выполненного задания  на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.
  • Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
  • Использовать в работе литературу, инструменты, приборы.
  • Оценка своего задания по  параметрам, заранее представленным.

На конец обучения 4 класса учащиеся должны научиться:

  •  Самостоятельно  формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
  •  Использовать  при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.
  •  Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Программа  формирования регулятивного универсального действия (контроль и самоконтроль) в течение недели с помощью системы заданий.

Приложение 1

Задание

- Вспомните,  с какими  твердыми согласными, у которых нет мягкой пары, вы уже знакомы. 

- Есть третья буква, которая означает ТОЛЬКО твёрдый звук. Это Ц. Можете убедиться сами. Произнесите каждое слово в упражнении и прислушайтесь к себе.

Ц…ркуль, ц…фра, ц…ферблат, ц…корий, ц…ганка, ц…плёнок.

- Тяни первый слог.

- Какой звук ты произносишь и слышишь: [ц ] или [ц,]

- Что у тебя получилось?

- Проверь: совпадает ли это с указанием звукового столбика?

- Вернись  к упражнению 26. Перечитай слова, выделенные жирным шрифтом.

- Какие два слова ты теперь сумеешь записать правильно? Запиши.

Приложение 2

Задание

- Одно из чисел 2,5,3 является значением суммы двух других.

- Сделай математические записи.

- Проверь себя, используя рисунок.

Приложение 3

Задание

- Из всех слов выделенных жирным шрифтом выпиши только те слова, которые подтверждают новое правило, не забудь вставить пропущенные буквы.

Не велик у скунса рост,
Но зато – пуш…стый хвост.

Ш…мпанзе на двух ногах
В жарких селится лугах.
То подпрыгнет, то замрёт,
То душ…стый плод сорвёт.

Узнать ж…рафа просто:
Высокого он роста.

Полоскун ж…веет у речки,
На его хвосте колечки.

Серна – ж…тельница гор –
Любит ветер и простор.

- Посмотри, что получилось у Маши.

- У тебя получилось так же?

Приложение 4

Задание

-  Среди чисел 4, 13, 9 одно является значением суммы двух других. Составь с этими числами две суммы и две разности и запиши их.

-  Вычисли и проверь себя с помощью «Таблицы сложения».

Приложение 5

Задание

Запиши текст, вставляя буквы.

Наши щ…ки ч…до как хорош…! Леж…т щ…ка в тенёчке, щ…рится от удовольствия, лещ… рассматривает. А он от ч…йки прячется. Мимо краб беж…т. Держ… его, держ… краба!

- Вернитесь к началу текста и проверьте по образцу, выведенному на экран.

Приложение 6

Задание «Число-контролер»

Ученики получают карточки с примерами:

- Решив данные примеры. Обратите внимание, сумма всех ответов равняется числу 10 .

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг друга.

Приложение 7

Задание

Работа по карточкам.

Л…мон, к…ртина, м…рковь, п…льто, к…рман, …кно.

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг друга,  используя словарь.

Приложение 8

Задание «Исправь ошибки».

- Найти все ошибки в числовых выражениях, исправьте  и  запишите  в тетрадь .

- Проверить по образцу.

- Такой ли получен результат, как в образце?

Приложение 9

Задание (тетрадь для самостоятельной работы)

Спиши текст по правилам, используя памятку на стр.17.

Друзья на рыбалке.

В шесть мы с Мишей пошли на рыбалку. Журчала река, шуршали камыши. замечательный день! В воде мелькнула щука. Вокруг были кувшинки. Это настоящее чудо!

Методические рекомендации.

Разработанная нами модель системы заданий позволит решить проблему при формировании регулятивного универсального действия – самоконтроля. В результате выполнения этого задания учащиеся овладевают умениями прогнозировать результат вычислений и выполнять самопроверку, осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном  и   вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном.  Осуществлять работу, используя учебник и тетрадь для самостоятельных работ.

Предполагаемые результаты.

Контроль и самоконтроль:

  • Сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона;
  • Различать способ и результат действия;
  • Использовать установленные правила в контроле способа решения;
  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • Осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.

Выводы.

Предложенная модель деятельности учителя помогает в решении проблемы формирования универсальных учебных действий на уроках математики и русского языка  в начальной школе. Такое построение процесса обучения принципиально изменяет позицию ученика – существенное место начинают занимать роли исследователя, творца, организатора своей деятельности.  Ученик не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам в равной с ним мере отвечает за свои промахи, успехи, достижения. Он активно участвует в каждом шаге обучения: принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и т.д. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2020 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте (презентации, конспекты, статьи и пр.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.

Администрация сайта готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.