РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование УУД на уроках математики в малокомплектной школе

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного процесса.

Формировать УУД должны все предметы учебного плана. Большая роль при формировании познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий отводится математике.

Учителю математики малокомплектной школы в основном звене (5 – 9 классы) при планировании развития УУД необходимо учитывать несколько условий:

  • классы - комплекты нуждаются в особой организации педагогического процесса, в специфических подходах к развитию универсальных учебных действий учащихся;
  • при работе с двумя классами большое внимание необходимо уделять развитию умения работать самостоятельно;
  • в связи с малочисленностью обучающихся развитие коммуникативных навыков затруднено;
  • развитие универсальных учебных действий учащихся малокомплектной школы - это индивидуальный процесс, ориентированный на повышение качества обучения;
  • в малокомплектной школе, так же как и в городской обучаются дети поколения Z, отличительными чертами которого, являются:

с одной стороны они

  • умеют работать с любой информацией;
  • быстро развиваются;
  • могут делать одновременно несколько дел (писать сообщение, слушать музыку, играть в компьютерную игру и учить уроки) – при этом все дела считают важными;

с другой стороны

  • они плохо запоминают (всю информацию при случае можно посмотреть в сети)
  • не способны удерживать внимание на чем-то одном больше 15–20 минут – оно ослабевает.
  • не способны воспринимать длинные сообщения. Устную задачу надо уложить в 25 слов. А потом развёрнуто объяснить письменно и по пунктам. Каждый пункт тоже должен состоять не более чем из 25 слов.
  • лучше понимают образы, чем слова

(Джули Коатс, «Поколения и стили обучения».)

Математика – наука, требующая умения делать выводы, анализировать текст, видеть главные мысли, доказывать утверждения, находить необходимые и достаточные условия для решения задач, абстрагироваться от действительности.

Поэтому при построении урока математики в классе - комплекте особое внимание уделяется развитию умения работать с учебной литературой: учебником, справочником, интернет-сайтами. Важно научить ученика самостоятельно работать с книгой, вырабатывать умения и навыки осмысленного чтения и осознанного усвоения изложенного в ней материала.

Для этого можно использовать такие задания как:

  • разбери примеры в тексте учебника и придумай свои
  • Составь схемы, рисунки, таблицы, чертежи, используя свои обозначения
  • прочитай параграф и найди, о чём на уроке мы не говорили
  • прочитай материал учебника и поставь на полях значки: ? – не понятно, прошу объяснить; ! – понятно, могу объяснить однокласснику, > - надо запомнить.
  • составь тезисы по изученному материалу, которые необходимы для выполнения заданий по изучаемой теме
  • ответь на вопросы, используя материал учебника и дополнительной литературы
  • найди историческую справку по изучаемой теме, используя информацию Интернет
  • докажи теорему по составленному плану, обосновывая каждый этап доказательства
  • подготовь сообщение по изучаемой теме используя информацию из сети Интернет.
  • сравни изучение такой же темы из учебника прошлого года (например, изучение темы: Решение уравнений), чем они похожи и чем различаются.
  • подготовь вопросы для проверки знаний по изучаемой теме
  • рассмотри задания в учебнике к изучаемой теме и распредели их на типы, составь задания на выделенные типы.

Для того чтобы самостоятельная работа с информацией была эффективной необходимо научиться обучающихся основным способам работы с информацией таким как составлять план сообщения по теме, составлять тезисы, отбирать информацию по определённой теме.

Например:

Правила составления тезисов:

  1. ознакомительное чтение;
  2. повторное чтение текста, разделение его (с помощью плана или без него) на части;
  3. в каждой части прочитанного текста выделение главной мысли;
  4. изложение мысли своими словами;
  5. тезисы должны быть краткими, чёткими, ясными.

Эти приёмы работы с книгой

  • во-первых развивают умение работать с источниками информации, анализировать полученную информацию, видеть связи между понятиями, визуализировать полученную информацию, воспринимать текст не только из 25 слов…
  • во-вторых – во время самостоятельной работы с учебником, с Интернет учитель может работать с другим классом.

Автор:
Бурова Надежда Александровна
Учитель математики филиала
МОУ «СОШ № 2 г. Катав – Ивановска
в селе Верх – Катавка»

Использованы источники информации:

  • http://festival.1september.ru/articles/592471/
  • https://infourok.ru
  • https://coachingineducation.ru
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Лучшие статьи

Статей за текущий месяц нет.
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены